ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный театр»
имеет художественную направленность.
Уровень программы
Уровень программы – базовый.
Актуальность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на
развитие творческих способностей детей, расширение их кругозора и получение базового
объема компетенций в области театрального искусства.
Программа «Школьный театр» актуальна, так как обеспечивает удовлетворение
индивидуальных потребностей школьников в художественно-эстетическом развитии и
направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся,
выявление, развитие и поддержку талантливых детей.
Театр – это игра! Игра актеров, игра образов, игра режиссерской мысли…
С раннего возраста игра определяет развитие ребенка, а потому театр начинается с
детства. Кто в детстве не представлял себя на сцене: робко один на один с зеркалом или на
сцене детского театрального коллектива…
Театральный коллектив в школе – это, в первую очередь, коллектив
единомышленников, поэтому так важно сформировать из детской театральной группы
настоящую, дружную команду.
Театральная деятельность тесно связана с понятием общение.
Общение – важнейшая часть человеческой жизни, столь же необходимая как воздух и
вода. В ходе общения люди обмениваются результатами своей деятельности,
информацией, чувствами. И счастлив тот человек, кому дан этот дар – умение общаться.
Понимать другого, понимать себя и быть понятым – такова логика человеческого
взаимопонимания. В процессе занятий театральной деятельностью происходит
объединение участников в сплоченный коллектив, а общение и взаимопонимание всех
обогащают.
Воспитание театром формирует эстетический вкус, мировоззрение, нравственные
качества детей; развивает самостоятельное и независимое мышление, речевую культуру,
коммуникативные способности, интуицию, воображение и фантазию; пробуждает
потребность в самопознании и самореализации, в раскрытии и расширении своих
созидательных возможностей; умению работать в коллективе.
Театральное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и
нравственного воспитания, формирующего внутренний мир обучающихся. Потери в
эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека, и, не зная подлинных
ценностей, он легко принимает ценности лживые, мнимые. Театр помогает задуматься и
иначе взглянуть на окружающий мир.
У школьников, включенных в процесс театральной деятельности, постепенно
формируется представление об идеале личности, который служит ориентиром в развитии
их самосознания и самооценки.
Театральный коллектив и творческая деятельность позволяют раскрыть способности
человека, помочь ему найти свое место в жизни. Кто-то станет актером, кто-то
драматургом, другой увлечется танцами или музыкой, а кто-то будет строить театры или
2
корабли, а самое главное, что наши дети станут хорошими людьми. И пусть после
ухода из театрального коллектива подросток пойдет своей дорогой, важно то, что
театр оставил в его душе.
Цель программы
Приобщение детей среднего школьного возраста (5-9 классы основной школы) к
искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социально
активной личности средствами театрального искусства.
Задачи программы
Обучающие:
■ познакомить с историей театра;
■ познакомить с основами сценического искусства;
■ научить анализировать текст и образы героев художественных произведений;
■ научить выразительной речи, ритмопластике и действию на сцене;
■ сформировать навыки театрально-исполнительской деятельности.
■ овладеть основными навыками речевого искусства
Развивающие:
■ развивать творческие задатки каждого ребенка;
■ пробудить интерес к чтению и посещению театра;
■ пробудить интерес к изучению мирового искусства;
■ развивать эстетическое восприятие и творческое воображение, художественный
вкус;
■ развивать индивидуальные актерские способности детей (образное мышление,
эмоциональную память, воображение, сосредоточенность, наблюдательность,
выдержку, слуховое и визуальное внимание, умение ориентироваться в пространстве,
взаимодействие с партнером на сцене);
■ формировать правильную, грамотную и выразительную речь;
■ развивать навыки общения, коммуникативную культуру, умение вести диалог;
■ развивать навыки самоорганизации;
■ формировать потребность в саморазвитии.
Воспитательные:
■ воспитывать интерес к театральному искусству и зрительскую культуру;
■ прививать культуру осмысленного чтения литературных и драматургических
произведений;
■ воспитывать волевые качества, дух командности (чувство коллективизма,
взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки в группе), а также трудолюбие,
ответственность, внимательное и уважительное отношения к делу и человеку;
■ воспитывать социально адекватную личность, способную к активному
творческому сотрудничеству;
■ помочь обучающимся обрести нравственные ориентиры;
■ формировать навыки поведения и совместной деятельности в творческом
коллективе. Формируемые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные,
учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые.
Адресат программы. Категория обучающихся.
Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов основной школы.
3
Возраст обучающихся по данной программе: 11-15 лет.
