КВД Волейбол 5-9 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Наследие»
Нижнесергинского муниципального района
(МБОУ ЦО «Наследие»)

РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
протокол №1
от «28» августа 2023 г.

Программа курса внеурочной деятельности
Общеинтеллектуальной направленности
« Волейбол »
5 – 9 классы

Акбаш, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа для спортивной секции по волейболу разработана на основе
пособия А.И. Каинова «Организация работы спортивных секций в школе: программы,
рекомендации» Волгоград: Учитель - 2013 в соответствии с федеральным компонентом
государственным стандартом среднего полного образования, М.: «Дрофа» - 2004,
принятому 29 августа 2014 года, по которому на кружковую работу по волейболу
отводится по 1 учебных часа в неделю в 5-9 классах.
Место программы в образовательном процессе
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях
физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни,
приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка
компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают
чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при
изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в
общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно
учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в
соревнованиях по волейболу различного масштаба.
Кружковая работа по волейболу входит в образовательную область «Физическая
культура».
По своему воздействию спортивные игры в том числе волейбол являются наиболее
комплексными универсальным средством развития психомоторики человека. Специально
подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах,
подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития,
прежде всего координационных способностей.
Цели и задачи
Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует
совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых
качеств.
Цель программы - углублённое изучение спортивной игры волейбол.
Основными задачами программы являются:
 Укрепление здоровья;
 Содействие правильному физическому развитию;
 Приобретение необходимых теоретических знаний;
 Овладение основными приемами техники и тактики игры;
 воспитание
воли,
смелости,
настойчивости,
дисциплинированности,
коллективизма, чувства дружбы;
 привитие ученикам организаторских навыков;
 повышениеспециальной,физической,тактическойподготовкишкольниковповолейбо
лу;
 подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;
Содержание программы
Материалпрограммыдаетсявтрехразделах:основызнаний;общаяиспециальная физическая
подготовка; техника и тактика игры.
Вразделе«Основызнаний»представленматериалпоисторииразвитияволейбола, правила
соревнований.

В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые
способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к
физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению
техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать
участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов
упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе
совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы
учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и
умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в
режиме учебно-тренировочных по 1 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и
отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил
игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного
решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется
применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом
движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды,
указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных
пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные
представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
 метод упражнений;
 игровой;
 соревновательный;
 круговой тренировки.
Главными них является метод упражнений, который предусматривает многократные
повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся
образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально
подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и
физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
1

ИЗУЧАЕМЫЕТЕМЫ
История развития волейбола Общие основы волейбола

Всего:
1ч

2

Правила игры и методика судейства

1ч

3
4

Техническая подготовка волейболистов
Физическая подготовка

1ч
1ч

5
Методика тренировки волейболистов
Изучение техники игры в волейбол

1ч

Техника нападения:
6

Перемещения

1ч

7

Стойки

1ч

8

Подачи

2ч

9

Передачи

2ч

Нападающие удары
10
Техника защиты:

2ч

11

Перемещения

2ч

12
13

Прием мяча
Блокирование

2ч
2ч

14

Изучение тактики игры в волейбол

2ч

Тактика нападения:
15
16

Индивидуальные действия
Групповые действия

Командные действия
17
Тактику защиты:
18
19
20
21

2ч
2ч
2ч

Индивидуальные действия

2ч

Групповые действия

2ч

Командные действия

2ч

Игра по правилам с заданием

2ч

Итого:

35ч.

