РП Вероятность и статистика 7-9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Наследие»
^

МБОУ ЦО ’’Наследие”

РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
протокол № 1
от «26» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8121614)
учебного курса «Вероятность и статистика»
для обучающихся 7-9 классов

АКБАШ 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают
всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так
и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число
профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка
в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для
продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.
Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у
него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка
или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное
вероятностное и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у
обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве
неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически
анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать
вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей,
производить простейшие вероятностные расчёты.
Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и
представления данных из различных сфер жизни общества и государства
приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ
комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа
вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории
графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в
области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и
вероятности обогащаются представления обучающихся о современной
картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли
статистики как источника социально значимой информации и закладываются
основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного
курса «Вероятность и статистика» основного общего образования выделены
следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и
описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики»,
«Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика»
служит основой для формирования навыков работы с информацией: от
чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на
диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с
использованием статистических характеристик средних и рассеивания.
Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать

данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы,
размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их
влияние на рассматриваемые величины и процессы.
Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование
закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для
изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические
задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного
события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с
простейшими методами
вычисления
вероятностей
в случайных
экспериментах
с
равновозможными
элементарными исходами,
вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные
задачи. В учебный курс входят начальные представления о случайных
величинах и их числовых характеристиках.
В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с
множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются
примеры применения для решения задач, а также использования в других
математических курсах и учебных предметах.
В 7-9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в
который входят разделы: «Представление данных и описательная
статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в
теорию графов».
На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 102
часа: в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в
неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение
таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и
круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из
диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах,
наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры
случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и
частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе
и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная
степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в
графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном
графе. Решение задач с помощью графов.
8 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над
множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций
над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное,
включения. Использование графического представления множеств для
описания реальных процессов и явлений, при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение
числовых наборов. Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события.
Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными
событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически
достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование
висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило
умножения. Решение задач с помощью графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и
пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения
вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые
события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на

нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента,
диаграмм Эйлера.
9 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков,
интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по
реальным данным.
Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник
Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики.
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка и из дуги окружности.
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха.
Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний
Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое
ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как
теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и
дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний
Бернулли».
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью
частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса
«Вероятность и статистика» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской
математики, ценностным отношением к достижениям российских
математиков и российской математической школы, к использованию этих
достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, представлением о математических основах функционирования
различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например,
выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных
с практическим применением достижений науки, осознанием важности
морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач
математической направленности, осознанием важности математического
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть
математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, пониманием математической науки как сферы человеческой
деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации,
овладением языком математики и математической культурой как средством
познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской
деятельности;

6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего
здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего
права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач
в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием
глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки математических
объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать
определения понятий, устанавливать существенный признак
классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
• воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения:
утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие,
условные;

• выявлять
математические
закономерности,
взаимосвязи
и
противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях,
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
• делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
• разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от
противного), проводить самостоятельно несложные доказательства
математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить
примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
• выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания,
формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему,
самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать
гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
математического объекта, зависимостей объектов между собой;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность
полученных результатов, выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать
предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
• выявлять недостаточность и избыточность информации, данных,
необходимых для решения задачи;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
• выбирать форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
• оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями
и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения

•

•

•
•

•

в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения
задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск
решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в
корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять
результаты
решения
задачи,
эксперимента,
исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления
с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию
совместной работы, распределять виды работ, договариваться,
обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких
людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы
и координировать свои действия с другими членами команды,
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
• самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать и корректировать
варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
• владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата
решения математической задачи;
• предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи,
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
найденных ошибок, выявленных трудностей;
• оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и
условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели,
находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах,
представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые
(столбчатые) и круговые) по массивам значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные,
представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики:
среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения,
размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде
таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
графиков.
Описывать данные с помощью статистических показателей: средних
значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе
по результатам измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности
элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными
элементарными событиями.
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента,
диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять
операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение,
перечислять элементы множеств, применять свойства множеств.
Использовать графическое представление множеств и связей между
ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из
других учебных предметов и курсов.
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в
различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять
данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с
использованием комбинаторных правил и методов.
Использовать описательные характеристики для массивов числовых
данных, в том числе средние значения и меры рассеивания.
Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь
результатами проведённых измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том
числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях
испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли.
Иметь представление о случайной величине и о распределении
вероятностей.
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении
закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в
природе и обществе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
К о л и ч е ств о ч асо в
№ п/п

