МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Наследие»
МБОУ ЦО "Наследие”
РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
протокол № 1
от «26» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ГО 6834059)
учебного предмета «Информатика» (базовый уровень)
для обучающихся 10-11 классов
(с использованием средств обучения и воспитания центра «Точка роста»)
АКБАШ 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по информатике на уровне среднего общего образования
даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» на
базовом уровне, устанавливает обязательное предметное содержание,
предусматривает его структурирование по разделам и темам, определяет
распределение его по классам (годам изучения).
Программа по информатике определяет количественные и качественные
характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе
для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной
аттестации
обучающихся,
всероссийских
проверочных
работ,
государственной итоговой аттестации). Программа по информатике является
основой для составления авторских учебных программ и учебников,
поурочного планирования курса учителем.
Информатика на уровне среднего общего образования отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания и возможности автоматизации информационных
процессов в различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.
Курс информатики на уровне среднего общего образования является
завершающим этапом непрерывной подготовки обучающихся в области
информатики и информационно-коммуникационных технологий, он
опирается на содержание курса информатики уровня основного общего
образования
и
опыт
постоянного
применения
информационно
коммуникационных
технологий,
даёт
теоретическое
осмысление,
интерпретацию и обобщение этого опыта.
В содержании учебного предмета «Информатика» выделяются четыре
тематических раздела.
Раздел «Цифровая грамотность» охватывает вопросы устройства
компьютеров и других элементов цифрового окружения, включая
компьютерные сети, использование средств операционной системы, работу в
сети Интернет и использование интернет-сервисов, информационную
безопасность.
Раздел «Теоретические основы информатики» включает в себя
понятийный аппарат информатики, вопросы кодирования информации,
измерения информационного объёма данных, основы алгебры логики и
компьютерного моделирования.
Раздел «Алгоритмы и программирование» направлен на развитие
алгоритмического мышления, разработку алгоритмов, формирование
навыков реализации программ на выбранном языке программирования
высокого уровня.
Раздел
«Информационные технологии» охватывает
вопросы
применения информационных технологий, реализованных в прикладных
программных продуктах и интернет-сервисах, в том числе при решении задач
анализа данных, использование баз данных и электронных таблиц для
решения прикладных задач.
Результаты базового
уровня
изучения
учебного
предмета
«Информатика» ориентированы
в
первую
очередь
на
общую
функциональную
грамотность, получение
компетентностей
для
повседневной жизни и общего развития. Они включают в себя:
понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих
элементов изучаемой предметной области;
умение решать типовые практические задачи, характерные для
использования методов и инструментария данной предметной области;
осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности
методов и инструментов, типичных связей с другими областями знания.
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом
уровне для уровня среднего общего образования - обеспечение дальнейшего
развития информационных компетенций выпускника, его готовности к
жизни в условиях развивающегося информационного общества и
возрастающей конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение
информатики в 10 - 11 классах должно обеспечить:
сформированность
представлений
о
роли
информатики,
информационных и коммуникационных технологий в современном
обществе;
сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценивания и связь
критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и
обобщать информацию;
сформированность представлений о влиянии информационных
технологий на жизнь человека в обществе, понимание социального,
экономического, политического, культурного, юридического, природного,
эргономического,
медицинского
и
физиологического
контекстов
информационных технологий;
принятие правовых и этических аспектов информационных технологий,
осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование
информационных систем, распространение информации;
создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно
исследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к
саморазвитию.
На изучение информатики (базовый уровень) отводится 68 часов: в 10
классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю).
Базовый уровень изучения информатики обеспечивает подготовку
обучающихся, ориентированных на те специальности, в которых
информационные технологии являются необходимыми инструментами
профессиональной деятельности, участие в проектной и исследовательской
деятельности, связанной с междисциплинарной и творческой тематикой,
возможность решения задач базового уровня сложности Единого
государственного экзамена по информатике.
Последовательность изучения тем в пределах одного года обучения
может быть изменена по усмотрению учителя при подготовке рабочей
программы и поурочного планирования.
Программа реализуется с использованием средств обучения и
воспитания центра «Точка роста».
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Цифровая грамотность
Требования техники безопасности и гигиены при работе с
компьютерами и другими компонентами цифрового окружения.
Принципы работы компьютера. Персональный компьютер. Выбор
конфигурации компьютера в зависимости от решаемых задач.
Основные
тенденции
развития
компьютерных
технологий.
Параллельные
вычисления.
Многопроцессорные
системы.
Суперкомпьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Программное обеспечение компьютеров. Виды программного
обеспечения и их назначение. Особенности программного обеспечения
мобильных устройств. Операционная система. Понятие о системном
администрировании.
Инсталляция
и
деинсталляция программного
обеспечения.
Файловая система. Поиск в файловой системе. Организация хранения и
обработки данных с использованием интернет-сервисов, облачных
технологий и мобильных устройств.
Прикладные компьютерные программы для решения типовых задач по
выбранной специализации. Системы автоматизированного проектирования.
Программное обеспечение. Лицензирование программного обеспечения
и цифровых ресурсов. Проприетарное и свободное программное
обеспечение. Коммерческое и некоммерческое использование программного
обеспечения и цифровых ресурсов. Ответственность, устанавливаемая
законодательством Российской Федерации, за неправомерное использование
программного обеспечения и цифровых ресурсов.
Теоретические основы информатики
Информация, данные и знания. Универсальность дискретного
представления информации. Двоичное кодирование. Равномерные и
неравномерные коды. Условие Фано. Подходы к измерению информации.
Сущность объёмного (алфавитного) подхода к измерению информации,
определение бита с точки зрения алфавитного подхода, связь между
размером алфавита и информационным весом символа (в предположении о
равновероятности появления символов), связь между единицами измерения
информации: бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт. Сущность содержательного
(вероятностного) подхода к измерению информации, определение бита с
позиции содержания сообщения.
Информационные процессы. Передача информации. Источник,
приёмник, канал связи, сигнал, кодирование. Искажение информации при
передаче. Скорость передачи данных по каналу связи. Хранение
информации, объём памяти. Обработка информации. Виды обработки
информации:
получение
нового
содержания,
изменение
формы
представления информации. Поиск информации. Роль информации и
информационных процессов в окружающем мире.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Системы
управления. Управление как информационный процесс. Обратная связь.
Системы счисления. Развёрнутая запись целых и дробных чисел в
позиционных системах счисления. Свойства позиционной записи числа:
количество цифр в записи, признак делимости числа на основание системы
счисления. Алгоритм перевода целого числа из Р-ичной системы счисления в
десятичную. Алгоритм перевода конечной Р-ичной дроби в десятичную.