К обучению по программе допускаются дети без предварительного отбора.
Группы формируются по возрастному принципу (11-13 лет, 13-15 лет).
Образовательный процесс выстраивается с учетом психофизических и возрастных
особенностей детей в группе.
Возрастные и психофизические особенности обучающихся.
У подростков в среднем школьном возрасте происходит переход от незрелости к
начальному этапу зрелости. Он затрагивает весь организм ребенка: физиологическую,
интеллектуальную и нравственную стороны. Именно в этом возрасте формируется
характер ученика, происходит перестройка психофизического аппарата, ломка
сложившихся форм взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Существенное
значение необходимо придавать эмоциональному аппарату подростка. Эмоции в этот
период становления отличаются серьезностью веры в них самого подростка и трудностью
управления ими, прежде всего, из-за неспособности их контролировать, неумением
сдерживать себя, что отражается на окружающих из-за резкости поведения ученика.
Если говорить про мыслительный процесс подростка, необходимо отметить, что
происходит неосознанное развитие абстрактного мышления, хотя и наглядные (конкретно
– образные) компоненты сохраняются. Это связано с тем, что влияние чувств на подростка
происходит гораздо сильнее, нежели восприятие им книг и учителей.
Существенным изменением подвергается память и внимание. С одной стороны,
формируется произвольное внимание, с другой – обилие различных впечатлений,
связанных с эмоциональной, чувствительной активностью, приводит к быстрой потере
внимания и отвлекаемости.
В этом возрасте происходит скачок мыслительного процесса. Появляется
определенная систематичность в подходе к изучению предметов школьной программы:
самостоятельный мыслительный процесс, возможность делать выводы и обобщения,
раскрытие содержания того или иного понятия в конкретных образах.
Желание подростка изучать различные предметы связано с его потребностями в новых
знаниях и впечатлениях. Задача педагогов не только общеобразовательных предметов, но
и школьных театров заключается в поддержке этих стремлений школьника. В процессе
воспитания и обучения в школьных театрах необходимо всячески убеждать подростков в
том, что именно образованный и умный человек может быть успешным, лучшим в своем
деле. Если у подростка произойдет слияние его интересов и убеждений (педагогическая
задача), тогда последует эмоциональный всплеск, направленный на изучение предмета.
Важно, чтобы ученик всегда ощущал успех, чувствовал, что у него получается, тогда
будет постоянная заинтересованность в дальнейшем освоении процесса обучения. Ни в
коем случае нельзя натаскивать подростков на определенный результат. Выстраивать
процесс обучения необходимо всегда от «простого к сложному» (от простых элементов
школы актерского мастерства к более сложным). И еще – необходимо помнить, что в
профессии педагога его терпение – это самая важная составляющая творческого роста и
развития его учеников. Выстроенная модель воспитания и обучения должна приносить
удовольствие, а не сиюминутный успех «в загнанных» рамках.
4
Исходя из особенностей детей (активность, бурная фантазия и воображение,
зарождающиеся комплексы и неуверенность, 36 сомнение в признанных авторитетах,
чрезмерная любознательность), занятия становятся более структурированные. Педагог
больше внимания уделяет дисциплине. Важно максимально емко и компактно
объяснять задачи упражнения, тем самым стремиться к осознанности занятий.
Отвечать на вопросы и быть заинтересованным в положительном результате. Детиподростки должны понимать и чувствовать авторитет педагога, доверять его знаниям и
умениям, которые он может частично делегировать (доверить кому-то из детей
провести конкретное упражнение или фрагмент разминки). Игровая форма занятий
остается, но игры меняются в соответствии с возрастными интересами.
Формы и режим занятий
Основная форма обучения – очная, групповая. Основная форма обучения
фиксируется в учебном плане.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к
каждому обучающемуся.
Количество обучающихся в группе: 7 человек.
Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.
Срок реализации программы – 1 год.
Количество учебных часов в год: 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вводное занятие
Практика. Игра «Что я знаю о театре» (по типу «Снежный ком»). Инструктаж по
технике безопасности. Организационные вопросы. Устав и название коллектива.
График занятий и репетиций.
2. Основы театральной культуры
2.1. История театра.
Теория. Древнегреческий театр. Древнеримский театр. Средневековый европейский
театр (миракль, мистерия, моралите). Театр эпохи Возрождения (комедия дель арте).
«Глобус» Шекспира. Русский Театр. Известные русские актеры.
Практика. Просмотр видеозаписей, презентаций, учебных фильмов.
2.2. Виды театрального искусства.