1

Э лектронны е

Н а и м е н о в а н и е р аздело в и те м
п р ограм м ы

П ред ставл ен и е данн ы х

(ц и ф р о в ы е)
В се го

К он трольн ы е

П ракти чески е

р аб о ты

р аб о ты

7

о б р а зо в а те л ьн ы е
р е су р сы

2

Б и б л и о тека Ц О К
h ttD s ://m .e d s o o .r u /7 f4 1 5 fd c

2

О писательн ая статисти ка

8

1

Б и б л и о тека Ц О К
h ttp s ://m .e d s o o .r u /7 f4 1 5 fd c

3

С лучайная изм ен чи вость

6

1

Б и б л и о тека Ц О К
h ttp s ://m .e d s o o .r u /7 f4 1 5 fd c

4

В вед ен и е в теорию граф ов

Б и б л и о тека Ц О К

4

h t t o s : //m .e d s o o .r u /7 f 4 1 5 f d c

5
6

В ероятн ость и часто та случайного
собы тия
О бобщ ение, си стем атизац ия знаний

4

1

Б и б л и о тека Ц О К
h t t o s : //m .e d s o o .r u /7 f 4 1 5 f d c

5

Б и б л и о тека Ц О К

2

h t t o s : //m .e d s o o .r u /7 f 4 1 5 f d c

О БЩ ЕЕ КО ЛИ ЧЕСТВО ЧАСОВ ПО П РО ГРА М М Е

34

2

5

8 КЛАСС
К о л и ч е ств о ч асо в
№ п/п

1

Э лектронны е

Н а и м е н о в а н и е р аздело в и те м
п р ограм м ы

П о вторен и е курса 7 класса

(ц и ф р о в ы е)
В се го

К он трольн ы е

П ракти чески е

р аб о ты

р аб о ты

о б р а зо в а те л ьн ы е
р е су р сы

Б и б л и о тека Ц О К

4

h ttD s ://m .e d s o o .r u /7 f4 1 7 fb 2

2
3

О писательн ая статистика. Р ассеиван ие
данн ы х
М н о ж еств а

Б и б л и о тека Ц О К

4

h t t o s : //m .e d s o o .r u /7 f 4 1 7 f b 2

Б и б л и о тека Ц О К

4

h t t p s ://m .e d s o o .r u /7 f4 1 7 fb 2

4

В ероятн ость случайн ого собы тия

6

1

Б и б л и о тека Ц О К
h t t o s : //m .e d s o o .r u /7 f 4 1 7 f b 2

5

В вед ен и е в теорию граф ов

Б и б л и о тека Ц О К

4

h t t o s : //m .e d s o o .r u /7 f 4 1 7 f b 2

6
7

С лучайны е собы тия

8

О бобщ ение, си стем атизац ия знаний

4

Б и б л и о тека Ц О К
h t t o s : //m .e d s o o .r u /7 f 4 1 7 f b 2

Б и б л и о тека Ц О К

2

h t t o s : //m .e d s o o .r u /7 f 4 1 7 f b 2

О БЩ ЕЕ КО ЛИ ЧЕСТВО ЧАСОВ ПО П РО ГРА М М Е

34

2

1

9 КЛАСС
К о л и ч е ств о ч асо в
№ п/п

1

Э лектронны е

Н а и м е н о в а н и е р аздело в и те м
п р ограм м ы

П о вторен и е курса 8 класса

(ц и ф р о в ы е)
В се го

К он трольн ы е

П ракти чески е

р аб о ты

р аб о ты

о б р а зо в а те л ьн ы е
р е су р сы

Б и б л и о тека Ц О К

4

h ttD s ://m .e d s o o .r u /7 f4 1 a 3 0 2

2

Э лем ен ты ком бин аторики

4

1

Б и б л и о тека Ц О К
h ttp s ://m .e d s o o .r u /7 f4 1 a 3 0 2

3

Г е ом етри ческая вероятность

Б и б л и о тека Ц О К

4

h ttp s ://m .e d s o o .r u /7 f4 1 a 3 0 2

4

И сп ы тан и я Б ернулли

6

1

Б и б л и о тека Ц О К
h t t o s : //m .e d s o o .r u /7 f 4 1 a 3 0 2

5

С лучайная вели чи на

Б и б л и о тека Ц О К

6

h t t o s : //m .e d s o o .r u /7 f 4 1 a 3 0 2

6

О бобщ ение, контроль

10

Б и б л и о тека Ц О К

1

h t t o s : //m .e d s o o .r u /7 f 4 1 a 3 0 2

О БЩ ЕЕ КО ЛИ ЧЕСТВО ЧАСОВ ПО П РО ГРА М М Е

34

1

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
К о л и ч е ств о ч асо в
№ п/п

Т ем а урока
В се го

1

2

3
4

П ред ставл ен и е дан н ы х в
таб лицах
П ракти ч ески е вы ч исл ен ия по
таб л и ч н ы м данны м
И звл ечен и е и ин терпретац ия