Алгоритм перевода целого числа из десятичной системы счисления в Ричную. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления,
перевод чисел между этими системами. Арифметические операции в
позиционных системах счисления.
Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера.
Кодирование текстов. Кодировка АБСП. Однобайтные кодировки.
Стандарт ЦМСОБЕ. Кодировка иТР-8. Определение информационного
объёма текстовых сообщений.
Кодирование изображений.
Оценка информационного объёма
растрового графического изображения при заданном разрешении и глубине
кодирования цвета.
Кодирование звука. Оценка информационного объёма звуковых данных
при заданных частоте дискретизации и разрядности кодирования.
Алгебра логики. Высказывания. Логические операции. Таблицы
истинности логических операций «дизъюнкция», «конъюнкция», «инверсия»,
«импликация», «эквиваленция». Логические выражения. Вычисление
логического значения составного высказывания при известных значениях
входящих в него элементарных высказываний. Таблицы истинности
логических выражений. Логические операции и операции над множествами.
Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования
логических выражений. Логические функции. Построение логического
выражения с данной таблицей истинности. Логические элементы
компьютера. Триггер. Сумматор. Построение схемы на логических элементах
по логическому выражению. Запись логического выражения по логической
схеме.
Информационные технологии
Текстовый процессор. Редактирование и форматирование. Проверка
орфографии и грамматики. Средства поиска и автозамены в текстовом
процессоре. Использование стилей.
Структурированные текстовые
документы. Сноски, оглавление. Облачные сервисы. Коллективная работа с
документом. Инструменты рецензирования в текстовых процессорах.
Деловая переписка. Реферат. Правила цитирования источников и
оформления библиографических ссылок. Оформление списка литературы.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и других
устройств.). Графический редактор. Обработка графических объектов.
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.
Обработка изображения и звука с использованием интернет
приложений.
Мультимедиа.
Компьютерные
презентации.
Использование
мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных
работ.
Принципы построения и редактирования трёхмерных моделей.
11 КЛАСС
Цифровая грамотность
Принципы построения и аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Сетевые протоколы. Сеть Интернет. Адресация в сети Интернет. Система
доменных имён.
Веб-сайт. Веб-страница. Взаимодействие браузера с веб-сервером.
Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайтов). Сетевое
хранение данных.
Виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета.
Геоинформационные системы. Геолокационные сервисы реального времени
(например, локация мобильных телефонов, определение загруженности
автомагистралей), интернет-торговля, бронирование билетов, гостиниц.
Государственные электронные сервисы и услуги. Социальные сети организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой
этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности
полученной информации. Открытые образовательные ресурсы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием
информационно-коммуникационных технологий. Общие проблемы защиты
информации и информационной безопасности. Средства защиты
информации в компьютерах, компьютерных сетях и автоматизированных
информационных системах. Правовое обеспечение информационной
безопасности. Предотвращение несанкционированного доступа к личной
конфиденциальной информации, хранящейся на персональном компьютере,
мобильных устройствах. Вредоносное программное обеспечение и способы
борьбы с ним. Антивирусные программы. Организация личного архива
информации. Резервное копирование. Парольная защита архива.
Информационные технологии и профессиональная деятельность.
Информационные ресурсы. Цифровая экономика. Информационная
культура.
Теоретические основы информатики
Модели и моделирование. Цели моделирования. Соответствие модели
моделируемому объекту или процессу. Формализация прикладных задач.
Представление результатов моделирования в виде, удобном для
восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы,
графики).
Графы. Основные понятия. Виды графов. Решение алгоритмических
задач, связанных с анализом графов (построение оптимального пути между
вершинами графа, определение количества различных путей между
вершинами ориентированного ациклического графа).
Деревья. Бинарное дерево. Дискретные игры двух игроков с полной
информацией. Построение дерева перебора вариантов, описание стратегии
игры в табличной форме. Выигрышные стратегии.
Использование графов и деревьев при описании объектов и процессов
окружающего мира.
Алгоритмы и программирование
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов
управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение
исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Этапы решения задач на компьютере. Язык программирования
(Паскаль, Python, Java, C++, C#). Основные конструкции языка
программирования.
Типы
данных:
целочисленные,
вещественные,
символьные, логические. Ветвления. Составные условия. Циклы с условием.
Циклы по переменной. Использование таблиц трассировки.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых
задач базового уровня. Примеры задач: алгоритмы обработки конечной
числовой последовательности (вычисление сумм, произведений, количества
элементов с заданными свойствами), алгоритмы анализа записи чисел в
позиционной системе счисления, алгоритмы решения задач методом
перебора (поиск наибольшего общего делителя двух натуральных чисел,
проверка числа на простоту).
Обработка символьных данных. Встроенные функции языка
программирования для обработки символьных строк.
Табличные величины (массивы). Алгоритмы работы с элементами
массива с однократным просмотром массива: суммирование элементов
массива, подсчёт количества (суммы) элементов массива, удовлетворяющих
заданному условию, нахождение наибольшего (наименьшего) значения
элементов массива, нахождение второго по величине наибольшего
(наименьшего) значения, линейный поиск элемента, перестановка элементов
массива в обратном порядке.
Сортировка одномерного массива. Простые методы сортировки
(например, метод пузырька, метод выбора, сортировка вставками).
Подпрограммы.
Информационные технологии
Анализ данных. Основные задачи анализа данных: прогнозирование,
классификация, кластеризация, анализ отклонений. Последовательность
решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка
качества данных, выбор и/или построение модели, преобразование данных,
визуализация данных, интерпретация результатов.
Анализ данных с помощью электронных таблиц. Вычисление суммы,
среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений диапазона.
Компьютерно-математические
модели.
Этапы
компьютерно математического моделирования: постановка задачи, разработка модели,
тестирование модели, компьютерный эксперимент, анализ результатов
моделирования.
Численное решение уравнений с помощью подбора параметра.
Табличные (реляционные) базы данных. Таблица - представление
сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключ таблицы. Работа с
готовой базой данных. Заполнение базы данных. Поиск, сортировка и
фильтрация записей. Запросы на выборку данных. Запросы с параметрами.
Вычисляемые поля в запросах.
Многотабличные базы данных. Типы связей между таблицами. Запросы
к многотабличным базам данных.
