РП Семьеведение

Общая характеристика курса

Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее –

программа) для 5–9 классов составлена на основе положений и требований:

 Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);

 федеральной рабочей программы воспитания.

 При разработке программы использовались следующие нормативные
документы:

 Конституция Российской Федерации;
 Указ Президента Российской

«Об утверждении

Основ

Федерации от

09.11.2022 г. № 809

государственной политики по сохранениюи

укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
 Семейный кодекс Российской Федерации.

Актуальность

курса

Актуальность курса
внеурочной

деятельности

«Семьеведение»в

способствующих

формированию у

современных условиях обусловлена необходимостью разработки специальных
программ

обучения

и

воспитания,

представителей молодого поколения приверженности традиционнымроссийским
духовно-нравственным ценностям, включая ценности крепкой семьи,

укрепляющих гражданское единство российского общества, направленных на
решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья – основа
любого государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и

воспитание детей, передача духовно-нравственного, социального и культурного
опыта новому поколению.

Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства,в

том числе посредством образования. Образование становится средством,

2

обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада
семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления

отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому поколению
знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни.
Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде

всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов,

формирующих в человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем
ценность семьи в сознании молодых людей зачастую девальвируется под

воздействием негативного влияния элементов деструктивной идеологии. В этой
связи формирование в сознании обучающихсяценности крепкой семьи, брака,

многодетности является одной из основных задач системы общего образования в
Российской Федерации.

Создание программы курса «Семьеведение» для обучающихся 5–9 классов

продиктовано

важностью целенаправленной

просветительскойи

воспитательной деятельности, которая предполагает:

 осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности в
жизни современного человека;

 приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей;

 формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к
старшим поколениям;

 приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения и
межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в
российскомобществе традиционным духовно-нравственным ценностям.
Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности

обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных
ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений.

Приоритетное внимание в программе придается современным научно-

3

педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с учетом
возрастных особенностей обучающихся.

Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том,

что его содержание предполагает:

 освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений,
которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом,влияющим на
их дальнейшую жизненную траекторию;

 рассмотрение

семейной

проблематики

не

только

с

точки

зрения

современных научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-

смыслового и эмоционального восприятия обучающимися, а также их
индивидуальногожизненного опыта;

 развитие практических навыков и познавательных интересов обучающихся,
связанных

с

их

ценностными

установками

на

создание

крепкой

многодетной семьи и моделями поведения в сфере реальных семейных
отношений.

Цель и задачи курса

Целью курса является введение молодых людей в традиционную для

нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных
ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности,целомудрия.
Изучение курса направлено на формирование:

 четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы
обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;

 понимания обучающимися 5–9 классов особой значимости института семьи

для самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти
и преемственности поколений;

 ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему
поколению,
ценностям,

к

российским

традиционным

духовно-нравственным

4

в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины,
рождению и воспитанию детей.

В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:

 ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими
смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и
таксономии семейных терминов;

 формирование у молодых людей основных представлений о семейной
жизни с позиции психологии, культурологии и этики

 осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и
принятие их для построения собственной семьи в будущем;

 содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных
вопросов, связанных с семейными отношениями;

 обеспечение осознания обучающимися своей гражданской и социальной
идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;

 одействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой
семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;

 ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;

 обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в
сфере семейных отношений.

Место курса в образовательном процессе

Программа «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение 34

учебных часов в рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть
предложен обучающимся в качестве одного из существующих по выбору.

Программа является содержательным и методическим ориентиром для

составления педагогами рабочих программ. Предложенные элементы содержания
и виды деятельности обучающихся должны быть конкретизированыс учетом

возрастных особенностей и запросов обучающихся. Расширение содержания и
видов деятельности связано с возможностью выбора педагогом

5

различных вариантов учебно-методического обеспечения курса, а также с
существующими условиями школьной информационно-образовательной среды.
Освоение программы курса может быть организовано образовательной

организацией во внеурочное время в следующих вариантах:
 для младших подростков (5–7 классы);
 для старших подростков (8–9 классы).

