Общая характеристика курса
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее –
программа) для 5–9 классов составлена на основе положений и требований:
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
федеральной рабочей программы воспитания.
При разработке программы использовались следующие нормативные
документы:
Конституция Российской Федерации;
Указ Президента Российской
«Об утверждении
Основ
Федерации от
09.11.2022 г. № 809
государственной политики по сохранениюи
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
Семейный кодекс Российской Федерации.
Актуальность
курса
Актуальность курса
внеурочной
деятельности
«Семьеведение»в
способствующих
формированию у
современных условиях обусловлена необходимостью разработки специальных
программ
обучения
и
воспитания,
представителей молодого поколения приверженности традиционнымроссийским
духовно-нравственным ценностям, включая ценности крепкой семьи,
укрепляющих гражданское единство российского общества, направленных на
решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья – основа
любого государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и
воспитание детей, передача духовно-нравственного, социального и культурного
опыта новому поколению.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства,в
том числе посредством образования. Образование становится средством,
2
обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада
семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления
отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому поколению
знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни.
Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде
всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов,
формирующих в человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем
ценность семьи в сознании молодых людей зачастую девальвируется под
воздействием негативного влияния элементов деструктивной идеологии. В этой
связи формирование в сознании обучающихсяценности крепкой семьи, брака,
многодетности является одной из основных задач системы общего образования в
Российской Федерации.
Создание программы курса «Семьеведение» для обучающихся 5–9 классов
продиктовано
важностью целенаправленной
просветительскойи
воспитательной деятельности, которая предполагает:
осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности в
жизни современного человека;
приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей;
формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к
старшим поколениям;
приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения и
межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в
российскомобществе традиционным духовно-нравственным ценностям.
Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности
обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных
ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений.
Приоритетное внимание в программе придается современным научно-
3
педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с учетом
возрастных особенностей обучающихся.
Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том,
что его содержание предполагает:
освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений,
которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом,влияющим на
их дальнейшую жизненную траекторию;
рассмотрение
семейной
проблематики
не
только
с
точки
зрения
современных научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-
смыслового и эмоционального восприятия обучающимися, а также их
индивидуальногожизненного опыта;
развитие практических навыков и познавательных интересов обучающихся,
связанных
с
их
ценностными
установками
на
создание
крепкой
многодетной семьи и моделями поведения в сфере реальных семейных
отношений.
Цель и задачи курса
Целью курса является введение молодых людей в традиционную для
нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных
ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности,целомудрия.
Изучение курса направлено на формирование:
четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы
обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;
понимания обучающимися 5–9 классов особой значимости института семьи
для самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти
и преемственности поколений;
ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему
поколению,
ценностям,
к
российским
традиционным
духовно-нравственным
4
в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины,
рождению и воспитанию детей.
В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:
ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими
смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и
таксономии семейных терминов;
формирование у молодых людей основных представлений о семейной
жизни с позиции психологии, культурологии и этики
осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и
принятие их для построения собственной семьи в будущем;
содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных
вопросов, связанных с семейными отношениями;
обеспечение осознания обучающимися своей гражданской и социальной
идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;
одействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой
семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;
ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;
обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в
сфере семейных отношений.
Место курса в образовательном процессе
Программа «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение 34
учебных часов в рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть
предложен обучающимся в качестве одного из существующих по выбору.
Программа является содержательным и методическим ориентиром для
составления педагогами рабочих программ. Предложенные элементы содержания
и виды деятельности обучающихся должны быть конкретизированыс учетом
возрастных особенностей и запросов обучающихся. Расширение содержания и
видов деятельности связано с возможностью выбора педагогом
5
различных вариантов учебно-методического обеспечения курса, а также с
существующими условиями школьной информационно-образовательной среды.
Освоение программы курса может быть организовано образовательной
организацией во внеурочное время в следующих вариантах:
для младших подростков (5–7 классы);
для старших подростков (8–9 классы).
В содержании курса курсивом выделены позиции, которые целесообразно
изучать только в 8–9 классах. Включение этих элементов в содержание
программы курса внеурочной деятельности не ведет к нарушению его
содержательного единства и ориентирует педагогов на необходимость учитывать
особенности его преподавания в 8–9 классах.
Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать как
предметом дискуссии, так и основой для проектной деятельности обучающихся.