Примечание:
В зависимости от индивидуальных возможностей учебной группы или при невозможности
провести 35 занятий по объективным причинам (болезни, каникулы или др. уважительные
причины) преподаватель может по своему усмотрению изменять порядок различных тем
внутри учебного плана, или добавлять занятия в другие дни взамен пропущенных.
Можно также исключать некоторые занятия или заменить на другие, которые хуже
усваиваются.
Материально-техническое обеспечение занятий
Дляпроведениязанятийвшколедолженбытьзал:минимальныеразмеры99м2.
Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование
и инвентарь:
1. Сетка волейбольная -1шт.
2. Стойки волейбольные-2шт.
3. Гимнастические стенки-2шт.
4. Гимнастические скамейки -2шт.
5. Гимнастические маты-10шт.
6. Скакалки-20 шт.
7. Мячи набивные(масса1кг) -5шт.
8. Мячи волейбольные -20шт.
10.Рулетка-2штуки.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и
методистов/Г.А.Колодиницкий,В.С.Кузнецов,М.В.Маслов.–М.:Просвещение,
2011. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
1. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского
резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебнотренировочный). – М.: Советский спорт. 2005.-112с.
2. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных
школ,специализированныхдетско-юношескихшкололимпийскогорезерва(этапы:
спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный).–М.:
Советский спорт, 2005.
3. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5–9 классы:
проект. (Стандарты второго поколения). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 61с.
4. Справочник учителя физической культуры/П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. –
Волгоград: Учитель, 2011.
5. ХолодовЖ.К.,КузнецовВ.С.Теорияиметодикафизическоговоспитанияиспорта: учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия,
2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты в
занятиях волейболом
В

учебно-тренировочном

процессе

по

волейболу

подвижные

игры,

соревновательно -игровые задания и эстафеты применяются для закрепления технических
приёмов и тактических действий. Они могут быть включены в подготовительную часть
занятия как продолжение разминки и в конце основной части занятия.
Выбор подвижных игр зависит от материально-технической оснащённости
учебного процесса (спортивный зал, стадион, пришкольная спортивная площадка,
инвентарь), от возраста и уровня подготовленности занимающихся.
Игры на закрепление и совершенствование
технических приёмов и тактических действий
Игры с перемещениями игроков
1. «Спиной к финишу». Игроки построены в одну шеренгу за лицевой линией,
спиной к финишу. Интервал между ними 4–5 м. По сигналу игроки бегут 18 м спиной
вперёд (до противоположной лицевой линии). Побеждает игрок, который первым
пересечёт линию финиша.

2. «Бег с кувырками». Команды построены в колонну по одному за лицевой
линией площадки (линия старта-финиша). На расстоянии 9 м перед командами кладут по
гимнастическому мату. По сигналу первые игроки команд бегут до гимнастического мата,
выполняют кувырок вперёд и продолжают бег до противоположной лицевой линии.
Заступив одной ногой за линию, игроки возвращаются спиной вперёд, выполняют на мате
кувырок назад и продолжают бег спиной вперёд до линии старта-финиша. Победитель
приносит своей команде 1 очко. Следующие игроки выполняют то же задание.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков
3. Эстафета «Челночный бег с переносом кубиков». Предварительно на обеих
половинах волейбольной площадки устанавливают по три кубика (можно кегли) на
линиях разметки: два на пересечении линии нападения и боковых линий (по одному с
каждой стороны) и один в центре на средней линии. В эстафете принимают участие две
командыпошестьчеловек,которыерасполагаютсянапротивоположныхлицевыхлиниях.

По

сигналу первые участники от каждой команды, добежав до пересечения линии нападения
с боковой линией (на своей стороне площадки), берут в руки кубик, бегут обратно и
ставят его на лицевую линию. Затем то же действие выполняют со вторым кубиком,
находящимся на противоположной стороне от первого кубика. После чего устремляются к
средней линии, берут третий кубик, возвращаются назад и передают его второму
участнику своей команды. Тот в свою очередь выполняет это же задание, только в
обратной последовательности и т.д. Выигрывает команда, последний участник которой
первым закончит перенос и установку кубиков в исходное (до игры) положение.
Игры с передачами мяча
1. Игровое задание «Художник». Передачами мяча сверху обозначить на стене
какую-либо геометрическую фигуру, букву или цифру.
2. «Мяч над головой».Занимающиеся разбиваются на команды с равным числом
игроков. Время игры (обычно 1–1,5 мин) объявляется заранее. Одновременно могут
играть две и более команды. При нехватке волейбольных мячей команды в ступают в игру
по очереди. Игроки каждой команды произвольно располагаются на отведённой им части
площадки. Одна команда отделяется от другой меловой линией или линиями имеющейся
разметки. Каждый участник получает волейбольный мяч. От команды выделяется один
человек, который контролирует игру команды-соперницы. По сигналу все играющие
начинают выполнять верхнюю передачу над собой. Игрок, уронивший мяч или
поймавший его, выбывает из игры и садится на скамейку. Побеждает команда, у которой
после сигнала об окончании игры на площадке осталось больше игроков. Игру повторяют
2–3 раза.