В содержании курса курсивом выделены позиции, которые целесообразно

изучать только в 8–9 классах. Включение этих элементов в содержание
программы курса внеурочной деятельности не ведет к нарушению его

содержательного единства и ориентирует педагогов на необходимость учитывать
особенности его преподавания в 8–9 классах.

Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать как

предметом дискуссии, так и основой для проектной деятельности обучающихся.
Темы проектов выбираются учителем с учетом региональной специфики.

Содержательные элементы программы позволяют организовать на их основе

практическую и поисково-исследовательскую деятельность, результаты которой
могут быть использованы при реализации обучающимися индивидуальных
проектов.

Особенность программы внеурочной деятельности состоит в том, что в нейв

краткой обобщенной форме представлены все основные аспекты семейной

проблематики (исторические, социокультурные, правовые, экономические,

психологические, нравственные), позволяющие обучающимся ознакомитьсяс
основами семьеведения.

6

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»

Реализация программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение»

направлена на обеспечение достижения обучающимися личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
гражданское воспитание:

 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи;

 понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
 обретение положительного образа

семьи,

родительства

(отцовства и

материнства), освоение традиционных семейных ценностей России;

 готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской семье,
классе, школьном коллективе;

 понимание роли семьи как социального института в жизни человека;

патриотическое воспитание:

 осознание

российской

идентичности

в

поликультурноми

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию

родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,

народов России, ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒
России, семейных традиций народов России;

духовно-нравственное воспитание:

 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора

в

семейных

отношениях,

готовность

оценивать

свое

поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
традиционных духовно-нравственных ценностей, а также правовых норм;

7

 способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
созданию крепкой, гармоничной семьи;

эстетическое воспитание:

 восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов,
понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;

физическое

воспитание,

формирование

эмоционального благополучия:

культуры

здоровьяи

 осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни;

 соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в
интернет-среде;

трудовое воспитание:

 установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность, уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

ценности научного познания:

 овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира с учетом семейных традиций народов России;

адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальнойи природной
среды:

 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих
общественного

ведущей

поведения,

сообществах, включая семью;

 умение

оценивать

деятельности

форм

ситуацию

возраста,

социальной

стресса,

норм

жизни

корректировать

в

и

правил

группах

и

принимаемые

решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.
8

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 выявлять

и

характеризовать существенные

явлений и процессов;

признаки

социальных

 выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;

 делать

выводы

с

использованием дедуктивных

индуктивныхумозаключений, умозаключений по аналогии.

Базовые исследовательские действия:
 проводить

по

самостоятельно

составленному

плану

и

небольшое

исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;

 оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе исследования;

 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, исследования;

 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событийи их
последствия

в

аналогичных

или

сходных

ситуациях,

предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

выдвигать

Работа с информацией:

 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;

 выбирать,

анализировать,

систематизировать

и

информацию различных видов и форм представления;

интерпретировать

 самостоятельно выбирать оптимальную форму представленияинформации;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.

9

Коммуникативные универсальные учебные действия:
 воспринимать

и

формулировать

суждения,

соответствии с целями и условиями общения;

выражать

эмоциив

 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать

невербальные

социальных знаков;

 знать

и

распознавать

средства

общения,

предпосылки

смягчать конфликты, вести переговоры;

 понимать

намерения

других,

проявлять

понимать

значение

конфликтных

ситуаций и

уважительное

отношение к

собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы

и

высказывать

идеи,

нацеленные

задачии поддержание благожелательности общения;

на

решение

 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;

 публично представлять результаты выполненного исследования,проекта;

 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации

и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:

 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 ориентироваться в

различных подходах

принятия

(индивидуальное, принятие решений в группе);

решений

 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения);

 делать выбор и брать ответственность за решение.