Темы проектов выбираются учителем с учетом региональной специфики.
Содержательные элементы программы позволяют организовать на их основе
практическую и поисково-исследовательскую деятельность, результаты которой
могут быть использованы при реализации обучающимися индивидуальных
проектов.
Особенность программы внеурочной деятельности состоит в том, что в нейв
краткой обобщенной форме представлены все основные аспекты семейной
проблематики (исторические, социокультурные, правовые, экономические,
психологические, нравственные), позволяющие обучающимся ознакомитьсяс
основами семьеведения.
6
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Реализация программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
направлена на обеспечение достижения обучающимися личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи;
понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
обретение положительного образа
семьи,
родительства
(отцовства и
материнства), освоение традиционных семейных ценностей России;
готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской семье,
классе, школьном коллективе;
понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
патриотическое воспитание:
осознание
российской
идентичности
в
поликультурноми
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России, ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒
России, семейных традиций народов России;
духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора
в
семейных
отношениях,
готовность
оценивать
свое
поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
традиционных духовно-нравственных ценностей, а также правовых норм;
7
способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
созданию крепкой, гармоничной семьи;
эстетическое воспитание:
восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов,
понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
физическое
воспитание,
формирование
эмоционального благополучия:
культуры
здоровьяи
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни;
соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в
интернет-среде;
трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность, уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
ценности научного познания:
овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира с учетом семейных традиций народов России;
адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальнойи природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих
общественного
ведущей
поведения,
сообществах, включая семью;
умение
оценивать
деятельности
форм
ситуацию
возраста,
социальной
стресса,
норм
жизни
корректировать
в
и
правил
группах
и
принимаемые
решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.
8
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять
и
характеризовать существенные
явлений и процессов;
признаки
социальных
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
делать
выводы
с
использованием дедуктивных
индуктивныхумозаключений, умозаключений по аналогии.
Базовые исследовательские действия:
проводить
по
самостоятельно
составленному
плану
и
небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событийи их
последствия
в
аналогичных
или
сходных
ситуациях,
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
выдвигать
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
информацию различных видов и форм представления;
интерпретировать
самостоятельно выбирать оптимальную форму представленияинформации;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
9
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать
и
формулировать
суждения,
соответствии с целями и условиями общения;
выражать
эмоциив
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать
невербальные
социальных знаков;
знать
и
распознавать
средства
общения,
предпосылки
смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать
намерения
других,
проявлять
понимать
значение
конфликтных
ситуаций и
уважительное
отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы
и
высказывать
идеи,
нацеленные
задачии поддержание благожелательности общения;
на
решение
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования,проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в
различных подходах
принятия
(индивидуальное, принятие решений в группе);
решений
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения);
делать выбор и брать ответственность за решение.
10
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнутьпри
решении
учебной
обстоятельствам;
задачи,
адаптировать
решение
к
меняющимся
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формахработы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
11
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
в
достижение
результатов,
разделять
сферу
ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого
члена семьи, важности семьи как базового социального института;
социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе;
содержании и значении социальных норм, регулирующих семейные
отношения,включая правовые нормы;
осознание
значимости
крепкой
семьи,
брака
как
ценностив
современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как
традиционную российскую духовно-нравственную ценность; осознание
значимости семейных традиций в истории народов России;
формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и
нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи,
коллективизма, преемственности истории нашей Родины;
умение
характеризовать
особенности
семейных
отношений с
использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями,
аудио- и видеоматериалами);
умение использовать полученные знания: для устного и письменного
описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания
традиций своей семьи, для написания ее родословной;
умение использовать цифровые технологии для создания родословной,
поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;
12
умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена
семьи;
умение
выстраивать
бесконфликтное
том числе со старшими членами семьи;
общение
с
родственниками, в
умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с
родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними
родственниками;
умение решать
в
практические задачи;
рамках
изученного
материала
познавательные и
овладение приемами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций средств массовой информации (СМИ) с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ,
соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом
регулировании поведения человека в семье, личным социальным опытом,
используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя
их аргументами;
умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с
точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам
социальных норм,
включая
вопросы,
связанные
с
личными
и
семейными финансами,в том числе при планировании семейного бюджета.