Средства искусственного интеллекта. Сервисы машинного перевода и
распознавания устной речи. Идентификация и поиск изображений,
распознавание лиц. Самообучающиеся системы. Искусственный интеллект в
компьютерных играх. Использование методов искусственного интеллекта в
обучающих системах. Использование методов искусственного интеллекта в
робототехнике. Интернет вещей. Перспективы развития компьютерных
интеллектуальных систем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИНФОРМАТИКЕ
НА
УРОВНЕ
СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации средствами учебного предмета основных направлений
воспитательной деятельности. В результате изучения информатики на уровне
среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона
и
правопорядка,
соблюдение
основополагающих
норм
информационного права и информационной безопасности;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам в виртуальном пространстве;
2) патриотического воспитания:
ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России
в науке, искусстве, технологиях, понимание значения информатики как науки
в жизни современного общества;
3) духовно-нравственного воспитания:
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в
сети Интернет;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и
технического творчества;
способность воспринимать различные виды искусства, в том числе
основанные на использовании информационных технологий;
5) физического воспитания:
сформированность
здорового
и
безопасного
образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, в том числе и за счёт
соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных
и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к сферам профессиональной деятельности, связанным с
информатикой, программированием и информационными технологиями,
основанными на достижениях информатики и научно-технического
прогресса, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей информационно коммуникационных технологий;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития информатики, достижениям научно -технического прогресса
и общественной практики, за счёт понимания роли информационных
ресурсов, информационных процессов и информационных технологий в
условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного
общества;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения программы
по информатике у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения информатики на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы метапредметные
результаты, отражённые в универсальных учебных действиях, а именно:
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать
проблему,
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
овладеть видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения,
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно
осуществлять
поиск,
анализ,
систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
уметь смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия,
аргументированно вести диалог;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять
план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности.
3) принятия себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе изучения курса информатики базового уровня в 10 классе
обучающимися будут достигнуты следующие предметные результаты:
владение представлениями о роли информации и связанных с ней
процессов в природе, технике и обществе, понятиями «информация»,
«информационный
процесс»,
«система»,
«компоненты
системы»,
«системный эффект», «информационная система», «система управления»;
владение методами поиска информации в сети Интернет, умение
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет;
умение характеризовать большие данные, приводить примеры
источников их получения и направления использования;
понимание основных принципов устройства и функционирования
современных стационарных и мобильных компьютеров, тенденций развития
компьютерных технологий;
владение навыками работы с операционными системами, основными
видами программного обеспечения для решения учебных задач по
выбранной специализации;
соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с
компьютерами и другими компонентами цифрового окружения, понимание
правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и
материалов, размещённых в сети Интернет;
понимание основных принципов дискретизации различных видов
информации, умение определять информационный объём текстовых,
графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации;
умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное
декодирование сообщений (префиксные коды);
владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять
представление заданного натурального числа в различных системах
счисления, выполнять преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики;
умение создавать структурированные текстовые документы и
демонстрационные материалы с использованием возможностей современных
программных средств и облачных сервисов;
В процессе изучения курса информатики базового уровня в 11 классе
обучающимися будут достигнуты следующие предметные результаты:
наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном
мире, об общих принципах разработки и функционирования интернет
приложений;
понимание угроз информационной безопасности, использование
методов и средств противодействия этим угрозам, соблюдение мер
безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных
данных;
владение теоретическим аппаратом, позволяющим определять
кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между
вершинами ориентированного ациклического графа;
умение читать и понимать программы, реализующие несложные
алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и
символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке
программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#),
анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки, определять
без использования компьютера результаты выполнения несложных
программ, включающих циклы, ветвленияи подпрограммы, при заданных
исходных данных, модифицировать готовые программы для решения новых
задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм
(процедур, функций);
умение реализовывать на выбранном для изучения языке
программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#)
типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и
массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей,
нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа,
записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10,
вычисление обобщённых характеристик элементов массива или числовой
последовательности (суммы, произведения, среднего арифметического,
минимального и максимального элементов, количества элементов,
удовлетворяющих заданному условию), сортировку элементов массива;
умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в
частности, составлять запросы к базам данных (в том числе запросы с
вычисляемыми полями), выполнять сортировку и поиск записей в базе
данных, наполнять разработанную базу данных, умение использовать
электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных
(включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и
наименьшего значений, решение уравнений);
умение использовать компьютерно-математические модели для анализа
объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять
анализ результатов, полученных в ходе моделирования, оценивать
соответствие модели моделируемому объекту или процессу, представлять