10

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнутьпри
решении

учебной

обстоятельствам;

задачи,

адаптировать

решение

к

меняющимся

 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;

 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

 оценивать соответствие результата цели и условиям;

 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;

 регулировать способ выражения эмоций.
Совместная деятельность:

 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной

работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;

 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по

ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;

 уметь обобщать мнения нескольких людей;

 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с

учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),

распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формахработы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

11

 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;

 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
в

достижение

результатов,

разделять

сферу

ответственности и

проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого
члена семьи, важности семьи как базового социального института;

социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе;
содержании и значении социальных норм, регулирующих семейные
отношения,включая правовые нормы;

 осознание

значимости

крепкой

семьи,

брака

как

ценностив

современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как
традиционную российскую духовно-нравственную ценность; осознание
значимости семейных традиций в истории народов России;

 формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и
нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи,
коллективизма, преемственности истории нашей Родины;

 умение

характеризовать

особенности

семейных

отношений с

использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями,
аудио- и видеоматериалами);

 умение использовать полученные знания: для устного и письменного
описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания
традиций своей семьи, для написания ее родословной;

 умение использовать цифровые технологии для создания родословной,
поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;

12

 умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена
семьи;

 умение

выстраивать

бесконфликтное

том числе со старшими членами семьи;

общение

с

родственниками, в

 умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с

родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними
родственниками;

 умение решать

в

практические задачи;

рамках

изученного

материала

познавательные и

 овладение приемами поиска и извлечения социальной информации

(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных

адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций средств массовой информации (СМИ) с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;

 умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию из адаптированных

источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ,
соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом

регулировании поведения человека в семье, личным социальным опытом,
используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя
их аргументами;

 умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с
точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам
социальных норм,

включая

вопросы,

связанные

с

личными

и

семейными финансами,в том числе при планировании семейного бюджета.

13

Тематическое планирование
№

п/п

Наименование

разделов и тем курса
внеурочной

Количество
часов

Программное содержание

Форма работы / характеристика
деятельности обучающихся

деятельности
Раздел 1. «Человек, семья, общество…»
1.1

Как и для чего

создается семья?

1

Семья в различные исторические эпохи –

Беседа на основе презентации «Семья

создания семьи и вступления в брак.

Анализ репродукций картин известных

от древности до современности: мотивы

Семья и духовно-нравственные ценности.
Выбор спутника жизни. Особенности

брачно-семейных отношений. Изменение

ролей мужчины, женщины и детей в семье.
Семья и брак в современном обществе
1.2

Семья как ценность
для ребенка

1

Крепкая семья, основанная на любви,

как основа для формирования у ребенка

чувства безопасности и ощущения счастья.
Важность для ребенка материальной
и психологической поддержки

со стороны родителей. Семья как среда
формирования личности ребенка, его

в различные исторические эпохи».

художников, посвященных семье в разные
исторические эпохи.

Создание плаката «Современная семья».
Дискуссия на тему «Выбор спутника
жизни»

Беседа и создание схемы «Значение семьив
жизни человека».

Анализ предложенных ситуаций,

показывающих влияние семьи на жизнь
подростка

14

духовно-нравственного становления,
интеллектуального роста,

профессионального и социального
1

самоопределения

Семья как среда, ориентированная

Сопоставление иллюстраций, отражающих

саморазвития и личностной

и подростка (взаимное доверие/недоверие;

на создание уникальных условий для

самореализации детей и родителей.

Эмоциональное взаимопонимание между

родителями и детьми, сочувствие и принятие
ребенка в семье

психологические отношения родителей

рациональная оценка/недооценка; поддержка
и сочувствие/равнодушие; адекватные

требования/неадекватные требования) для

создания правил выстраивания отношений
между детьми

и родителями.
Начало создания коллективной электронной
1.3

Семья и ее роль
в обществе

1

Семья как первичная ячейка общества,

ее важность в самосохранении и развитии
общества. Семья и ее основные функции.