Теория. Драматический театр. Музыкальный театр: Опера, Балет, Мюзикл.
Особенности. Театр кукол. Самые знаменитые театры мира.
Практика. Просмотр видеозаписей лучших театральных постановок.
2.3. Театральное закулисье. Теория. Сценография. Театральные декорации и
бутафория. Грим. Костюмы. Практика. Творческая мастерская: «Грим сказочных
персонажей».
2.4. Театр и зритель. Теория. Театральный этикет. Культура восприятия и анализ
спектакля.
3. Сценическая речь
5
Игровая форма занятий с детьми 11-13 лет остается, но игры меняются в соответствии
с возрастными интересами.
Дыхание. Обращать внимание на:
■ соединение дыхания и движения (например: гусиный шаг, пол горит, ритмичные
шаги, координация движений и т.п.);
■ одну техническую задачу многократно повторять с разными вариантами образов
(например: фиксированный выдох на Ф – задуваю свечу, отгоняю комаров, рисую портрет
и т.п.);
■ активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения (например:
парные упражнения – согреть дыханием партнера, перебросить воображаемые мячики и
т.п.).
Артикуляция. Обращать внимание на:
■ обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а губы и нижняя
челюсть находятся в покое);
■ медленный темп увеличивает нагрузку на мышцы и делает упражнение более
эффективным;
■ координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;
■ координация работы мышц речевого аппарата с жестами и мимикой (например:
движение языка противоположно движению и темпу движения рук, плюс к этому
движение зрачков и т.п.).
Дикция. Обращать внимание на:
■ активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения (например:
давать творческие парные задания – диалог из простых и сложных звукосочетаний)
■ ритмические вариации в ускоренном темпе (скороговорки в диалогах с различным
словесным действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над кем-то и т.п.).
Голос. Упражнения на развитие голоса для этого возраста нецелесообразны.
Финальным материалом могут быть индивидуальные стихи и парные этюды с
использованием упражнений по дикции и дыханию.
В возрасте 13-15 лет ребятам можно предлагать парные и тройные этюды, которые
окажут позитивное влияние на процесс дальнейшей коммуникации.
Дыхание:
■ работать со всеми предыдущими блоками, но подключать больше ритмических
составляющих;
■ создание «дыхательно-ритмического оркестра».
Артикуляция:
■ в этом возрасте необходимо требовать четкого и внятного выполнения всех данных
артикуляционных упражнений;
■ можно попробовать упражнение «оркестр», когда один участник дирижирует всеми;
■ артикуляционные парные этюды под музыку, в которых не нужно ограничивать
фантазию учащихся, но при этом максимально контролировать внятность упражнений.
Дикция
■ звукосочетания усложняются и плавно переходят в сложно выговариваемые слова и
фразы;
■ активная работа с мячом;
6
■ индивидуальное дикционное проявление в различных темпо-ритмических
рисунках (например, один участник показывает сложное звукосочетание по всей
линейке гласных звуков, а остальные дети его хором повторяют);
■ активное использование словесного действия;
■ чистоговорки можно складывать в многоговорки (рассказ из специально
подобранных слов), объединенные общей темой;
■ проводить дикционное состязание между мальчиками и девочками.
Финальным материалом может стать коллективный рассказ по литературному
материалу и поэтическая композиция на актуальные темы.
3.1. Речевой тренинг.
Теория. Орфоэпия. Свойства голоса.
Практика. Речевые тренинги: Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика.
Речевая гимнастика. Дикция. Интонация. Полетность. Диапазон голоса.
Выразительность речи. Работа над интонационной выразительностью. Упражнения.
3.2. Работа над литературно-художественным произведением. Практика.
Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор произведения:
басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного произведения.
Тема. Сверхзадача. Логико-интонационная структура текста.
4. Ритмопластика.
4.1. Пластический тренинг. Практика. Работа над освобождением мышц от
зажимов. Развитие пластической выразительности. Разминка, настройка, релаксация,
расслабление/напряжение. Упражнения на внимание, воображение, ритм, пластику.
4.2. Пластический образ персонажа. Практика. Музыка и движение. Приемы
пластической выразительности. Походка, жесты, пластика тела. Этюдные
пластические зарисовки.
4.3. Элементы танцевальных движений. Теория. Танец как средство
выразительности при создании образа сценического персонажа. Народный танец.
Современный эстрадный танец. Практика. Основные танцевальные элементы. Русский
народный танец. Эстрадный танец. Танцевальные этюды.
5. Актерское мастерство.
Педагогам предлагается определенная форма подачи того или иного упражнения в
процессе воспитания и обучения детей 11-13 лет.