результаты моделирования в наглядном виде;
умение организовывать личное информационное пространство с
использованием различных цифровых технологий, понимание возможностей
цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных
сервисов,
понимание
возможностей
и
ограничений
технологий
искусственного интеллекта в различных областях, наличие представлений об
использовании информационных технологий в различных профессиональных
сферах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
К ол и ч ество часов
№ п/п
Э л ек тр он н ы е
Н аи м ен ов ан и е р азделов и тем
п р огр ам м ы
В сего
(ц и ф р овы е)
К он тр ол ь н ы е
П р ак ти ч еск и е
р аботы
р аботы
обр азов ател ь н ы е
ресурсы
Р аздел 1. Ц и ф р ов ая гр ам отн ость
1.1
К ом пью тер: ап п аратн ое и програм м ное
обеспечение, ф ай ловая си стем а
И того по разделу
Б и б л и отека Ц О К
6
ЬЦю8://т.е4800.гц/а18Ь25£4
6
Р аздел 2. Т еор ети ч еск и е осн овы и н ф ор м ати к и
2.1
2.2
2.3
И н ф о р м ац и я и ин ф орм аци онны е
проц ессы
П ред ставл ен и е ин ф орм ац и и в
ком пью тере
Э лем ен ты алгебры логики
И того по разделу
Б и б л и отека Ц О К
5
ЬЦю8://т.е4800.гц/а18Ь25£4
Б и б л и отека Ц О К
8
8
БЦю8://т.е4800.т/а18Ь25£4
Б и б л и отека Ц О К
1
ЬЦю8://т.е4800.гц/а18Ь25£4
21
Р аздел 3. И н ф ор м ац и он н ы е техн ол оги и
Т ехн ологии об раб отки текстовой,
3.1
граф и ческой и м ульти м едийн ой
7
Б и б л и отека Ц О К
1
БЦю8://т.е4800.т/а18Ь25£4
и н ф орм аци и
И того по разделу
О БЩ ЕЕ КО ЛИ ЧЕСТВО ЧАСОВ ПО П РО ГРА М М Е
7
34
2
0
11 КЛАСС
К ол и ч ество часов
№ п/п
Э л ек тр он н ы е
Н аи м ен ов ан и е р азделов и тем
п р огр ам м ы
В сего
(ц и ф р овы е)
К он тр ол ь н ы е
П р ак ти ч еск и е
р аботы
р аботы
обр азов ател ь н ы е
ресурсы
Р аздел 1. Ц и ф р ов ая гр ам отн ость
1.1
С етевы е и н ф орм аци онны е технологи и
5
1.2
О сновы соц иальной и н ф орм атики
3
И того по разделу
Б и б л и отека Ц О К
ЬЦю8://т.е48оо.гцЯ47857е0
Б и б л и отека Ц О К
ЬЦю8://т.е48оо.гцЯ47857е0
8
Р аздел 2. Т еор ети ч еск и е осн овы и н ф ор м ати к и
2.1
И н ф орм ац и он н ое м оделирован ие
И того по разделу
5
1
Б и б л и отека Ц О К
ЬЦю8://т.е48оо.гцЯ47857е0
5
Р аздел 3. А л гор и тм ы и п р огр ам м и р ован и е
3.1
А лгори тм ы и эл ем ен ты
п рограм м ирован ия
И того по разделу
11
1
Б и б л и отека Ц О К
Ьйо8://т.е48оо.тЯ47857е0
11
Р аздел 4. И н ф ор м ац и он н ы е техн ол оги и
4.1
Э лектрон н ы е таб л и ц ы
6
4.2
Б азы данны х
2
4.3
С редства искусствен ного ин теллекта
2
Б и б л и отека Ц О К
Ьйо8://т.е48оо.тЯ47857е0
Б и б л и отека Ц О К
Ьйо8://т.е48оо.тЯ47857е0
Б и б л и отека Ц О К
ЬАю8://т.е48оо.тЯ47857е0
И того по разделу
10
О БЩ ЕЕ КО ЛИ ЧЕСТВО ЧАСОВ ПО П РО ГРА М М Е
34
2
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
К ол и ч ество часов
№
п/п
Т ем а ур ок а
В сего
Т ехн ика безоп асн ости и гигиена
1
при работе с ком пью терам и.
1
П р и н ц и п ы работы ком пью тера
2
3
4
5
Т ен д енц ии разви ти я
ком п ью терн ы х техн ол оги й
П рограм м н ое обесп ечение
ком пью тера
О перац ии с ф ай лам и и папкам и
Р аб о та с при кладны м
програм м н ы м обесп ечением
1
1
1
1
Закон од ател ьство Р осси й ской
6
Ф едерац ии в области
1
програм м ного обесп ечения
7
8
9
10
Д вои чн ое кодирование
П од ходы к изм ерению
и н ф орм аци и
И н ф орм ац и он н ы е процессы .
П еред ач а и хран ени е и н ф орм аци и
О б раб отка и н ф орм аци и
1
1
1
1
Э л ек тр он н ы е
К он тр ол ь н ы е
П р ак ти ч еск и е
р аботы
работы
Д ата
ц и ф р овы е
изуч ен и я
обр азов ател ь н ы е
ресурсы
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/820e7a19
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/06b14abb
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/dc08b2c6
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/228ee427
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/cdfae35 e
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/06a855bf
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/38214cec
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/9deef96b
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/da4dd13d
Б и б л и отека Ц О К
ЬАю8://т.е48оо.гц/60123941
11
12
С истем ы , ком пон енты систем и их
взаи м одействи е
С истем ы счисления
1
1
А лгори тм ы перевода чисел из Р13
ичной систем ы счислен ия в
1
десятичную и обратно
Д воичная, восьм ери чн ая и
14
ш естнад ц атерич ная систем ы
1
счисления
15
А риф м етически е операц и и в
пози ц и он н ы х си стем ах счисления
1
П ред ставл ен и е целы х и
16
вещ ественны х чисел в пам яти
1
ком пью тера
17
К од и р о ван и е текстов
1
18
К од и р о ван и е изображ ений
1
19
К од и р о ван и е звука
1
20
В ы сказы вани я. Л огические
операци и
1
Л оги ч ески е вы раж ения. Т аблицы
21
исти н н ости л огически х
1
вы раж ени й
22
Л оги ч ески е оп ерац и и и операци и
1
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/abbcd321
Б и б л и отека Ц О К
Һttps://m.edsoo.ru/b3b712c0
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/06c384e6
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/abbcd321
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/de2c5353
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/b2010e6e
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/8f8cd2cb
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/5dd23ae4
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/a8b48364
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/61d9006a
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/4c662a0d
Б и б л и отека Ц О К
Ьйр8://т,е4800.ги/а473281с
над м нож ествам и
23
24
З акон ы алгебры логики
Р еш ен и е простейш их л огически х
уравн ен и й
Б и б л и отека Ц О К
1
https://rn.edsoo.ru/4fad160e
Б и б л и отека Ц О К
1
https://rn.edsoo.ru/bb9d8b7f
Л оги ч ески е ф ункции. П остроени е
25
логи ч еского вы раж ени я с данн ой
Б и б л и отека Ц О К
1
https://rn.edsoo.ru/f1593521
таб л и ц ей исти нн ости
26
Л оги ч ески е эл ем ен ты ком пью тера
Б и б л и отека Ц О К
1
https://rn.edsoo.ru/46ba058b
К о н трол ьн ая раб ота по тем е
27
"Т еорети ческие основы
1
инф орм атики"
28
Т екстовы й п роц ессор и его
базовы е возм ож ности
1
К ол л екти вн ая р аб ота с
29
докум ентом . П р ави л а оф орм лени я
1
реф ерата
30
Р астр о вая граф ика
1
31
В екторн ая граф ика
1
С оздани е и преобразовани е
32
ауд иовизуальны х объектов.
1
К ом п ью терн ы е презентаци и
П р и н ц и п ы построения и
33
р ед акти рован и я трёхм ерны х
м оделей
1
1
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/5fad1b53
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/aa862c53
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/aaba738c
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/b0ececed
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/c686f9bb
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/45633de5
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/d7253a6a
К о н трол ьн ая раб ота по тем е
34
"Т ехн ологии об раб отки текстовой,
граф и ческой и м ульти м едийн ой
1
1
34
2
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/acc 1db62
инф орм ации"
О БЩ ЕЕ КО ЛИ ЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
П РО ГРА М М Е
0
11 КЛАСС
К ол и ч ество часов
№
п/п
Т ем а ур ок а
В сего
Э л ек тр он н ы е
К он тр ол ь н ы е
П р ак ти ч еск и е
работы
работы
Д ата
ц и ф р овы е
изуч ен и я
обр азов ател ь н ы е
ресурсы
П р и н ц и п ы построения и
ап паратн ы е ком пон енты
1
ком п ью терн ы х сетей. С етевы е
протоколы . С еть И нтернет.