Репродуктивная функция семьи и ее значение

энциклопедии «Семья – наша ценность»

Беседа «Семья и ее основные функции».
Анализ примеров семей по страницам

художественной литературы, кинематографа

в решении демографических проблем
современной России. Расширенная

(многопоколенная) семья как исторический
15

феномен. Социализирующая функция семьи

и важность повышения ее воспитательной
Итого по разделу

4

роли в современном обществе

Раздел 2. «Мои родственники – похожие и разные»
2.1

История семьи

1

1

Родословная моей семьи. Семейное

(родовое) генеалогическое древо и правила
его реконструкции (описания)

Важность сохранения исторической памяти
о поколениях рода (семьи). Способы

передачи информации о связи поколений
и родственных отношениях: семейные
архивы, фотоальбомы, мемуары.

Примерная модель поиска и обработки
информации по истории семьи (рода)
1

Составление родословных
на основе предложенных учителем
и/или обучающимися макетов

Беседа на основе презентации «Способы

сохранения исторической памяти о семье».
Составление схемы «Как в моей семье
сохраняется память о поколениях».

Знакомство с электронными ресурсами,
позволяющими искать и обрабатывать
информацию об истории своей семьи,
и разработка алгоритма действий

Предания и традиции моей семьи. Ценности

Проектная деятельность «Предания

в поколение. Семейная память и семейная

Практикум «Семейные традиции»

семьи, передающиеся из поколения
гордость. Семейные традиции и их

и традиции моей семьи».

разнообразие: семейный совет, воскресные
обеды, семейные спектакли, семейные

16

путешествия, семейное чтение и т. п.
Достойные примеры для подражания
и сохранения семейных традиций.
2.2

Родители

1

Известные многодетные семьи

Особая роль и ответственность родителей

Обсуждение отрывков из художественной

в семье. Отцовство. Роль женщины в семье.

мультипликационных фильмов

в современной семье. Роль мужчины

Материнство. Любовь, взаимное принятие
и поддержка как базовые ценности

взаимоотношений супругов между собой,

а также родителей и детей. Образ семьи в

литературы, кинофильмов,

о гармоничных отношениях в семье.

Создание облака слов на тему «Ценности
семьи»

художественных произведениях второй
половины ХХ – начала XXI века
1

(мультипликация, кино, литература и др.)
Особенности выстраивания

Анализ кейсов на тему «Стили воспитания».

и детьми в зависимости от их возрастаи

оказался на месте своих родителей, то...»

взаимоотношений между родителями
изменений в социальном статусе.

Игра «Продолжи предложение»: «Если бы я

Уважительное взаимодействие родителей
2.3

Братья и сестры

1

и детей

Конструктивное взаимодействие детей

с братьями, сестрами. Общение с братьями

Обсуждение темы «Взаимоотношения

с братьями, сестрами» в группах: «Хорошо
17

и сестрами в семье – необходимый опыт для

ли быть единственным ребенком в семье»,

Отношения братьев и сестер

братьев и сестер».

создания в будущем собственной семьи.
в художественных произведениях

(мультипликация, кино, литература).

Проблема психологического неприятия

и конкуренции между разновозрастными
и сводными детьми в семье и пути ее
2.4

Чем ценны отношения
внуков с бабушками
и дедушками?

1

преодоления

«Нас в семье двое/трое», «У меня много
Составление правил конструктивного

взаимодействия с братьями и сестрами.
Обсуждение кейсов о конструктивном

взаимодействии детей с братьями и сестрами

Бабушки и дедушки в семье. Доверительное,

Анализ иллюстраций на тему

с бабушками и дедушками. Уважительное

Анализ ситуаций, отражающих

эмоционально теплое общение внуков
отношение к старшим членам семьи.