Пример. Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».
Поставить группу в полукруг, либо в круг. Раздать каждому участнику букву алфавита
(у одного ребенка может быть несколько букв). Проверить, знают ли все ученики, у
кого какие буквы. Преподаватель произносит слово, придуманное им заранее.
Например, слово «Носорог». Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает
ученик, у которого была буква «Н», затем вновь преподаватель хлопает в ладоши –
ученик, у которого буква «О» хлопает емув ответ и так далее. В конце слова хлопает
вся группа. В дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в
определенном ритмическом рисункеи без хлопков преподавателя.
Теперь, рассмотрим, как это упражнение можно объяснить нашей возрастной
группе (11-13 лет).
Ребята, представим, что вокруг нас летает комар, который не дает нам уснуть. Нам
необходимо его поймать. А ловить мы будем его только одним способом, и я
7
посмотрю, кто же из вас сможет точно выполнить это упражнение. Сложность
заключается в том, что нам необходимо стоять на месте и с помощью лишь одного
хлопка в ладоши попытаться поймать назойливого комара.
Кто лучше всех справиться с этим упражнением, получит от меня подарок! Сейчас
каждому из вас я раздам букву, необходимо ее запомнить, а у кого-то будет целых две
буквы. В определенном ритмическом рисунке вам необходимо не только напечатать слово
«Воробей», но и попытаться поймать комара, который будет постоянно вам мешать.
В создании определенной формы подачи того или иного упражнения педагогу
необходимо, с одной стороны, погружать ребенка в знакомую для него ситуацию («ловля
комара» – как предлагается в примере), развивающую его внимание и воображение. А, с
другой стороны, начинать задействовать в них принцип соперничества и
соревновательности, но ни в коем случае не выделять победителя и проигравшего!
Подросткам 13-15 лет нравится выполнять задания, в которых нужно поразмыслить,
поспорить с педагогом, придумать интересные и необычные пути решения.
Пример. Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».
Поставить группу в полукруг, либо в круг. Раздать каждому участнику букву алфавита
(у одного участника может быть несколько букв). Проверить, знают ли все ученики, у
кого какие буквы. Преподаватель произносит слово, придуманное им заранее. Например,
слово – Носорог. Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у
которого была буква «Н», затем вновь преподаватель хлопает в ладоши – ученик, у
которого буква «О» хлопает ему в ответ и так далее. В конце слова хлопает вся группа. В
дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в определенном
ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя.
Теперь, рассмотрим, как это упражнение можно объяснить возрастной группе 13-15
лет.
Сейчас нам с вами необходимо без клавиатуры, без телефона, напечатать
предложение: Носорог – самый смешной и самый сильный. У кого есть предложения, как
будем печатать? (происходит диалог с ребятами). Отлично, хлопками. Молодцы, что
догадались. Объяснив правила упражнения, педагог, прежде чем задать определенный
ритм «печати» (выполнения упражнения), говорит: «Кто сможет выполнить это
упражнение, ни разу не нарушив ритм, сделав все правильно, тот завтра сам как педагог
проведет это либо любое другое упражнение, придуманное им самим».
Ребята начинают выполнять данное упражнение.
Это необходимо для вовлечения школьников в учебный процесс, что будет
способствовать их личностному росту в глазах сверстников.
Форма подачи упражнения должна быть созвучна современной жизни школьника, а
также необходим диалог с учениками (как печатать, на чем и т.д.), в котором проявляется
непосредственность общения и возможность услышать их мнение.
5.1. Организация внимания, воображения, памяти.
Теория. Знакомство с правилами выполнения упражнений. Знакомство с правилами
игры.
Практика. Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских
навыков. Коллективные коммуникативные игры.
8
Игры: «Волшебный мешочек», «Перевод цвета в звук, запаха в жест и т.д.»
Упражнения «Передай другому», «Что изменилось», «Найди предмет» Игры: «Поймай
хлопок», «Нитка», «Коса-Бревно».
5.2. Игры на развитие чувства пространства и партнерского взаимодействия
Теория. Знакомство с правилами выполнения упражнений. Знакомство с правилами
и принципами партнерского взаимодействия. Техника безопасности в игровом
взаимодействии.
Практическая часть. Игры: «Суета», «Король», «Голливуд», «Салют». Игры:
«Зеркало», «Магнит», «Марионетка», «Снежки». «Перестроения»
5.3. Сценическое действие.
Теория. Элементы сценического действия. Бессловесные элементы действия.
«Вес». «Оценка». «Пристройка». Словесные действия. Способы словесного действия.
