РП КВД За страницами биологии

Пояснительная записка.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление
обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и
осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования
в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе
учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы,
конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся
могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы,
организованной при кабинете биологии. Применение игровой методики для развития
интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по
отдельным, интересным для них предметам, демонстрировать их в интеллектуальных
соревнованиях.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами биологии»
рассчитана на 3 года обучения. Возраст воспитанников: 11- 16 лет. В программе
отражены взаимосвязи природы и человека, на доступном для учащихся уровне
раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его
разрешения. Учащиеся знакомятся с различными живыми организмами, изучают их
строение и особенности функционирования. Живые организмы рассматривается как
часть живой природы, окружающей школьника и имеющей для него эстетическое,
этическое, познавательное и практическое значение.
В ходе работы учащиеся приобретают определенные умения, позволяющие им
участвовать в практической деятельности по охране природы. В основе изучения курса
лежит изучение биологических наук - основы формирования мировоззрения. Это
способствует не только познанию природы, но и вооружает человека знаниями,
необходимыми для практической деятельности. Содержание занятий расширяет и
углубляет знания школьников по биологии и содержит информацию об особенностях
живых организмов и их жизненных проявлениях.
Используются плюсы возраста, их психологические особенности: любознательность,
богатство воображения, стремление к творчеству, высокий уровень познавательного
интереса, конкретность восприятия. Занятия позволяют использовать личностноориентированный подход в обучении, формировать интерес к естественным наукам,
создавать условия для развития творческого потенциала учащихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ KУPCA ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «За
страницами биологии» при получении основного общего образования у обучающихся
будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностными результатами изучения курса «За страницами биологии» является
формирование следующих умений:
У учащегося 6-8 классов будут сформированы:
 широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности.
 определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).



в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и педагога, как поступить.
Формирование универсальных учебных действий
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится :
1. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и
самостоятельно.
2. Проговаривать последовательность действий.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради. — Учиться работать по составленному плану.
4. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
5. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Обучающийся получит возможность научиться:
1. в сотрудничестве с учителем и самостоятельно ставить новые учебные задачи;
2. преобразовывать практическую задачу в познавательную;
3. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
4. осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
5. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в
конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится :
1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать
полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего
класса.
4. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
5. Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
6. Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Обучающийся получит возможность научиться :
1. осуществлять расширенный поиск информации с использование ресурсов
библиотек и Интернета;
2. создать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
3. осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
4. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
5. осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
6. осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельный выбор

основания и критерии для указанных логических операций;
7. строить логические рассуждения, включающие установление причинноследственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
2. Слушать и понимать речь других.
3. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
4. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Обучающийся получит возможность научиться:
1. учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других
людей;
2. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
3. понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
4. аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
5. продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его
участников;
6. с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
7. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
8. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
9. адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
10. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих
умений:
1. расширение и конкретизация знаний о растениях.
2. восполнение возможных пробелов в знаниях по биологии.
3. описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
4. выделять существенные признаки предметов;
5. сравнивать между собой предметы, явления;
6. обобщать, делать выводы;
7. классифицировать явления, предметы;
8. определять последовательность событий;
9. судить о противоположных явлениях;
10. давать определения тем или иным понятиям;
11. определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
12. выявлять функциональные отношения
закономерности и проводить аналогии.

между

понятиями;

—

выявлять

Содержание курса внеурочной деятельности
«За страницами биологии»
Программа внеурочной деятельности для 6 классов «Мудрый совенок»
Программа внеурочной деятельности «Мудрый совёнок» для младших подростков (5-6
классы) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Программа интеллектуальной площадки «Мудрый совёнок» ориентирована на детей в
возрасте 11-12 лет и проходит под девизом «Умный вопрос — это уже добрая половина
знаний». В это время у детей ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками
на уровне осознания своей взрослости, самоценности, самоопределения и социального
ориентирования, формируется стремление к самоутверждению.
Новизна программы — создание системы работы по развитию интеллекта учащихся в
рамках образовательного учреждения. Интеллектуальная площадка «Мудрый совёнок» — это
попытка создания объединения для интеллектуально одаренных.
Основная цель: всестороннее развитие познавательных способностей и организация досуга
интеллектуально одаренных учащихся.
Задачи:

- образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация
интеллектуального творчества;
- развивающая: развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно —
следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в
системе духовных ценностей современного поколения;
- воспитательная: развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания
эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.
Основные направления деятельности интеллектуальной площадки:
научно-экспериментальная работа, мероприятия познавательного характера.
Программа строится на основе следующих принципов:
- равенство всех участников;
- добровольное привлечение к процессу деятельности;
- чередование коллективной и индивидуальной работы;
- свободный выбор вида деятельности;
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
- развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Основные формы работы в рамках программы интеллектуальной площадки
«Мудрый совенок» — акции, торжественное посвящение в детское объединение, КТД,
игры, конкурсы, беседы, встречи, концерты, праздники, соревнования, ярмарка, выставки
детского творчества, поездки и экскурсии. Данные формы работы дают детям
возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и
интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Продолжительность занятий строится в основной школе из расчёта — 1 час в неделю.
Объём учебного времени составляет З4часа
Сроки реализации: один год.
Программа обеспечивает создание условий для развития способностей, формирования ценностей и
универсальных учебных действий(личностные, регулятивные,
коммуникативные и познавательные).

Тематическое планирование
№
п/п

1.

Содержание (разделы,
темы)

Введение

Количество часов
всего

теор

практ
2

2

Характеристика деятельности обучающихся

Формируют умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос
учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации); умение выражать свою точку
зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументированоего доказывать);
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное,рациональное,
оригинальное решение).

2.

1. Занимательная
биология

13

3.

2. Занимательные опыты и
эксперименты по
биологии

11

11

4.

3. Познаем себя

8

8

Итого:

34

2

11

Учатся правильно формулировать свои мысли. Решать поисковые задачи. Обосновывать свою
точку зрения. Формировать системное мышление. Обмениватьсяс одноклассниками своими
мыслями. Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по
единому предложенному плану. Формируют умения находить необходимую литературу,
выбирать нужную информацию.
Учатся работать с лабораторным оборудованием.
Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. Используют проект какметод
обучения.
Учатся работать с лабораторным оборудованием.
Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Проводят
самооценку и взаимооценку проделанной пработы.

№

Содержание (разделы, темы)

Koл-BO

календарно-тематическое планирование «Мудрый совенок»
Форма занятий

Оборудование

Основные учебные действия учащихся

Введение 2 часа
1.

2.

Как интересно организовать работу?
Как разработать план мероприятий?

Разработка эскиза и оформление
уголка интеллектуальной площадки
«Мудрый совёнок»

«Шляпа желаний».
Мозговойштурм.
Работа в группах по
направлениям.
Составление примерного
плана по направлениям

Презентация, книгопечатная
П]Э ОД КЦИЯ

1

Коллективная работа

Презентация, ватман

1

Развивать способность отстаивать
свою точку зрения.
Формировать такие качества,как
дружба, коллективизм, личная
ответственность за общее дело.

Занимательная биология 13часов
3.

Час ребусов

1

Коллективная работа

Карточки с ребусами

4.

По страницам Красной книги

1

Устный журнал

Иллюстративный материал,
аудиозаписи звуков леса.

5.

Биологическое лото «В мире флоры и
фауны»

1

Командная игра

6 конвертов, жетоны

6.

«Винегрет-шоу»

1

Праздник урожая

Презентация, жетоны, пазлы,
карточки с иллюстрациями

7.

Биологическая викторина

1

Командная игра

Презентация с разбивкой по
секторам

8.

Легенды о цветах

1

Круглый стол

Иллюстративный материал

9.

Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за
здоровый образ жизни»

1

Конкурс

Творческие работы учащихся

Формировать понятие о видах
интеллектуальных игр и их
отличительных особенностяхи
правилах; особенностях
конкурсных заданий
интеллектуальных конкурсов и
подходы к их решению; правилах
работы с литературой; принципах
работы в команде.