3. «Обстрел чужого поля». На боковых линиях волейбольной площадки
обозначают два круга диаметром 2 м один напротив другого. По очереди игроки заходят в
круг и выполняют передачу мяча сверху двумя руками, стараясь попасть в
противоположный крут. Если мяч не попадает в цель, игрок получает штрафное очко.
Побеждает игрок, набравший наименьшее количество штрафных очков.
4. «Не урони мяч». Игроки делятся на пары и располагаются на расстоянии 4 м друг от
друга. У каждой пары – волейбольный мяч. По сигналу начинают встречную
произвольную передачу мяча в парах. Пара, поймавшая или уронившая мяч, садится на
скамейку. Последняя пара, оставшаяся на площадке, объявляется победителем. Игру
можно проводить по командам, сформировав их из определённого количества пар.
5. «Передачи в движении». Игроки в парах на расстоянии 4м друг от друга из-за
лицевой линии начинают передачи мяча двумя руками сверху (снизу) в движении,
перемещаясь боком к противоположной линии и обратно. Побеждает та пара, которая
допустила меньше потерь мяча.
6. «Свеча». В игре принимают участие две и более команды с равным числом
игроков. На полу мелом обозначают круг или кладут гимнастический обруч. Команды
располагаются в колонны по одному. По сигналу первые игроки команд забегают в круг,
выполняют передачу над собой и выбегают из круга, а их места занимают вторые
номерами т.д. Побеждает команда, сделавшая больше передач за определённое время.
7. «Поймай и передай». Участники разделяются на несколько команд, которые
становятся в колонны по одному напротив друг друга на боковых линиях площадки. По
команде направляющие одной из колонн подбрасывают мяч одной рукой и выполняют
передачу снизу двумя руками партнёру во встречную колонну. Тот ловит мяч и
аналогичным образом возвращает его обратно в противоположную колонну. Игроки,
выполнившие передачу мяча, становятся в конец своей колонны. Побеждает команда,
которая выполнит это упражнение быстрее и с меньшим количеством ошибок или совсем
без ошибок.
8. «Вызов номеров». Игра проводится в двух командах. Игроки каждой
команды рассчитываются по порядку и, запомнив свой номер, становятся по кругу. Один
игрок с мячом стоит в центре круга. По сигналу он начинает выполнять передачи мяча над
собой, после третьей передачи называет какой-либо номер и бежит из круга. Игрок, чей
номер был назван, устремляется к мячу и, не дав ему упасть на пол, продолжает передачу
мяча над собой и т.д. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча за
отведённое время.
Варианты: а) игроки занимают по кругу различные исходные положения: стоя спиной к
центру круга; сидя на полу и др.

б) игроки передвигаются по кругу ходьбой, медленным бегом, прыжками на обеих
ногах, в приседе и т.п.
в) команды выстраиваются в колонны перед линией старта на одной стороне
площадки. На расстоянии 9 м перед ними (в кругах) лежит по волейбольному мячу.
Игроки рассчитываются по порядку. Учитель вызывает любой номер, и игрок, чей номер
был назван, устремляется к мячу. Берёт его в руки, выполняет передачу партнёру,
стоящему во главе колонны, и получает от него обратный пас. Команда, игрок которой
быстрее выполнил две передачи, получает 1 очко. Затем вызываются (в любой
последовательности) остальные игроки команды. Выигрывает команда, набравшая
наибольшее количество очков.
9. Эстафета с передачей волейбольного мяча. Две-три команды с равным
количеством игроков располагаются во встречных колоннах на расстоянии 7–8 м. По
сигналу первые игроки колонн ударяют волейбольным мячом об пол, а сами
перемещаются в конец встречных колонн. Первые игроки встречных колонн выбегают
вперёд, принимают отскочивший от пола мяч, передают его двумя руками сверху (или
снизу) в обратном направлении на второго игрока и перемещаются в конец
противоположных колонн, вторые тоже ударяют мячом об пол, а затем перемещаются в
концы встречных колонн и т.д. Игра проводится на время. Побеждает команда,
допустившая меньшее количество ошибок.
10. Эстафета«Передал–садись».Двеколоннынарасстоянии3–4модна

от

другой, расстояние между игроками – длина рук, положенных на плечи. Перед колоннами
на расстоянии 5–6 м – круги, в которые встают с волейбольными мячами капитаны
команд. По сигналу игроки в кругах передают мячи первым игрокам вколоннах, те
возвращают мячи обратно и сразу принимают упор присев. Далее такие же действия
совершают вторые, третьи игрок и т.д. Когда последний в команде игрок отдаёт капитану
мяч, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встаёт. Побеждает команда,
закончившая передачи раньше других.
11. Эстафета«Одна верхняя передача». Перед колоннами своих команд на
расстоянии 3мотних за ограничительной линией стоят капитаны с мячами в руках. По
сигналу

они

выполняют

верхнюю

передачу

направляющему

своей

колонны.