13
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование
разделов и тем курса
внеурочной
Количество
часов
Программное содержание
Форма работы / характеристика
деятельности обучающихся
деятельности
Раздел 1. «Человек, семья, общество…»
1.1
Как и для чего
создается семья?
1
Семья в различные исторические эпохи –
Беседа на основе презентации «Семья
создания семьи и вступления в брак.
Анализ репродукций картин известных
от древности до современности: мотивы
Семья и духовно-нравственные ценности.
Выбор спутника жизни. Особенности
брачно-семейных отношений. Изменение
ролей мужчины, женщины и детей в семье.
Семья и брак в современном обществе
1.2
Семья как ценность
для ребенка
1
Крепкая семья, основанная на любви,
как основа для формирования у ребенка
чувства безопасности и ощущения счастья.
Важность для ребенка материальной
и психологической поддержки
со стороны родителей. Семья как среда
формирования личности ребенка, его
в различные исторические эпохи».
художников, посвященных семье в разные
исторические эпохи.
Создание плаката «Современная семья».
Дискуссия на тему «Выбор спутника
жизни»
Беседа и создание схемы «Значение семьив
жизни человека».
Анализ предложенных ситуаций,
показывающих влияние семьи на жизнь
подростка
14
духовно-нравственного становления,
интеллектуального роста,
профессионального и социального
1
самоопределения
Семья как среда, ориентированная
Сопоставление иллюстраций, отражающих
саморазвития и личностной
и подростка (взаимное доверие/недоверие;
на создание уникальных условий для
самореализации детей и родителей.
Эмоциональное взаимопонимание между
родителями и детьми, сочувствие и принятие
ребенка в семье
психологические отношения родителей
рациональная оценка/недооценка; поддержка
и сочувствие/равнодушие; адекватные
требования/неадекватные требования) для
создания правил выстраивания отношений
между детьми
и родителями.
Начало создания коллективной электронной
1.3
Семья и ее роль
в обществе
1
Семья как первичная ячейка общества,
ее важность в самосохранении и развитии
общества. Семья и ее основные функции.
Репродуктивная функция семьи и ее значение
энциклопедии «Семья – наша ценность»
Беседа «Семья и ее основные функции».
Анализ примеров семей по страницам
художественной литературы, кинематографа
в решении демографических проблем
современной России. Расширенная
(многопоколенная) семья как исторический
15
феномен. Социализирующая функция семьи
и важность повышения ее воспитательной
Итого по разделу
4
роли в современном обществе
Раздел 2. «Мои родственники – похожие и разные»
2.1
История семьи
1
1
Родословная моей семьи. Семейное
(родовое) генеалогическое древо и правила
его реконструкции (описания)
Важность сохранения исторической памяти
о поколениях рода (семьи). Способы
передачи информации о связи поколений
и родственных отношениях: семейные
архивы, фотоальбомы, мемуары.
Примерная модель поиска и обработки
информации по истории семьи (рода)
1
Составление родословных
на основе предложенных учителем
и/или обучающимися макетов
Беседа на основе презентации «Способы
сохранения исторической памяти о семье».
Составление схемы «Как в моей семье
сохраняется память о поколениях».
Знакомство с электронными ресурсами,
позволяющими искать и обрабатывать
информацию об истории своей семьи,
и разработка алгоритма действий
Предания и традиции моей семьи. Ценности
Проектная деятельность «Предания
в поколение. Семейная память и семейная
Практикум «Семейные традиции»
семьи, передающиеся из поколения
гордость. Семейные традиции и их
и традиции моей семьи».
разнообразие: семейный совет, воскресные
обеды, семейные спектакли, семейные
16
путешествия, семейное чтение и т. п.
Достойные примеры для подражания
и сохранения семейных традиций.
2.2
Родители
1
Известные многодетные семьи
Особая роль и ответственность родителей
Обсуждение отрывков из художественной
в семье. Отцовство. Роль женщины в семье.
мультипликационных фильмов
в современной семье. Роль мужчины
Материнство. Любовь, взаимное принятие
и поддержка как базовые ценности
взаимоотношений супругов между собой,
а также родителей и детей. Образ семьи в
литературы, кинофильмов,
о гармоничных отношениях в семье.
Создание облака слов на тему «Ценности
семьи»
художественных произведениях второй
половины ХХ – начала XXI века
1
(мультипликация, кино, литература и др.)
Особенности выстраивания
Анализ кейсов на тему «Стили воспитания».