1
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/04ed7e2d
А д ресац ия в сети И нтернет.
С истем а дом ен н ы х им ён
В еб-сайт. В еб-страница.
В заи м одей стви е браузера с веб
2
сервером . Д и нам ические страницы .
1
Р азр аб о тка и н тернет-при лож ени й
Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/189f67e7
(сайтов). С етевое хран ени е данн ы х
3
В и д ы д еятельн ости в сети
И нтернет. С ервисы И нтерн ета
1
подли н н ости полученн ой
1
и н ф орм аци и
Г о сударствен н ы е эл ектронн ы е
5
сервисы и услуги. О ткры ты е
1
образовател ьн ы е ресурсы
Т ехн оген ны е и экон ом и ческие
6
угрозы , связан ны е с
испол ьзовани ем И КТ. Защ и та
https://m.edsoo.ru/f51ef401
Б и б л и отека Ц О К
С етевой этикет. П роб лем а
4
Б и б л и отека Ц О К
1
https://m.edsoo.ru/b0e87321
https://m.edsoo.ru/50da30fb
httPs://m.edsoo.ru/5248229e
Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/1658594e
Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/68ac9784
ин ф орм ац и и и инф орм аци онная
б езопасность
В ред о н о сн о е програм м ное
7
об есп ечение и сп особы б орьбы с
Б и б л и отека Ц О К
1
https://rn.edsoo.ru/039e1c9b
ним
О рган и зац и я личного архива
8
инф орм ации. И нф орм ац ионн ы е
техн о л о ги и и п роф ессион альная
Б и б л и отека Ц О К
1
https://rn.edsoo.ru/7981dba5
д еятельн ость
М од ел и и м оделирование.
9
П ред ставл ен и е результатов
Б и б л и отека Ц О К
1
https://rn.edsoo.ru/abbcd321
м оделирован ия
Граф ы . Р еш ен и е алгори тм и ческих
10
задач, связан н ы х с анализом
Б и б л и отека Ц О К
1
https://rn.edsoo.ru/079bc8f8
граф ов
11
Д еревья. Д и скретн ы е игры двух
игроков с полн ой ин ф орм ацией
Б и б л и отека Ц О К
1
https://rn.edsoo.ru/68a2d279
И сп ол ьзован и е граф ов и деревьев
12
при оп и сан ии объектов и
Б и б л и отека Ц О К
1
https://rn.edsoo.ru/82cb0c49
проц ессов окруж аю щ его м ира
13
14
К он трол ьн ая р аб ота по тем е
"И н ф орм аци онное м оделирование"
А нализ алгоритм ов. Э тапы
реш ен и я задач на ком пью тере
1
1
Я зы к програм м ирования.
15
О сновн ы е конструкц ии язы ка
1
програм м ирования. Т ипы данн ы х
16
В етвления. С оставн ы е услови я
1
1
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/4b24ce20
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/c1535090
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/3012411
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/e1b7db2d
17
Ц и кл ы с условием . Ц и кл ы по
перем енн ой
Б и б л и отека Ц О К
1
https://m.edsoo.ru/10ab9353
Р азр аб о тка и програм м ная
18
реал и зац и я алгоритм ов реш ения
Б и б л и отека Ц О К
1
https://rn.edsoo.ru/5d4f7ac9
ти п о вы х задач
Р азр аб о тка и програм м ная
19
реал и зац и я алгоритм ов реш ения
Б и б л и отека Ц О К
1
https://rn.edsoo.ru/72a11b12
задач м етод ом перебора
20
О б раб отка си м вольн ы х данн ы х
1
21
Т абли чн ы е вели чи ны (м ассивы )
1
22
С орти ровка одном ерн ого м ассива
1
23
П од п рограм м ы
1
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/2d234361
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/b37f7ca0
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/660ff291
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/3bb7214a
К он трол ьн ая р аб ота по тем е
24
"А лгори тм ы и элем ен ты
1
програм м ирован ия"
25
26
А нализ данны х. О сновн ы е задачи
ан ал и за данн ы х
П о сл ед овател ьн ость реш ен ия задач
ан ал и за данн ы х
1
1
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/2ff5fd90
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/096dddd8
Б и б л и отека Ц О К
1
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/e0e7ee3b
Б и б л и отека Ц О К
27
А нализ д анн ы х с пом ощ ью
эл ектрон н ы х таблиц
1
https://rn.edsoo.ru/e0aaf73a
https://rn.edsoo.ru/24865de3
https://rn.edsoo.ru/b808dfd9
28
29
30
31
32
33
К ом п ью терн о-м атем ати чески е
м одели
Р аб о та с готовой ком пью терной
м оделью
Ч и сл ен н ое реш ен ие уравн ени й с
пом ощ ью под б ора п арам етра
Т абли чн ы е (реляцион ны е) базы
данн ы х
Р аб о та с готовой базой данн ы х
С редства искусствен ного
и н теллекта
Б и б л и отека Ц О К
1
https://rn.edsoo.ru/2e62e4a7
Б и б л и отека Ц О К
1
https://rn.edsoo.ru/2ac0c441
Б и б л и отека Ц О К
1
https://rn.edsoo.ru/c5699db9
Б и б л и отека Ц О К
1
https://rn.edsoo.ru/87468fbd
Б и б л и отека Ц О К
1
https://rn.edsoo.ru/487808d8
Б и б л и отека Ц О К
1
https://rn.edsoo.ru/9c62b830
П ерсп екти вы разви ти я
34
ком п ью терн ы х ин теллектуальн ы х
Б и б л и отека Ц О К
1
https://rn.edsoo.ru/5225af37
систем
О БЩ ЕЕ КО ЛИ ЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
П РО ГРА М М Е
34
2
0
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
10 КЛАСС
К од
провер яем о! о
резул ь 1 Л1 Л
1
П р ов ер я ем ы е п р едм етн ы е р езул ьтаты освоен и я основной
обр азов ател ь н ой п р огр ам м ы средн его общ его образован и я
###Р аг###П о тем е «Ц иф ровая грам отность»
###Р аг###В ладен ие
связан н ы х
с
представл ен и ям и
ней
процессов
в
о
роли
природе,
и н ф орм аци и
техни ке
и
и
общ естве,
п он яти ям и «инф орм ация», «и н ф орм аци онны й процесс», «систем а»,
1.1
« ком п он ен ты
систем а»,
систем ы »,
«си стем а
ин ф орм ац и и
в
«си стем н ы й эф ф ект»,
управления»;
сети
И нтернет;
владение
ум ение
«ин ф орм ац и он н ая
м етодам и
крити чески
поиска
оценивать
инф орм ацию , полученную из сети И н терн ет
1.2
###Р аг###У м ени е
х арактери зовать
больш ие
данны е,
приводить
п ри м еры источни ков их получения и направлен ия использовани я