Направляющие возвращают мячи двумя руками сверху капитанам и убегают в конец
своей колонны. Капитаны передают мяч следующим игрокам и т.д. Если мяч упал на пол,
то игрок, которому он был адресован, должен его поднять и выполнить передачу.
Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
12. Эстафета «Две верхние передачи». Перед своими командами, которые
построенывколонны,нарасстоянии3мзаограничительнойлиниейстояткапитаныс

мячами в руках. По сигналу они выполняют верхнюю передачу над головой, а затем
верхнюю

передачу

направляющему

своей

колонны.

Направляющий

повторяет

упражнение, возвращая мяч капитану, после чего уходит в конец своей колонны и т.д.
Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Упавший на пол мяч поднимает
игрок, которому он был адресован.
13. Эстафета «Верхняя и нижняя передачи мяча». Каждая команда делится
на две стоящие друг против друга (на расстоянии до 4 м) колонны. Участники одной из
колонн выполняют в сторону противоположной колонны верхнюю передачу и получают
мяч нижней передачей. Волейболистам разрешается ловить мяч для выполнения своей
передачи. После окончания эстафеты колонны меняются ролями. Упавший на пол мяч
поднимает тот волейболист, которому он был направлен. Эстафету проводят чётное
количество раз.
Усложнённый вариант: те же действия, но с передачами мяча через сетку.
14. «Назад по колонне». Игроки стоят в параллельных колоннах в 3 м друг от
друга. По сигналу направляющие колонн выполняют передачу мяча сверху двумя руками
партнёрам, стоящим сзади, которые в свою очередь передают мяч таким же способом в
конец колонны. Замыкающий игрок ловит мяч, бежит с ним в начало колонны и
выполняет то же задание и т.д. Выигрывает команда, в которой направляющий первым
вернётся на своё место.
Вариант: по сигналу первый передаёт мяч верхней передачей за голову второму и
поворачивается кругом, второй делает то же и т.д. Когда мяч доходит до последнего в
колонне, он одну передачу делает над собой, поворачивается кругом и передаёт мяч за
голову предпоследнему в обратном направлении и т.д. Выигрывает команда, в которой
игрок, начавший упражнение, получит мяч первым.
15. «Приём и передача мяча в движении».Игроки в двух колоннах по одному
выстраиваются за лицевой линией. Первые игроки в колоннах по сигналу учителя
перемещаются к сетке, выполняя передачи мяча двумя руками сверху над собой. Дойдя до
сетки, бросают в неё мяч и принимают его снизу двумя руками. Возвращаясь к своей
колонне, игроки выполняют передачи двумя руками снизу. Затем то же задание
выполняют вторые игроки и т.д. За каждое падение мяча на пол команде начисляется
штрафное очко. Выигрывает команда, набравшая меньше штрафных очков.
16. «Догони мяч». Играющие делятся на две группы по 8–10 человек, каждая
группа играет самостоятельно на противоположных сторонах волейбольной площадки.
Игроки располагаются в одну шеренгу на линии нападения спиной к сетке,
приготовившись к бегу. Один из игроков с мячом располагается позади шеренги. Он
бросаетмяччерезголовыигроковвперёд-вверх,тестараютсянедатьмячуупастьнапол,