и детьми в зависимости от их возрастаи
оказался на месте своих родителей, то...»
взаимоотношений между родителями
изменений в социальном статусе.
Игра «Продолжи предложение»: «Если бы я
Уважительное взаимодействие родителей
2.3
Братья и сестры
1
и детей
Конструктивное взаимодействие детей
с братьями, сестрами. Общение с братьями
Обсуждение темы «Взаимоотношения
с братьями, сестрами» в группах: «Хорошо
17
и сестрами в семье – необходимый опыт для
ли быть единственным ребенком в семье»,
Отношения братьев и сестер
братьев и сестер».
создания в будущем собственной семьи.
в художественных произведениях
(мультипликация, кино, литература).
Проблема психологического неприятия
и конкуренции между разновозрастными
и сводными детьми в семье и пути ее
2.4
Чем ценны отношения
внуков с бабушками
и дедушками?
1
преодоления
«Нас в семье двое/трое», «У меня много
Составление правил конструктивного
взаимодействия с братьями и сестрами.
Обсуждение кейсов о конструктивном
взаимодействии детей с братьями и сестрами
Бабушки и дедушки в семье. Доверительное,
Анализ иллюстраций на тему
с бабушками и дедушками. Уважительное
Анализ ситуаций, отражающих
эмоционально теплое общение внуков
отношение к старшим членам семьи.
Чувство благодарности старшим. Почитание
старших в семье. Забота о пожилых членах
семьи, помощь по дому. Межпоколенное
общение как способ передачи и усвоения
накопленного старшими поколениями
«Межпоколенное общение».
конструктивное взаимодействие внуков
с бабушками и дедушками, для выработки
бесконфликтной стратегии поведения.
Практикум «Уважение к старшим и помощьв
семье»
жизненного опыта и духовно-нравственных
ценностей. Черты семейного поведения,
присущие бабушкам и дедушкам,
и бесконфликтные стратегии их восприятия.
18
Доверительное общение внуков
2.5
Мои близкие
и дальние
1
родственники
Итого по разделу
Что мы называем
своим «домом»?
Многообразие родственных отношений.
Игра «Самое главное качество моего
и уважительных родственных отношений
Продолжение разработки коллективной
Важность поддержания добрых
для сохранения межпоколенных связей
8
Раздел 3. «О семейном уюте и не только…»
3.1
с бабушками и дедушками
1
и семейных традиций
родственника» на основе родословной.
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»
Место проживания семьи и важность его
Составление облака слов «Дом» на основе
«дома». Дом – это место защищенности,
Конкурс рисунков/синквейнов «Мой дом»
восприятия для супругов и детей как своего
уюта и эмоциональной теплоты.
Особенности и способы обустройства
ассоциаций.
или «Дом моей мечты»
семейного хозяйства в больших и малых
3.2
Ведение домашнего
хозяйства
1
городах, в пригородах и сельской местности
Основные составляющие домашнего
Беседа на основе презентации «Семейное
экономическая функция семьи.
развития России».
(семейного) хозяйства. ХозяйственноТипичные проблемы обустройства
домашнего хозяйства у семей с детьми
и способы их решения. Плюсы и минусы
хозяйство в разные исторические периоды
Разработка правил рачительного ведения
домашнего хозяйства
19
совместного проживания молодой семьи
с детьми вместе со своими родителями
3.3
Семейный бюджет
1
или родственниками
Важность планирования и учета семейных
Анализ схемы «Семейный бюджет». Решение
и финансовая «подушка безопасности».
планирование и учет семейных доходов и
доходов и расходов. Семейный бюджет
Равноправие мужа и жены в решении
финансовых вопросов, открытость семейных
практических задач, направленныхна
расходов
финансов как современные культурные
нормы. Основные статьи семейного бюджета.
Возможности использования семьями услуг
финансовых организаций –
1
вклады, кредиты, инвестиции
Способы экономии семейного бюджета
Решение практических задач, направленных
Карманные деньги детей. Основные
расходования карманных денег
и статьи, на которых не следует экономить.
приоритеты детских расходов и способы
на выявление рациональных способов
рационального расходования детьми
денежных средств. Детские накопления
3.4
Семейный быт
1
и цели их использования
Красота, комфорт и уют в доме. Важность
Игра «Красота и комфорт в доме» на основе
в решении проблем определения
предметы интерьера).