###Р аг###П они м ание
ф ун кц и он и рован и я
1.3
ком пью теров;
владен ие
осн овн ы х
при нц ипов
соврем енны х
тен д ен ц и й
навы кам и
стац и он арн ы х
разви ти я
работы
с
устрой ства
и
и
м обильны х
ком пью терны х
технологи й;
оп ераци онны м и
си стем ам и
и
осн овны м и видам и програм м ного об есп ечения для р еш ен и я учебны х
зад ач по вы б ран ной сп еци ализаци и
2
###Р аг###П о тем е «Т еорети ческие осн овы инф орм атики»
###Р аг###П они м ание осн овны х при нц ипов д и скрети заци и различны х
2.1
видов
ин ф орм ации;
текстовы х,
ум ени е определять
граф и ческих
и
звуковы х
ин ф орм ац и он н ы й
д ан н ы х
при
объём
зад ан ны х
п арам етрах д и скрети заци и
###Р аг###У м ени е
2.2
однозн ачн ое
строить
н еравном ерн ы е
д екод и рован и е
сообщ ени й
коды ,
допускаю щ ие
(преф иксн ы е
коды);
исп ол ьзовать простейш ие коды, которы е п озволяю т обнаруж ивать и
и справлять ош ибки при передаче данн ы х
###Р аг###В ладен ие
2.3
осущ ествлять
теорети ч ески м
представлени е
аппаратом ,
зад ан н ого
позволяю щ и м
натуральн ого
ч и сл а
в
разл и ч н ы х си стем ах счисления
2.4
###Р аг###В ладен ие
теорети ч ески м
аппаратом ,
позволяю щ и м
вы п олн ять п реобразовани я логически х вы раж ени й, используя закон ы
алгебры логики
3
###Р аг###П о тем е «И нф орм ац ионн ы е технологии»
###Р аг###У м ени е
докум ен ты
3.1
и
возм ож ностей
создавать
структурированны е
дем он страц и он н ы е
соврем енны х
м атериалы
програм м ны х
с
текстовы е
использовани ем
средств
и
облачн ы х
сервисов
###Р аг###У м ени е
использовать
таб л и ч н ы е
(реляцион ны е)
базы
данны х, в частности, составлять зап росы в базах д анн ы х (в то м числе
3.2
вы чи сл яем ы е запросы ), вы п олн ять сортировку и пои ск зап и сей в базе
данны х; н аполнять разработанную базу данн ы х
###Р аг###У м ени е использовать эл ектронн ы е таб л и ц ы для анализа,
п редставлени я и об раб отки д анн ы х (вклю чая вы ч ислен ие сум м ы ,
3.3
средн его ари ф м етического, наибольш его и наим еньш его значений,
реш ен и е уравн ени й)
11 КЛАСС
К од
п ровер я ем ого
р езул ь тата
1
П р ов ер я ем ы е п р едм етн ы е р езул ьтаты освоения основной
обр азов ател ь н ой п р огр ам м ы ср едн его общ его образован и я
###Р аг###П о тем е «Ц иф ровая грам отность»
###Р аг###Н аличие п редставлени й о ком пью терны х сетях и их
1.1
р ол и в соврем енном м ире; об об щ их при нц ипах разраб отки и
ф ун кц и он и рован и я ин тернет-при лож ени й
###Р аг###У м ени е
1.2
орган и зовы вать
личное
и н ф орм аци онное
пространство
с испол ьзовани ем различны х средств
технологи й;
п он им ан ие
государственн ы х
пон и м ан и е
услуг,
возм ож ностей
ци ф ровы х
возм ож ностей
искусствен ного
и н теллекта
и
в
ци ф ровы х
ци ф ровы х
сервисов
образовател ьн ы х
сервисов;
огран ичени й
разл ич ны х
технологи й
областях;
нали чи е
п редставлени й об и спользовани и ин ф орм ац и он н ы х техн о л оги й в
разл и ч н ы х проф ессион ал ьны х сф ерах
2
###Р аг###П о тем е «Т еорети ческие осн овы инф орм атики»
###Р аг###В ладен ие
2.1
теорети ч ески м
аппаратом ,
позволяю щ и м
определять кратчайш ий путь во взвеш ен ном граф е и количество
путей м еж ду верш и н ам и ори ентирован ного ац иклического граф а
3
###Р аг###П о тем е «А лгоритм ы и програм м ирован ие»
###Р аг###У м ени е читать и пон им ать програм м ы , реали зую щ и е
н еслож ны е алгори тм ы обработки числовы х и текстовы х д анн ы х (в
то м числе м ассивов и си м вольн ы х строк) на вы б ран ном для
изучен ия
3.1
у н и версальн ом
язы ке
п рограм м ирован ия
вы сокого
у р овн я (П аскаль, Python, Java, С++, С#); ум ен и е ан ализировать
алгори тм ы с испол ьзовани ем таб л и ц трассировки; определять без
и спользовани я ком пью тера результаты вы п олн ени я неслож ны х
програм м , вклю чаю щ и х циклы , ветвлен ия и подп рограм м ы , при
зад ан н ы х исходн ы х данн ы х
###Р аг###У м ени е
3.2
м од иф и цировать
готовы е
п рограм м ы
для
реш ен и я новы х задач, использовать их в своих програм м ах в
качестве под п рограм м (процедур, ф ункций)
###Р аг###У м ени е
реали зовать
этап ы
реш ен ия
задач
на
ком пью тере; ум ени е реал и зовы вать на вы бранном для изучения
язы ке п рограм м ирован ия вы сокого уровн я (П аскаль, P ython, Java,
С++,
С #)
ти п овы е
алгори тм ы
об раб отки
чисел,
числовы х
п оследовател ьн остей и м ассивов: представление чи сл а в виде
набора
3.3
просты х
сом нож ителей;
нахож дени е
м акси м альн ой
(м ин им альной) ци ф ры натуральн ого числа, зап исан ного в систем е
счислен ия
с
основанием ,
не
превы ш аю щ и м
об об щ ён н ы х х арактери сти к элем ен тов
п оследовател ьн ости
ари ф м етического,
(сум м ы ,
м ин им ального
10;
м ассива или
произведения
и
вы числен ие
м акси м альн ого
ч исловой
среднего
элем ентов,
к ол и ч ества элем ентов, у д овл етворяю щ и х зад ан н ом у условию );
сортировку эл ем ен тов м ассива
4
# # # P a r # # # ^ тем е «И нф орм ац ионн ы е технологии»
###P ar###У м ен и е
использовать
ком п ью терн о-м атем ати чески е
м од ели для ан ализа объектов и процессов: ф орм ул и ровать цель
м оделирован ия, вы п олн ять анализ результатов, полученн ы х в ходе
4.1
м оделирован ия; оцен и вать адекватн ость м одели м оделируем ом у
объекту или процессу; п редставлять результаты м одел и рован и я в
н агляд ном виде
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
10 КЛАСС
К од
1
П р ов ер яем ы й эл ем ен т содерж ания
###P ar###Ц и ф ровая грам отность
###Р аг###П рин цип ы
1.1
работы
П ерсон альн ы й
ком пью тер.