Чувство благодарности старшим. Почитание
старших в семье. Забота о пожилых членах
семьи, помощь по дому. Межпоколенное
общение как способ передачи и усвоения
накопленного старшими поколениями

«Межпоколенное общение».

конструктивное взаимодействие внуков

с бабушками и дедушками, для выработки
бесконфликтной стратегии поведения.

Практикум «Уважение к старшим и помощьв
семье»

жизненного опыта и духовно-нравственных
ценностей. Черты семейного поведения,
присущие бабушкам и дедушкам,

и бесконфликтные стратегии их восприятия.
18

Доверительное общение внуков
2.5

Мои близкие
и дальние

1

родственники

Итого по разделу
Что мы называем
своим «домом»?

Многообразие родственных отношений.

Игра «Самое главное качество моего

и уважительных родственных отношений

Продолжение разработки коллективной

Важность поддержания добрых

для сохранения межпоколенных связей
8

Раздел 3. «О семейном уюте и не только…»
3.1

с бабушками и дедушками

1

и семейных традиций

родственника» на основе родословной.

электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»

Место проживания семьи и важность его

Составление облака слов «Дом» на основе

«дома». Дом – это место защищенности,

Конкурс рисунков/синквейнов «Мой дом»

восприятия для супругов и детей как своего
уюта и эмоциональной теплоты.

Особенности и способы обустройства

ассоциаций.

или «Дом моей мечты»

семейного хозяйства в больших и малых
3.2

Ведение домашнего
хозяйства

1

городах, в пригородах и сельской местности
Основные составляющие домашнего

Беседа на основе презентации «Семейное

экономическая функция семьи.

развития России».

(семейного) хозяйства. ХозяйственноТипичные проблемы обустройства

домашнего хозяйства у семей с детьми

и способы их решения. Плюсы и минусы

хозяйство в разные исторические периоды
Разработка правил рачительного ведения
домашнего хозяйства

19

совместного проживания молодой семьи
с детьми вместе со своими родителями
3.3

Семейный бюджет

1

или родственниками

Важность планирования и учета семейных

Анализ схемы «Семейный бюджет». Решение

и финансовая «подушка безопасности».

планирование и учет семейных доходов и

доходов и расходов. Семейный бюджет
Равноправие мужа и жены в решении

финансовых вопросов, открытость семейных

практических задач, направленныхна
расходов

финансов как современные культурные

нормы. Основные статьи семейного бюджета.
Возможности использования семьями услуг
финансовых организаций –
1

вклады, кредиты, инвестиции

Способы экономии семейного бюджета

Решение практических задач, направленных

Карманные деньги детей. Основные

расходования карманных денег

и статьи, на которых не следует экономить.
приоритеты детских расходов и способы

на выявление рациональных способов

рационального расходования детьми

денежных средств. Детские накопления
3.4

Семейный быт

1

и цели их использования

Красота, комфорт и уют в доме. Важность

Игра «Красота и комфорт в доме» на основе

в решении проблем определения

предметы интерьера).

совместных усилий родителей и детей

предложенных карточек (иллюстрации,

20

оптимального бюджета, выбора стиля

оформления, материалов, технических

решений и другого для обустройства дома.

Составление облака слов по теме «Уютв
доме»

Проект обустройства дома – от идеи
1

до воплощения

Важность достижения договоренностей

Обсуждение презентации «Традиции

детьми для поддержания чистоты

в разных регионах России».

в распределении ролей между родителямии
и порядка в доме. Традиции обустройства
дома в разных регионах России

обустройства дома (семейного хозяйства)
Проектная деятельность по теме «Мой вклад
в чистоту и порядок в доме».

Продолжение разработки коллективной

электронной энциклопедии «Семья – наша
Итого по разделу

6

Раздел 4. «Важней всего – погода в доме…»
4.1

Как создать

благоприятную

семейную атмосферу?

ценность»

1

Здоровая семейная атмосфера как залог

Обсуждение пословиц, отрывков

Доминирующие положительные эмоции, тон

видеосюжетов о семейной атмосфере.