Подбивая его вверх двумя руками снизу. Кому это не удаётся, тот становится подающим
,и игра возобновляется.
17. «Лапта волейболистов». Играющие распределяются на две равные команды
по 6 человек, одна из которых является подающей, другая – принимающей подачу. Обе
команды располагаются на противоположных сторонах волейбольной площадки. По
сигналу первый игрок выполняет подачу мяча на сторону соперника, а сам быстро бежит
вокруг площадки и возвращается назад на своё место. Игроки противоположной команды
принимают мяч и разыгрывают его между собой, стараясь выполнить как можно больше
точных передач за время бега игрока, выполнившего подачу мяча. Как только он вернётся
на своё место, передачи мяча прекращаются и мяч передаётся очередному игроку для
выполнения подачи. Так продолжается до тех пор, пока все игроки подающей команды не
выполнят подачу и перебежку. Затем команды меняются местами и ролями. За каждую
передачу команде начисляется 1 очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Правилаигры.Подаватьмячтолькопосигналу.Привыполнениипередачнельзяповторно
адресовать мяч одним и тем же игрокам, его каждый раз следует посылать другому
игроку. Передачи мяча прекращаются, если он упал на пол.
Игры с передачами мяча через сетку
1. «Летающий мяч». Игроки делятся на 2–3 команды. Каждая команда, в свою
очередь, делится на две подгруппы, которые располагаются на своём игровом участке
волейбольной площадки в две встречные колонны по разные стороны сетки, за линиями
нападения. По сигналу игроки выполняют передачу мяча сверху (снизу) двумя руками
через сетку партнёрам, а сами убегают в конец своей колонны. Команда, допустившая
ошибку в передаче, выбывает из игры. Побеждает команда, дольше выполнявшая
передачи.
2. Эстафета «Мяч над сеткой». 2–3 команды становятся в две встречные
колонны, которые располагаются лицом друг к другу по обе стороны сетки за линиями
нападения. Направляющие правых колонн держат по мячу. По сигналу они передают мяч
сверху двумя руками через сетку своим партнёрам, а сами убегают в конец своей колонны.
Тот, кому мяч адресован, тем же способом посылает его через сетку следующему игроку
противоположной колонны и бежит с левой стороны в конец своей колонны и т.д. Если
мяч не перелетел через сетку, совершивший ошибку игрок повторяет передачу.
Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Вариант: после передачи мяча игрок перемещается в конец противоположной
колонны.

Игры с подачами мяча
1. «Сумей принять». Игроки парами один напротив другого располагаются на боковых
линиях площадки. По команде игроки одной из шеренг выполняют нижнюю (верхнюю)
прямую подачу на своих партнёров, которые принимают мячи и выполняют передачи в
обратномнаправлении.Каждыйигроквыполняетпо10подач,затемигрокименяются ролями.
Побеждает в игре тот, кто принял больше подач без ошибок.
2. «Снайперы». Команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях
волейбольной площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по одной подаче,
стараясь попасть в квадраты (гимнастические маты, расположенные на волейбольной
площадке) с цифрами от 1 до 6 и набрать наибольшую сумму очков. Если мяч попал в
квадрат с цифрой 6, игроку начисляют 6 очков и т.д. Побеждает команда, набравшая
больше очков. Повторные подачи при совершении ошибки не разрешаются.
3. «Прими подачу». Игроки делятся на две команды. Первая команда
произвольно располагается на одной стороне волейбольной площадки. Члены второй
команды встают вдоль лицевой линии на другой стороне площадки, а её направляющий
получает волейбольный мяч. По сигналу игрок второй команды выполняет нижнюю
прямую подачу мяча через сетку. Любой игрок первой команды должен принять подачу и
выполнить передачу одному из своих товарищей, который должен поймать мяч. Когда все
игроки второй команды выполнят подачу, команды меняются местами. Выигрывает
команда, набравшая больше очков.
Правила игры:
1. Подачу выполнять только по сигналу. В противном случае она не засчитывается
и команда соперников получает очко.
2. При неудачной подаче очко получает команда соперников.
3. За каждую принятую подачу с последующей передачей и ловлей мяча команде
присуждается очко.
4. При падении мяча напал по с лене удачной попытки его поймать очко команде
не засчитывается.
5. После приёма или падения мяча команда перекатывает под сеткой мяч второй
команде.
6. Игроки подающей команды выполняют по одной подаче строго по очереди.
Игры с атакующим ударом
1. «Бомбардиры». Игроки делятся на две команды. Игроки одной команды
поочерёдно выполняют атакующие удары из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3. Игроки
другой команды стремятся защитить своё поле. Если «бомбардир» попал в площадку и
защитникинекоснулисьмяча,тонападающийполучает2очка;есликоснулись,ноне