10. Виртуальное путешествие «В стране
динозавров»

1

Игра-путешествие

Иллюстративный материал,
жетоны, презентация

11. Викторина «Час цветов»

1

Командная игра

12. Виртуальная экскурсия в
археологический музей-заповедник
«Танаис»

1

Виртуальная экскурсия

Иллюстративный материал
Инmepнempecypchttn://www.museumtanais.ru/virtualnavaekskursiva

13. Экологический турнир «В
содружестве с природой»

1

Командная игра

Иллюстративный материал,
жетоны, презентация

14. Птичьи дети

1

Видеоурок

Видеоматериалы

15. Оформление коллажа «Братья наши
меньшие»

1

Коллективная работа

Ватман, клей, краски,
фотографии домашних
питомцев

Формировать нравственное
сознание, чувства, поведение.
развивать способность отстаивать
свою точку зрения.
Формировать навыки обмена
впечатлениями и мнением.

Формировать умение составлять и
классифицировать вопросы; работать
с книгой; распределять командные
роли.

Занимательные опыты и эксперименты по биологии 11часов
16. Час моделирования

1

Творческая работа

Бумага, нитки, пластилинит.д.

17. Как покрасить живые цветы?

1

Практическая работа

Любые цветы с белыми
лепестками, пищевые
красители

18. Биологические фокусы

1

Коллективный эксперимент

19. Где прорастут семена?

1

Индивидуальный
эксперимент

Семена растений

20. Практическая работа «Наблюдение
видимых изменений при постановке
эксперимента по изучению корневого
давления»

1

Практическая работа

Прибор для изучения корневого
давления

21. Работа устьиц. Изучение механизмов
испарения воды листьями

1

Постановка опыта

Микроскоп, листья растений

Формировать навыки творческой,
учебно- практической
деятельности. Владеть основными
приемамипостановки
экспериментов.
Формировать умение
обращаться с лабораторным
оборудованием.

22. Практическая работа «Строение клеток
плесневых грибов»

1

Практическая работа

Микроскоп, плесневые грибы

23. Выращивание чайного гриба

1

Постановка опыта

Винный уксус, дрожжи,сaxap

24. Практическая работа «Способы
вегетативного размножения
растений»

1

Практическая работа

Комнатные растения,
цветочные горшки

Выращивание растений на растворах
солей

1

Постановка опыта

Растения помидоров,
растворы солей

26. Практическая работа «Определение
степени загрязненности воздуха»

1

Практическая работа

Лабораторное оборудование

25

Познаем себя 8 часов
27.

Определение норм рационального
питания

1

Практическая работа

Раздаточный материал

28.

Определение темперамента

1

Практическая работа

Раздаточный материал

29.

Познаем секреты высшей нервной
деятельности

1

Практическая работа

Раздаточный материал

30.

Оказание первой медицинской

1

Практическая работа

Бинт, жгут, шина

31.

Определение жизненного объема
легких

1

Практическая работа

Раздаточный материал

32.

Приготовление фитонапитков

1

Коллективная работа

Необходимые растения

3334.

Как создать модель клеток крови
своими руками?

2

Творческая работа

Бумага, фасоль, чечевица,
краски

ИТОГО

34

Формировать навыки творческой,
учебно- практической
деятельности. Владеть основными
приемамипостановки
экспериментов.
Формировать умение
обращаться с лабораторным
оборудованием.

Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии» 7 класс
Пояснительная записка
Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых
организмов, условиями среды их обитания,а так же с происхождением представителей
различных таксономических единиц. Путем систематического изучения, сравнения,
описания и оценки учащиеся учатся осознанно воспринимать явления живой природы.
В свою очередь, это помогает улучшить у детей такие качества, как способность к
детальному и последовательному наблюдению и умению логично излагать свои мысли
с использованием специфических понятий и терминов. Kypc значительно расширяет
школьный курс биологии. Программа предполагает блочный принцип построения
курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику
рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие
видов живых организмов представленного таксона и особенности их
жизнедеятельности, распространенности и экологии. В школьном курсе «Биология»,
недостаточно времени уделяется изучению многообразию видов органического мира, в
результате не охватывается материал, который очень интересен обучающимся. Кроме
того, из-за недостаточных знаний о взаимоотношениях организмов, затрудняется
усвоение материала. Данный курс знакомит обучающихся с многообразием
представителей живой природы. Задача курса - значительное расширение знаний
учащихся о видовом многообразии царств живой природы. Содержание курса требует
активной творческой работы
обучающихся с различными источниками информации.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Цели: формирование у обучающихся понятий о систематике, расширение и углубление
знаний о видовом многообразии, воспитание бережного отношения к природе, повышение
интереса обучающихся к биологии, формирование базовых компетентностей обучающихся
Задачи:
Познакомить обучающихся с основными таксономическими единицами
Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Простейших
Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Грибов
Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Растений и Животных
Расширить знания обучающихся о влиянии человека на окружающую среду
Воспитывать бережное отношение к природе
Формы организации учебной деятельности. Мини-лекции; доклады обучающихся; видеоуроки; игровые формы.
Ожидаемые результаты работы по программе:
В результате работы, по программе обучающиеся получат более широкие знания о многообразии
органического мира.
Личностные результаты освоенияпрограммы курса внеурочной деятельности:
• формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации кобучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественнойпрактики;
•
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению; готовности испособности вести диалог с