устойчивости внутрисемейных отношений.
общения, настроение, взаимное довериеи
открытость, взаимопомощь и поддержка
как важные составляющие супружеских

и детско-родительских отношений. Важность

из художественных произведений,

Обсуждение модели благоприятной

психологической атмосферы в семье.
Проектная деятельность в рамках

темы «Многодетность как важный
21

благоприятного семейного психологического
климата для развития ребенка в семье

и эмоционального состояния супругов.

компонент благоприятной семейной
атмосферы»

Многодетность как важный компонент
4.2

На чем держится
семья?

1

благоприятной семейной атмосферы

Нравственные основы взаимоотношений

Беседа по теме «Нравственные основы

поддержка, честность. Мужественность

Анализ учебных кейсов о конструктивном

в семье: любовь, верность, взаимная
и женственность. Умение слушать

и слышать друг друга, допущение разных
взглядов членов семьи на одну и ту же
бытовую ситуацию, умения уступать

взаимоотношений в семье».

взаимодействии членов семьи.
Беседа о мужественности
и женственности

и прощать недостатки друг другу, навыки
оказания друг другу знаков внимания как
факторы, укрепляющие семью.

Недопустимость эгоистического,
высокомерного, равнодушного

и неуважительного отношения к членам
своей семьи. Конструктивное

взаимодействие членов семьи
4.3

Как избегать

конфликтов в семье?

1

Общение супругов друг с другом, а также
родителей с детьми, старших детей

Обсуждение темы общения в семье
на основе презентации.

22

с младшими по поводу возникающих
разногласий как важнейшее правило
гармоничной семейной жизни.

Заполнение таблицы «Мое поведение
в семье»

Важность рефлексии каждым членом семьи
своего поведения и манеры общения.

Варианты психологической рефлексии
подростком своего поведения в семье
1

и отношения к родственникам

Умения прощать и просить прощения как

Решение учебных кейсов, направленных

жизни. Компромиссы в отношениях между

конфликта в семье

важные составляющие счастливой семейной
супругами, между родителями и детьми.

1

Пути выхода из возникшего конфликта

на поиск компромисса при зарождении

Рост самостоятельности ребенка как

Анализ кейсов, показывающих

важность правильного отношения

родителей в ситуации поиска подростком

норма для взрослеющей личностии

родителей к этой тенденции. Умение

родителей договариваться с детьми какоснова
гармоничных взаимоотношений.Важность
уважения родителями выбораребенка.

конструктивную поддержку со стороны

«правильного» варианта решения жизненной
проблемы.

Обсуждение полученных результатов

Конструктивная поддержка

со стороны родителей в ситуации поиска
23

ребенком варианта решения жизненной
4.4

Что помогает семье
объединиться?

1

проблемы

Совместная досуговая деятельность как

Составление перечня совместных семейных

Разнообразие форм совместных семейных

информации, предложенной учителем

важный фактор сплочения семьи.

дел (уборка и ремонт квартиры/дома;

работа на приусадебном участке и пр.),

дел на основе личного опыта и анализа
(в виде иллюстраций, видеосюжетов)

оказывающих позитивное

и (или) негативное воспитательное
и эмоциональное влияние на детей
1

Важность семейных праздников

Конкурс проектов «Моя любимая семейная

сближения взрослых и детей. Игры как

Обсуждение результатов проектов.

для эмоционально-психологического
важный элемент семейного досуга.

Распространенные виды семейных игр,
их плюсы и минусы. Проектирование

игра».

Составление алгоритма проектирования
семейного праздника

семейного праздничного мероприятия

(день рождения, окончание учебного года,
спортивные достижения детей и др.)
1

Роль семейных прогулок, туристических

походов и путешествий в сплочении семьи
и личностном развитии ее членов.

Обсуждение интересных маршрутов
для семьи на основе интерактивной карты.