совместных усилий родителей и детей
предложенных карточек (иллюстрации,
20
оптимального бюджета, выбора стиля
оформления, материалов, технических
решений и другого для обустройства дома.
Составление облака слов по теме «Уютв
доме»
Проект обустройства дома – от идеи
1
до воплощения
Важность достижения договоренностей
Обсуждение презентации «Традиции
детьми для поддержания чистоты
в разных регионах России».
в распределении ролей между родителямии
и порядка в доме. Традиции обустройства
дома в разных регионах России
обустройства дома (семейного хозяйства)
Проектная деятельность по теме «Мой вклад
в чистоту и порядок в доме».
Продолжение разработки коллективной
электронной энциклопедии «Семья – наша
Итого по разделу
6
Раздел 4. «Важней всего – погода в доме…»
4.1
Как создать
благоприятную
семейную атмосферу?
ценность»
1
Здоровая семейная атмосфера как залог
Обсуждение пословиц, отрывков
Доминирующие положительные эмоции, тон
видеосюжетов о семейной атмосфере.
устойчивости внутрисемейных отношений.
общения, настроение, взаимное довериеи
открытость, взаимопомощь и поддержка
как важные составляющие супружеских
и детско-родительских отношений. Важность
из художественных произведений,
Обсуждение модели благоприятной
психологической атмосферы в семье.
Проектная деятельность в рамках
темы «Многодетность как важный
21
благоприятного семейного психологического
климата для развития ребенка в семье
и эмоционального состояния супругов.
компонент благоприятной семейной
атмосферы»
Многодетность как важный компонент
4.2
На чем держится
семья?
1
благоприятной семейной атмосферы
Нравственные основы взаимоотношений
Беседа по теме «Нравственные основы
поддержка, честность. Мужественность
Анализ учебных кейсов о конструктивном
в семье: любовь, верность, взаимная
и женственность. Умение слушать
и слышать друг друга, допущение разных
взглядов членов семьи на одну и ту же
бытовую ситуацию, умения уступать
взаимоотношений в семье».
взаимодействии членов семьи.
Беседа о мужественности
и женственности
и прощать недостатки друг другу, навыки
оказания друг другу знаков внимания как
факторы, укрепляющие семью.
Недопустимость эгоистического,
высокомерного, равнодушного
и неуважительного отношения к членам
своей семьи. Конструктивное
взаимодействие членов семьи
4.3
Как избегать
конфликтов в семье?
1
Общение супругов друг с другом, а также
родителей с детьми, старших детей
Обсуждение темы общения в семье
на основе презентации.
22
с младшими по поводу возникающих
разногласий как важнейшее правило
гармоничной семейной жизни.
Заполнение таблицы «Мое поведение
в семье»
Важность рефлексии каждым членом семьи
своего поведения и манеры общения.
Варианты психологической рефлексии
подростком своего поведения в семье
1
и отношения к родственникам
Умения прощать и просить прощения как
Решение учебных кейсов, направленных
жизни. Компромиссы в отношениях между
конфликта в семье
важные составляющие счастливой семейной
супругами, между родителями и детьми.
1
Пути выхода из возникшего конфликта
на поиск компромисса при зарождении
Рост самостоятельности ребенка как
Анализ кейсов, показывающих
важность правильного отношения
родителей в ситуации поиска подростком
норма для взрослеющей личностии
родителей к этой тенденции. Умение
родителей договариваться с детьми какоснова
гармоничных взаимоотношений.Важность
уважения родителями выбораребенка.
конструктивную поддержку со стороны
«правильного» варианта решения жизненной
проблемы.
Обсуждение полученных результатов
Конструктивная поддержка
со стороны родителей в ситуации поиска
23
ребенком варианта решения жизненной
4.4
Что помогает семье
объединиться?
1
проблемы
Совместная досуговая деятельность как
Составление перечня совместных семейных
Разнообразие форм совместных семейных
информации, предложенной учителем
важный фактор сплочения семьи.
дел (уборка и ремонт квартиры/дома;
работа на приусадебном участке и пр.),
дел на основе личного опыта и анализа
(в виде иллюстраций, видеосюжетов)
оказывающих позитивное
и (или) негативное воспитательное
и эмоциональное влияние на детей
1
Важность семейных праздников
Конкурс проектов «Моя любимая семейная
сближения взрослых и детей. Игры как
Обсуждение результатов проектов.
для эмоционально-психологического
важный элемент семейного досуга.