приняли – 1 очко; если приняли – 0 очков. Когда все игроки команды выполнят
атакующий удар, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше
очков.
2. «Удары с прицелом». Обе половины игровой площадки расчерчиваются на 9
квадратов3X3м,обозначенныхцифрами.Командырасполагаютсявколоннахнабоковых
линиях зоны 2. Игроки поочерёдно выполняют атакующие удары с передачи из зоны 3.
Команде начисляются очки соответственно цифре квадрата, в который попал мяч после
удара. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Методическоеуказание:привыполнениинападающихударовиззон2и3

цифры

в

квадратах меняют.
Игры с блокированием атакующих ударов
1. «Кто быстрее». Игроки двух команд располагаются в колонны по одному на
противоположных сторонах площадки в зоне 4 (на пересечении линии нападения и
боковой линии). По сигналу направляющие колонн перемещаются в зону 2, попутно
имитируя блок в зоне 4 (руки выше сетки), перемещение к линии нападения и касание её
рукой. Затем имитируют блок в зоне 3, повторно касаются рукой линии нападения и в
заключение имитируют блок в зоне 2. Быстро возвращаются к своей колонне и передают
эстафету следующему игроку, который выполняет то же задание, и т.д. Выигрывает
команда, закончившая эстафету первой.
2. «Дружная команда». Играют две команды по 3 человека. Одна команда
нападает,другаяобороняется.Игрокинападающейкомандырасполагаютсявзонах2,3,4;
блокирующие – на другой половине площадки в зонах 2, 3, 4, их задача – организация
группового блокирования. Нападающая команда выполняет удары из зон 2 и 4. Игрок,
выполнивший нападающий удар из зоны 4, переходит в зону 2, и наоборот. После
выполнения шести нападающих ударов игроки обеих команд уступают место другим
игрокам своих команд и игра продолжается. Игроки, не участвующие в блокировании,
собирают мячи и отдают их нападающим.
Если мяч заблокирован и остался на стороне нападающих, то блокирующие
получают 2 очка, если мяч перелетел на сторону обороняющейся команды, но коснулся
блока, то она получает 1 очко. Нападающий удар, не состоявшийся по вине атакующей
команды,

засчитывается

как

выполненный

(ошибка

в

передаче,

неготовность

нападающего или касание им сетки и др.). После выполнения установленного количества
нападающих ударов команды меняются местами и ролями. Побеждает команда,
набравшая больше очков.

ПРИЛОЖЕНИЕ2
Словарь терминов и определений
Атакующий удар – технический приём, состоящий в перебивании одной рукой
мяча, находящегося выше верхнего края сетки, на сторону соперника.
Блокирование – действие игроков вблизи сетки для создания препятствия
перелёту мяча, летящего от соперников, осуществляемое поднятием рук блокирующих
выше верхнего края сетки.
Боковая линия–линия, ограничивающая ширину игровой площадки.
Выбор места – элемент тактического мастерства, заключающийся в умении
заранее определить своё местоположение для активного участия в атаке или обороне.
Выпрыгивание вверх–прыжок в верх без разбега.
Движение–перемещение тела и его звеньев в пространстве и времени.
Двойное касание – игрок касается мяча дважды подряд или мяч касается
различных частей его тела последовательно.
Замена – действие, которым судья разрешает игроку покинуть площадку, а
другому игроку занять его место.
Зона подачи – участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии волейбольной
площадки.
Имитация – воспроизведение упражнения, чаще всего точное по форме, но без
значительных усилий.
Комбинация – заранее разученные и согласованные действия игроков при
создании лучших условий одному из спортсменов для завершения результативной атаки.
Либеров–свободный защитник.
Линия нападения – линия волейбольной площадки, ограничивающая зону
нападения. Проводится на каждой из сторон площадки в 3 м от оси средней линии и
параллельно ей.
Лицевая линия–линия, ограничивающая длину игровой площадки.
Матчбол – очко, разыгрываемое в матче, выигрыш или проигрыш которого может
решить исход всего матча.
Обманный удар–несильный удар игрока вне защищённую часть площадки после
предварительной имитации сильного удара.
Партия – часть матча в волейболе, за время которого одна из сторон должна
набрать 25 очков (при преимуществе не менее чем в 2 очка).
Пас–передача мяча от одного партнёра к другому.
Передача мяча – технический приём, заключающийся в направлении игроком мяча
партнёру для развёртывания атакующих взаимодействий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».