Проект «Семейное путешествие/турпоход»
24

Проектирование семейного выездного
мероприятия. Определение наиболее

интересных маршрутов для семейных

турпоходов и путешествий (на примере
4.5

Здоровый образ жизнив
семье

1

своего региона)

Здоровье членов семьи и его рольв

Обсуждение важности здорового образа

Здоровый образ жизни и его ключевые

и личного социального опыта.

полноценной семейной жизни.

составляющие: здоровое питание, здоровый
сон, гигиена, физическая

жизни на основе презентации учителя
Составление домашнего меню

активность.

Современный стиль питания,

пищевые привычки взрослых и детей

(фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу,
заказ готовой еды на дом и др.)

и связанные с ним проблемы физическогои
психического здоровья. Варианты

домашнего меню как примеры здорового
питания
1

Режим здорового сна для взрослых
и детей. Личная гигиена и ее влияние
на образ жизни семьи. Способы

Обсуждение возможностей участия членов
семьи в оздоровительных мероприятиях

на территории России на основе презентации.
25

преодоления вредных привычек в семье.

Обмен мнениями по теме «Здоровье в моей

для здоровья человека и способыее

Продолжение разработки коллективной

Важность физической активности
поддержания в семье.

Здоровьесберегающие мероприятия
(зарядка, прогулки, подвижные

семье».

электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»

игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты,

интернет-приложения и др.), способствующие
укреплению здоровья взрослых и детей.
Примеры участия членов семьи в
оздоровительных мероприятиях

и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье
для всей семьи»)
Итого по разделу

10

Раздел 5. «Современная семья и право»
5.1

5.2

Вступление в брак

Поддержка

государством семейс
детьми

1

1

Порядок регистрации брака в Российской

Работа с фрагментами Конституции

и условия заключения брака в современной

Российской Федерации.

Федерации. Брачный возраст. Порядок
России. Брачный договор

Меры социальной поддержки семей

с детьми. Социальные гарантии для семей.
Материнский капитал и ипотека

Российской Федерации и Семейного кодекса
Обсуждение важности вступления в брак
Обсуждение понятий «социальная

поддержка», «социальные гарантии»,
«финансовые организации»,

26

для молодых семей. Меры государственной

«материнский капитал».

Федерации. Звание «Мать-героиня»

возможностей использования семьями услуг

поддержки многодетных семей в Российской

1

Решение практических задач для понимания
финансовых организаций

Деятельность социальных служб (организаций) Обсуждение деятельности социальных
по поддержке семьи:консультационная,

служб по поддержке семьи на основе

юридическая, медицинская, психолого-

Знакомство школьников с электронными

материальная,

педагогическая. Семейные психологи
и специалисты в сфере образования

презентации.

ресурсами социальных служб

по работе с семьей
5.3

Права и обязанности
родителей и детей

1

Личные права и обязанности супругов,
равенство супругов в семье.

Имущественные права и обязанности супругов,

Работа с фрагментами правовых источников.
Игра «Права и обязанности родителей»

совместная собственность, движимое и

недвижимое имущество семьи,наследство и
наследники, дарение и другиесделки с
семейным имуществом.

Права и обязанности родителей

в отношении родных детей и детей, взятых
под опеку.

27

Опекунство и усыновление (удочерение) как

способы включения в семейные отношения
1

детей, оставшихся без родителей

Права и обязанности ребенка в семье. Права
несовершеннолетних детей на владение,

пользование и распоряжение имуществом,

Работа с фрагментами правовых источников.
Игра «Права и обязанности детей»

финансовую и предпринимательскую
1

деятельность

Обязанности совершеннолетних детей

Работа с фрагментами правовых источников.

родственникам. Роль Уполномоченного при

при Президенте Российской Федерации

(с 18 лет) по отношению к своим родителями
Президенте Российской Федерации
по правам ребенка

Итого по разделу

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

34

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Анализ сайта Уполномоченного
по правам ребенка.

Завершение создания коллективной

электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».