Распространенные виды семейных игр,
их плюсы и минусы. Проектирование
игра».
Составление алгоритма проектирования
семейного праздника
семейного праздничного мероприятия
(день рождения, окончание учебного года,
спортивные достижения детей и др.)
1
Роль семейных прогулок, туристических
походов и путешествий в сплочении семьи
и личностном развитии ее членов.
Обсуждение интересных маршрутов
для семьи на основе интерактивной карты.
Проект «Семейное путешествие/турпоход»
24
Проектирование семейного выездного
мероприятия. Определение наиболее
интересных маршрутов для семейных
турпоходов и путешествий (на примере
4.5
Здоровый образ жизнив
семье
1
своего региона)
Здоровье членов семьи и его рольв
Обсуждение важности здорового образа
Здоровый образ жизни и его ключевые
и личного социального опыта.
полноценной семейной жизни.
составляющие: здоровое питание, здоровый
сон, гигиена, физическая
жизни на основе презентации учителя
Составление домашнего меню
активность.
Современный стиль питания,
пищевые привычки взрослых и детей
(фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу,
заказ готовой еды на дом и др.)
и связанные с ним проблемы физическогои
психического здоровья. Варианты
домашнего меню как примеры здорового
питания
1
Режим здорового сна для взрослых
и детей. Личная гигиена и ее влияние
на образ жизни семьи. Способы
Обсуждение возможностей участия членов
семьи в оздоровительных мероприятиях
на территории России на основе презентации.
25
преодоления вредных привычек в семье.
Обмен мнениями по теме «Здоровье в моей
для здоровья человека и способыее
Продолжение разработки коллективной
Важность физической активности
поддержания в семье.
Здоровьесберегающие мероприятия
(зарядка, прогулки, подвижные
семье».
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»
игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты,
интернет-приложения и др.), способствующие
укреплению здоровья взрослых и детей.
Примеры участия членов семьи в
оздоровительных мероприятиях
и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье
для всей семьи»)
Итого по разделу
10
Раздел 5. «Современная семья и право»
5.1
5.2
Вступление в брак
Поддержка
государством семейс
детьми
1
1
Порядок регистрации брака в Российской
Работа с фрагментами Конституции
и условия заключения брака в современной
Российской Федерации.
Федерации. Брачный возраст. Порядок
России. Брачный договор
Меры социальной поддержки семей
с детьми. Социальные гарантии для семей.
Материнский капитал и ипотека
Российской Федерации и Семейного кодекса
Обсуждение важности вступления в брак
Обсуждение понятий «социальная
поддержка», «социальные гарантии»,
«финансовые организации»,
26
для молодых семей. Меры государственной
«материнский капитал».
Федерации. Звание «Мать-героиня»
возможностей использования семьями услуг
поддержки многодетных семей в Российской
1
Решение практических задач для понимания
финансовых организаций
Деятельность социальных служб (организаций) Обсуждение деятельности социальных
по поддержке семьи:консультационная,
служб по поддержке семьи на основе
юридическая, медицинская, психолого-
Знакомство школьников с электронными
материальная,
педагогическая. Семейные психологи
и специалисты в сфере образования
презентации.
ресурсами социальных служб
по работе с семьей
5.3
Права и обязанности
родителей и детей
1
Личные права и обязанности супругов,
равенство супругов в семье.
Имущественные права и обязанности супругов,
Работа с фрагментами правовых источников.
Игра «Права и обязанности родителей»
совместная собственность, движимое и
недвижимое имущество семьи,наследство и
наследники, дарение и другиесделки с
семейным имуществом.
Права и обязанности родителей
в отношении родных детей и детей, взятых
под опеку.
27
Опекунство и усыновление (удочерение) как
способы включения в семейные отношения
1
детей, оставшихся без родителей
Права и обязанности ребенка в семье. Права
несовершеннолетних детей на владение,
пользование и распоряжение имуществом,
Работа с фрагментами правовых источников.
Игра «Права и обязанности детей»
финансовую и предпринимательскую
1
деятельность
Обязанности совершеннолетних детей
Работа с фрагментами правовых источников.
родственникам. Роль Уполномоченного при
при Президенте Российской Федерации
(с 18 лет) по отношению к своим родителями
Президенте Российской Федерации
по правам ребенка
Итого по разделу
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Анализ сайта Уполномоченного
по правам ребенка.
Завершение создания коллективной
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»
28