В ы б ор конф и гурац ии ком п ью тера в зави си м ости от реш аем ы х задач
###Р аг###О сновны е
1.2
ком пью тера.
П арал л ел ьн ы е
тен д ен ц и и
разви ти я
вы числения.
ком пью терны х
технологий.
М н огоп роц ессорн ы е
системы .
С уперком пью теры . М икрокон троллеры . Р оботи зи рован н ы е п рои зводства
###Р аг###Ф ай ловая система. П о и ск в ф ай ловой системе.
1.3
хран ени я
и
об раб отки
данн ы х
с
использовани ем
О ргани заци я
ин тернет-сервисов,
об лачн ы х техн ол оги й и м обильны х устройств
2
2.1
###P ar###Т еорети чески е осн овы инф орм атики
###Р аг###И нф орм ация, д анн ы е и знания. У ниверсальность дискретн ого
п редставлени я инф орм ации. Д вои чн ое кодирование
2.2
###Р аг###Р авн ом ерны е и н еравном ерн ы е коды. У словие Ф ано
###Р аг###П одходы
к
изм ерению
инф орм ации.
С ущ ность
объём ного
(ал ф ави тного) подхода к изм ерению инф орм ации, о п ределен и е бита с точки
зрен и я
алф ави тного
подхода,
связь
м еж ду
разм ером
алф ави та
и
ин ф орм ац и он н ы м весом си м вола (в п редп олож ени и о равн овероятн ости
2.3
п оявлен ия сим волов), связь м еж ду ед и н и ц ам и и зм ерения инф орм ации: бит,
байт, К байт, М байт, Гбайт. С ущ ность сод ерж ательн ого (вероятностного)
под ход а
к
изм ерению
инф орм ации,
определение
бита
с
позиции
сод ерж ания сообщ ения
###Р аг###И нф орм ац ионн ы е процессы . П еред ач а инф орм ации. И сточник,
приём ник, канал связи, сигнал, кодирование. И скаж ен и е ин ф орм ац и и при
2.4
передаче.
С корость
передачи
д анн ы х
по
каналу
связи.
Х ранен ие
инф орм ации, объём пам яти
2.5
###Раг###С истем ы . К ом п он ен ты си стем ы и их взаим одействие. С истем ы
управления. У правл ен и е как и н ф орм аци онны й процесс. О братная связь
###Р аг###С и стем ы счисления. Р азвёрн утая зап и сь целы х и д роб ны х чисел в
2.6
пози ц и он н ы х си стем ах счисления. С вой ства пози ц и он н ой зап и си числа:
количество циф р в записи, при зн ак дел и м ости ч и сл а на осн овани е систем ы
счисления. А лгоритм перевода целого числа из Р -и ч н ой систем ы счисления
в десятичную . А лгори тм п еревода конечной Р -и ч н ой д роб и в десятичную .
А лгори тм перевода целого ч и сл а из д есятичной систем ы счислен ия в Ричную . Д воичная, восьм ери чн ая и ш естнадц атеричная систем ы счисления,
перевод чисел м еж ду эти м и
систем ам и.
А риф м етически е операци и в
пози ц и он н ы х си стем ах счисления
2.7
###Р аг###П редставлен ие
целы х
и
вещ ественны х
чисел
в
пам яти
ком пью тера
###P aг###К одировани е
2.8
кодировки.
текстов.
С тандарт
К од и ровка
U N IC O D E .
A SCП.
К од и ровка
О днобайтны е
U T F-8.
О пределение
и н ф орм аци онного об ъём а текстовы х сообщ ений
###P ar###К од и рован и е изображ ений.
О цен ка ин ф орм аци онного объём а
растрового граф и ческого и зоб раж ения при зад ан н ом разреш ен ии и глубине
2.9
код и рован и я цвета. К оди рован и е звука. О ценка и н ф орм аци онного объём а
зву ко вы х д анн ы х при зад ан н ы х частоте ди скрети зац и и и р азряд н ости
код ирования
###P aг###А лгебра логики. В ы сказы вани я. Л огические операции. Т аблицы
исти н н ости
л огически х
оп ерац и й
«инверсия»,
«им пликация»,
«дизъю нкция»,
«эквиваленция».
«конъю нкция»,
Л оги ч ески е
вы раж ения.
В ы ч и сл ен и е логического зн ачен и я составного вы сказы вани я при известны х
зн ачен и ях
входящ и х
в
него
эл ем ен тарны х
вы сказы ваний.
Т абли цы
исти н н ости л огически х вы раж ений. Л огические операци и и оп ерац и и над
2.10
м нож ествам и.
П ри м еры
закон ов
алгебры
логики.
Э квивалентны е
преобразован и я логич ески х вы раж ений. Л о ги ч ески е ф ункции. П остроени е
логи ч еского
эл ем ен ты
вы раж ени я
ком пью тера.
с
д анн ой
Триггер.
таблицей
истинности.
С умматор.
П остроен и е
Л огические
схем ы
на
логич ески х эл ем ен тах по логическом у вы раж ению . Зап ись логического
вы раж ен и я по логи ч еской схем е
3
###P ar###И н ф орм ац и он н ы е техн ол оги и
# # #P ar###Т екстовы й
процессор.
Р ед акти рован и е
и
ф орм атирование.
П р о вер к а орф ограф и и и грам м атики. С редства п ои ска и автозам ен ы в
3.1
тексто во м
процессоре.