•

•

другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления;
Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

•

•

•

•
•

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе ипознавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности eè
решения;
умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение и делать

•

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных
задач;
• умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивид
• планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью;
• формирование компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ—компетенции);
Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

•

•

•
•

формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях eè
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в
биосфере в результате деятельности человека, для развития современных
естественно- научных представлений о картине мира;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска
на здоровье человека;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих,
осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и
природных место обитаний видов растений и животных;

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Тематическое планирование материала курса внеурочной деятельности в 7 классе
«За страницами учебника биологии»
Название разделов, тем занятий
Колво Формы
часов
Бактерии и грибы
2
Бактерии. Многообразие, роль в природе.
1
Урок лекция презентация.
Грибы карлики и гиганты. Грибы, паразиты растений.
1
Видео урок,
Строение и жизнедеятельность растений
7
Растительные ткани, их строение.
1
Практикум
Какие бывают листья пигменты содержатся в зеленом листе Флуоресценция
1
Практикум
хлорофилла.
Видоизменение корней .Дыхание растений.
1
Презентация
Вегетативное размножение растений. Осмос.
1
Презентация
Семейства растений.
1
Урок лекция презентация
1
Урок лекция презентация
Удивительные растения. Цветки, семена, плоды.
Растения: гиганты и карлики.

1
Мир

животных

Урок лекция презентация

24

10.

Строение и передвижение инфузории туфельки.

1

Урок лекция презентация

11.

1

Урок-игра

1

Урок —сам. поиск

13

Кишечнополостные. Многообразие
медуз и коралловых полипов.
Черви, многообразие.
Паразитические черви
Многообразие моллюсков. Особенности строения тела

1

Урок лекция презентация

14
15.

Многообразие паукообразных. Приспособления к среде обитания.
Насекомые, многообразие. Паразитычеловека и животных.

1
1

Урок —сам. поиск
Урок —сам. поиск

16.

Жизнь пчелиной семьи

1

Урок —сам. поиск

17.

Водные насекомые

1

Урок —сам. поиск

18.

Морские животные. Тип иглокожие.

1

Видео урок

19

Многообразие костных рыб. Катадровые виды рыб.

1

Урок лекция презентация

12.

20.
21.
22.

Хрящевые, двоякодышащие рыбы. Десять самых опасных акул.
Где зимуют лягушки.
Опасные пресмыкающиеся.

1
1

Видео урок,
Урок —сам. поиск

1

Урок лекция презентация

23.

Многообразие рептилий.

1

Урок —сам. поиск

24.

Многообразие птиц. Нелетающие

1

Урок —сам. поиск

25.

Размножение птиц. Птичьи голоса.

1

Урок лекция презентация

26.

Перелетные птицы. Птицеводство.

1

Урок —сам. поиск

27.

Водные млекопитающие

1

Урок лекция презентация

28.

Хищные млекопитающие.

1

Урок лекция презентация

Непарнокопытные и парнокопытные
млекопитающие.
Китообразные млекопитающие

1

Урок —сам. поиск

1

Видео урок,

1

Урок лекция презентация

32.

Домашние питомцы. Породы собак и
кошек.
Секреты маскировки. Интересные факты из мира животных

1

Видео урок

33

Подготовка к олимпиадам.

1

Работа с доп. лит-рой

Игротека

3

Игра «Путешествие в мир природы»

1

29
30.
31.

34.