Логика действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных элементов действия
с бессловесными действиями. Составные образа роли. Драматургический материал как
канва для выбора логики поведения.
Театральные термины: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «простые
словесные действия».
Практика. Практическое освоение словесного и бессловесного действия.
Упражнения и этюды. Работа над индивидуальностью.
6. Промежуточная аттестация в форме открытого занятия.
7. Знакомство с драматургией.
Работа над пьесой и спектаклем.
7.1. Выбор пьесы. Теория. Выбор пьесы. Работа за столом. Чтение. Обсуждение
пьесы. Анализ пьесы. Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные
события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя».
7.2. Анализ пьесы по событиям. Теория. Анализ пьесы по событиям. Выделение в
событии линии действий. Определение мотивов поведения, целей героев.
Выстраивание логической цепочки. Театральные термины: «событие», «конфликт».
7.3. Работа над отдельными эпизодами. Практика. Творческие пробы. Показ и
обсуждение. Распределение ролей. Работа над созданием образа, выразительностью и
характером персонажа. Репетиции отдельных сцен, картин.
7.4. Выразительность речи, мимики, жестов. Практика. Работа над характером
персонажей. Поиск выразительных средств и приемов. Театральные термины: «образ»,
«темпоритм», «задача персонажа», «замысел отрывка, роли», «образ как логика
действий».
7.5. Закрепление мизансцен. Практика. Репетиции. Закрепление мизансцен
отдельных эпизодов. Театральные термины: «мизансцена».
7.6. Изготовление реквизита, декораций. Практика. Изготовление костюмов,
реквизита, декораций. Выбор музыкального оформления.
7.7. Прогонные и генеральные репетиции. Практика. Репетиции как творческий
процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков,
технических средств и таланта.
7.8. Показ спектакля. Практика. Премьера. Анализ показа спектакля (рефлексия).
Творческая встреча со зрителем.
8. Итоговое занятие.
9
Практика. Конкурс «Театральный калейдоскоп». Творческие задания по темам
обучения. Основы театральной культуры – тест по истории театра и театральной
терминологии. Чтецкий отрывок наизусть. Этюд на взаимодействие. Отрывки из
спектакля. Награждение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты
По итогам обучения, обучающиеся будут знать:
■ правила безопасности при работе в группе;
■ сведения об истории театра,
■ особенности театра как вида искусства;
■ виды театров;
■ правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
■ театральные профессии и особенности работы театральных цехов;
■ теоретические основы актерского мастерства, пластики и сценической речи;
■ упражнения и тренинги;
■ приемы раскрепощения и органического существования;
■ правила проведения рефлексии; уметь:
■ ориентироваться в сценическом пространстве;
■ взаимодействовать на сценической площадке с партнерами;
■ работать с воображаемым предметом;
владеть:
■ основами дыхательной гимнастики;
■ основами актерского мастерства через упражнения и тренинги, навыками
сценического воплощения через процесс создания художественного образа;
■ навыками сценической речи, сценического движения, пластики;
■ музыкально-ритмическими навыками;
Личностные результаты
■ наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
■ формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
■ формирование художественно-эстетического вкуса;
■ приобретение навыков сотрудничества, содержательного и бесконфликтного участия
в совместной учебной работе;
■ приобретение опыта общественно-полезной социально-значимой деятельности.
Метапредметные результаты
■ формирование адекватной самооценки и самоконтроля творческих достижений;
■ умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
■ способность осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
10
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Название раздела/темы
Количество часов
Всего
Теория Практика
1
1
4
1
3
1
2
Вводное занятие
Основы театральной
культуры
3
Сценическая речь
5
1
4
4
Ритмопластика
3
-
3
5
Актерское мастерство
4
2
2
6
7
Промежуточная аттестация
Знакомство с драматургией
(работа над пьесой и
спектаклем)
2
14
4
2
10
8
Итоговое занятие
1
1
11
Формы
аттестации/контроля
Наблюдение
Творческое задание,
тестирование,
проблемные
ситуации «Этикет в
театре»,
презентация
Конкурс чтецов
(басня,
стихотворение,
проза), контрольные
упражнения,
наблюдение
Контрольные
упражнения,
этюдные зарисовки,
танцевальные
этюды
Упражнения, игры,
этюды
Открытое занятие
Упражнение
«Событийный ряд»,
наблюдение, показ
отдельных эпизодов
и сцен из спектакля,
творческое задание,
анализ
видеозаписей
репетиций, показ
спектакля
Творческий отчет