И спол ьзован и е
тексто вы е
докум енты .
С носки,
К ол л екти вн ая
раб ота
с
стилей.
оглавление.
докум ентом .
С труктурирован ны е
О блачн ы е
И нструм ен ты
сервисы .
р ец ен зи рован и я
в
тексто вы х процессорах. Д еловая переписка. Реф ерат. П р ави л а ци ти рован и я
источни ков и оф орм лени я библиограф ических ссы лок. О ф орм ление списка
литературы
11 КЛАСС
К од
1
П р ов ер яем ы й эл ем ен т содерж ания
###P ar###Ц и ф ровая грам отность
###Р аг###П ринципы
1.1
построения и аппаратны е ком поненты
ком пью терны х
сетей. С етевы е протоколы . С еть И нтернет. А дресация в сети И нтернет. С истем а
дом енны х им ён
2
###P ar###Т еорети чески е осн овы инф орм атики
###Р аг###М одели
и
м оделирование.
Ц ел и
м оделирования.
С оответствие
м од ели м оделируем ом у объекту или процессу. Ф орм ализац ия п ри кладны х
2.1
задач.
П ред ставл ен и е
резул ьтатов
м оделирован ия
в
виде,
уд об н ом
для
восп рияти я человеком . Г раф и ч еское представлени е д анн ы х (схем ы , таблицы ,
граф ики)
###Раг###Г раф ы . О сновн ы е понятия. В и д ы графов. Р еш ен и е алгори тм и ческих
2.2
задач, связан ны х с ан ализом граф ов (построение опти м альн ого пути м еж ду
верш ин ам и граф а, оп ределение количества различ ны х путей м еж ду верш ин ам и
ори ентирован ного ац иклического граф а)
###Раг###Д еревья. Б и н арн ое дерево. Д и скретны е игры двух игроков с полной
2.3
инф орм ацией. П остроени е дерева переб ора вариантов, опи сан и е стратегии
игры в таб л и ч н ой ф орме. В ы и гры ш н ы е стратегии. И сп ол ьзован и е граф ов и
деревьев при опи сан ии объектов и процессов окруж аю щ его м ира
3
###P ar###А лгори тм ы и програм м ирован ие
###Р аг###О пределен ие
3.1
алгори тм ов
возм ож ны х
уп равлени я
результатов
и сп олни телям и
и
работы
вы числи тельн ы х
простейш их
алгоритм ов.
О пределен ие исходн ы х данны х, при которы х алгори тм м ож ет дать треб уем ы й
результат
###Р аг###Э тапы
(П аскаль,
3.2
реш ен и я задач
РуШоп,
1ауа,
на ком пью тере. Я зы к програм м ирован ия
C++,
C#).
О сновн ы е
конструкц ии
язы ка
програм м ирования. Т ипы данных: целочисленны е, вещ ественны е, сим вольны е,
логические. В етвления. С оставн ы е условия. Ц и кл ы с условием . Ц иклы по
перем енной. И сп ол ьзован и е таб л и ц трасси ровки
###Р аг###Р азработка и програм м ная реали заци я алгори тм ов реш ения тип овы х
зад ач
б азового
уровня.
П ри м еры
задач:
алгори тм ы
об раб отки
конечной
чи сл овой последовательн ости (вы числен ие сумм, произведений, количества
3.3
эл ем ен тов с зад ан н ы м и свойствам и), алгори тм ы ан ализа зап и си
чисел в
пози ц и он н ой си стем е счисления, алгори тм ы реш ен ия задач м етод ом перебора
(пои ск наибольш его общ его д елителя двух н атуральн ы х чисел, п роверка числа
на простоту)
3.4
###Р аг###О бработка
си м вольн ы х
данны х.
В строен н ы е
ф ункции
язы ка
програм м и рован и я для об раб отки си м вольн ы х строк
###Р аг###Т абли чн ы е вели чи ны (м ассивы ). А лгоритм ы р аб оты с эл ем ен там и
м ассива
с
од нократн ы м
просм отром
м ассива:
сум м ировани е
элем ен тов
м ассива, п одсчёт кол и ч ества (сум м ы ) элем ен тов м ассива, удовл етворяю щ и х
3.5
зад ан н ом у
услови ю ,
нахож дени е
эл ем ен тов
м ассива,
нахож дени е
наибольш его
второго
(наим еньш его)
по
вели чи не
значен ия
наибольш его
(наим еньш его) значения, л ин ейн ы й пои ск элем ента, перестановка элем ен тов
м ассива в обратн ом порядке. С ортировка одном ерн ого массива. П росты е
м етод ы сортировки (наприм ер, м етод пузы рька, м етод вы бора, сортировка
вставкам и). П од п рограм м ы
4
###Р аг###И нф орм ац ионн ы е техн ол оги и
###Р аг###А нализ данны х. О сновн ы е зад ач и ан ализа данны х: прогнозирование,
классиф икация,
4.1
кластеризация,
анализ
отклонений.
П ослед овательность
реш ен и я зад ач ан ализа данны х: сбор первичны х данны х, оч и стка и оценка
качества данны х, вы бор и (или) построение м одели, преобразовани е данны х,
ви зуали заци я данны х, и н терпретац ия результатов
4.2
###Р аг###А нализ д анн ы х с пом ощ ью эл ектрон н ы х таблиц. В ы ч и сл ен и е суммы,
средн его ариф м етического, наибольш его и наим еньш его зн ачен и й д иап азона
###Р аг###К ом пью терно-м атем ати ческие
4.3
м атем атич еского
тести рован и е
м оделирования:
м одели,
м одели.
постановка
ком пью терны й
Э тап ы
задачи,
эксп ерим ен т,
к ом п ью терн о
р азраб отка
анализ
модели,
результатов
м оделирован ия
4.4
###Р аг###Ч ислен ное реш ен и е у равн ен и й с пом ощ ью п од б ора п арам етра
###Р аг###Т абли чн ы е (реляцион ны е) базы данны х. Т аб л и ц а - представлени е
сведений об одноти п н ы х объектах. П оле, запись. К лю ч таблицы . Р аб ота с
4.5
готовой
базой
данны х.
Зап олнен ие
базы
данны х.
П оиск,
сортировка
и
ф и льтраци я записей. Зап росы на вы борку данны х. Зап росы с парам етрам и.
В ы ч и сл яем ы е поля в запросах. М ноготаб л ич ны е базы данны х. Т ипы связей
м еж ду таблицам и . Зап росы к м ноготаб л и ч н ы м базам данн ы х
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