Урок -игра

Программа внеурочной деятельности для уч-ся 8 класса
« Дом, в котором мы живем»
Цель программы — формирование основ экологической грамотности через социальную
значимую деятельность в микрорайоне.
Задачи:
1. Сформировать экологические понятия.
2. Развивать умения ухода за растениями.
3. Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных
экологических ситуациях.
4. Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.
5. Прививать любовь к природе, родному краю, Родине
6. Сформировать умение критически мыслить.
Занятие внеурочной деятельности проводятся в 8 классе, рассчитаны на часа в неделю, всего 34 часа .
Реализация программы опирается на содержание следующих предметов: биология, технология, география,
ИЗО, литература, информатика.
Принципы реализации программы:
1. Научность;
2. Доступность;
3. Целесообразность;
4. Доступность.
Планируемые результаты.
Обучающиеся смогут:
• раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура;

•

обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;

•

прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;

•

смоделировать экологическую ситуацию;

•

приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;

•

аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;

•

взаимодействовать в группах;

•

находить необходимую информацию на различных носителях;

•

демонстрировать результаты своей работы;

• соблюдать правила поведения в природе.
Формы организации занятий:
Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол,
коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.
Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование,
Содержание программы Экология
— наука об окружающий среде. (2 ч.)
Общие представления о науки экология. Методы исследования. Экологическая безопасность.
Модели поведения.
Экологический опыт прошлых лет. (4ч.)
Экологические традиции народов России. Экологическая культура разных народов.
Экологическая культура коренных жителей РСО-Алания. Использование традиций прошлого в
современном мире.
Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. (7ч.)
Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом
всего человечества. От чего зависитпорядок и уют в доме, как их поддерживать.

Что должен уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты
Земля. Экология человека — наука,изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и
окружающей его среды.
Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища
первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Элементарные
представления об экологии жилища. Как выглядел жилой дом в разные эпохи.
Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон,
асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др.Влияние синтетических
материалов на окружающую среду и здоровье человека.
Как жилой дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и
электроэнергии — одна из причинвозникновения экологических проблем. Экономное использование
ресурсов —одно из условий сохранения окружающей среды.
Практические работы: «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта). Наблюдение
за расходом воды в школе и дома
Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, —
насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек,стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок,
домашних хомячков и др.).
О городах и селах и их жителях — 10 часов
Обший д о м— обшие проблемы: noчeмv возникают и как решаются экологические проблемы
Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов;
истощение природных ресурсов;загрязнение окружающей среды; продовольственная
проблема.
Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей
среды бытовыми отходами).Переработка и повторное
использование бытовых отходов.
Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки,
памятники природы.
Озеленение школы-5 часов
Пропаганда экологических знаний.(б ч.)
• Правила поведения в лесу
• Правила поведения на берегу реки.
• Экологическая сказка «Грустная история»
• . Берегите природу родного края! Пожары и человек.
Дом, в котором мы живем Что может сделать каждый из нас для сохранения
окружающей среды: изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к
приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.
Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.
Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в городе (микрорайоне);
установление причин засорённости (основныевиды мусора, кто больше мусорит и т. п.).
Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется
вода дома и в школе; способы еёэкономии.
Тематическое планирование
модуль
1

Экология — наука об окружающей среде.

2
3

Экологический опыт прошлых лет.
Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на
природе.
О городах и горожанах: человек в городе
Озеленение школы
Пропаганда экологических знаний..

4
5
6

Количество
часов
2 ч.
4 ч.
7 ч.
10 ч.
5 ч.
6 ч.
Итого: 34 ч.

«Дом, в котором мы живем» 8 класс 34 часа .1 час в неделю
Учебно-тематическое планирование
Всего
часов

Часы
Аудитор
Внеауди
ных
торных
1. Экология — наука об окружающий среде. (4 ч.)
ftазвание темы

1.

Вводное занятие
Я — и экология!
1

2

1

Экологическая безопасность.
Модели поведения.
1
1

Формы
занятий

Личностные УУУ
мотивация учения.
Регvлятивные УУУ
постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено
учащимися, и того, что
ещё неизвестно.

Формы
контроля

Собеседо
вание
Экскурсия

2. Экологический опыт прошлых лет. (4 ч.)

4

5

Экологическая культура разных
народов.

1

Экологические традиции
народов России.

1

Экологическая культура
коренных жителей Самарской
области.

1

1

1

1

Познавательные УУУ
умение определять
понятие, строить
логическое рассуждение,
умозаключения, делать

Журнал

Выставка

Экскурсия

Собеседо
вание

.Личностные УУУ
формирование основ
гражданской
идентичности личности

Встреча

Собеседо
вание

Познавательные УУУ

6

Использование традиций
1
1
прошлого в современном мире.
3. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. (7 ч.)

Диспут

Анализ

7

Понятие о доме в его прямом и

Беседа

Собеседо

1

1

8

9

10
11
12
13
4.
14
15

16
17

переносном смысле: дом
поиск и выделение
человека, убежище животных,
информации;
планета — дом всего
установление причинноследственньіх связей;
человечества.
моделирование.
Что должен уметь каждый из
1
1
Личностные УУУ
нас, чтобы быть хранителем
уметь находить ответ
нашего общего «дома»
Коммvникативные УУУ
планеты Земля.
инициативное
Человек защищается от
1
1
сотрудничество
в поиске и
воздействия окружающей среды:
сборе
информации).
появление
одежды и жилищ.
Элементарные представления об
1
1
экологии жилища.
Как жилой дом
1
1
обеспечивается водой и
электроэнергией?
Как научиться экономить
1
1
энергию?
Наблюдение за расходом воды в
1
1
школе и дома.
О населенных пунктах и их жителях и горожанах: человек в городе и селе. (9 ч.)
Глобальные экологические
проблемы:
Пути решения экологических
проблем (на примере борьбы с
загрязнением окружающей среды
бытовыми отходами).
Как разлагается мусор?

1

Переработка и повторное
использование бытовых отходов.

1

1

1

1

1

1

1

Познавательные УУУ
поиск и выделение
информации;
установление причинноследственных связей;
моделирование.
Личностные УУУ
уметь находить ответ
Коммvникативные
инициативное

вание

Агитбригада

Дeмoнcт
рация

Экскурсия
Круглый стол

Собеседо
вание

Акция

Творческий
отчёт
Анализ

Беседа

Беседа
Трудовой
десант
КруГЛЬІй
стол
Беседа, проект

Собеседо
вание
Творческий
отчёт
Анализ
Собеседо
вание

сотрудничество в поиске
и сборе информации).

Коллективнотворческое дело
Беседа

18

Новинки из мусорной корзинки.

1

1

19

Охраняемые природные
территории и объекты:
Что может сделать каждый из
нас для сохранения окружающей
среды:
Десять основных правил
разумного отношения к
окружающей среде.
Мусорный бум.

1

1

1

1

Круглый
стол

1

1

Агитбригада

1

1

Акция

Правила утилизации бытовых
ОТХОДОВ
5. Озеленение школы (5 ч.)
24 Роль комнатных растений в
жизни человека.
25 Мои зелёные друзья.

1

1

Игра

1

1

Уход за комнатными
растениями.
Озеленение классных комнат.
Цветочная мелодия. Городские
цветы.

1

1

1
1

1

1

1

20

21

22
23

26
27
28

6.Пропаганда экологических знаний (6 ч.)
29 Правила поведения в лесу,

1

1

30

Правила поведения на берегу
реки.

1

1

31

Экологическая сказка «Грустная
история».

1

1

Личностные УУЛ
мотивация учения.
Регvлятивные УУУ
постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено
учащимися, И ТОГО,
ЧТО
ещё неизвестно.
Познавательн. УУУ
самостоятельное
создание способов
решения проблем
творческого и
поискового характера.
Коммvникатив. УУУ
инициативное

Беседа
Проект
Беседа

Творческий
отчёт
Собеседо
вание
Собеседо
вание

Творческий
отчёт

Собеседо
вание
Творческий
отчёт
Собеседо
вание

Проект
Щ]ЭdЗДНИК

Круглый
СТОЛ
Встреча
Игра

Анкетиро
вание
Собеседо
вание

32

Берегите природу родного края!

1

1

33

Пожары и человек.

1

1

34

Дом, в котором мы живем.

1

1

сотрудничество в поиске
и сборе информации.
Личностные УУД
формирование основ
гражданской
ИДЕНТИЧНОСТИ
ЛИЧНОСТИ

Наказ
Встреча
Праздник,
конкурс

Собеседо
вание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».