таб л и ч н ы х данн ы х
П ракти ч еская р аб ота "Таблицы "

Э лектронны е

К он трольн ы е

П ракти чески е

р аб о ты

р аб о ты

циф ровы е

и зуч ен и я

о б р а зо в а те л ьн ы е
р е су р сы

Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863ec1f8
Б и б л и отека Ц О К

1

https://m.edsoo.ru/863ec324
Б и б л и отека Ц О К

1
1

Д ата

https://rn.edsoo.ru/863ec78e
1

Г раф и ч еское представлени е
5

д анн ы х в виде круговы х,
стол б и ковы х (столбчаты х)

Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863ed18e

диаграм м
Ч тен и е и построение диаграм м .
6

П ри м еры дем ограф и ческих

Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863ed602

диаграм м
7

8

9
10

П ракти ч еская раб ота
"Д иаграм м ы "
Ч и сл о вы е наборы . С реднее
ари ф м етическое
Ч и сл о вы е наборы . С реднее
ари ф м етическое
М ед и ан а ч и сл ового набора.

1

1

1
1

1

Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/863ed72e
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/863ed846
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/863ed846
Б и б л и отека Ц О К

https://rn.edsoo.ru/863edb3e

У стой ч и вость м едианы
11

12

М ед и ан а ч и сл ового набора.
У стой ч и вость м едианы
П ракти ч еская р аб ота "С редние
значения"

1

1

1

Н аи б ол ьш ее и наим еньш ее
13

зн ачен и я числового набора.

Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/863edc6a
Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863ee07a

Р азм ах
Н аи б ол ьш ее и наим еньш ее
14

зн ачен и я числового набора.

1

Р азм ах
Н аи б ол ьш ее и наим еньш ее
15

зн ачен и я числового набора.

1

Р азм ах
К о н трол ьн ая раб ота по тем ам
16

"П редставление данны х.

1

Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863ee390

О писательн ая статистика"
17

18

С лучайная изм ен чи вость
(прим еры )
Ч а сто та зн ач ен и й в м ассиве
данн ы х
Г р уп п и ровка

1

20

Г и стограм м ы

1

21

Г и стограм м ы

1

П ракти ч еская р аб ота "С лучайная
изм енчивость"

https://rn.edsoo.ru/863ee4bc
Б и б л и отека Ц О К

1

19

22

Б и б л и отека Ц О К

1

1

https://rn.edsoo.ru/863ee69c
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/863ee9d0

Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/863eee1c
1

Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/863eecc8

Граф , верш ина, ребро.
23

П ред ставл ен и е зад ач и с пом ощ ью

Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863eef52

граф а
С тепень (вален тн ость) верш ины .
24

Ч и сл о рёбер и сум м арн ая степень

Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863ef0ba

верш ин. Ц еп ь и цикл
25

26

27

Ц еп ь и цикл. П уть в графе.
П ред ставл ен и е о связности граф а
П ред ставл ен и е об
ориен ти рован н ы х граф ах
С лучайны й оп ы т и случайное
собы тие

Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863ef236
Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863ef3b2
Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863ef4d4

В ероятн ость и частота собы тия.
28

Р о л ь м аловероятны х и
практи чески д остоверн ы х

Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863ef646

соб ы ти й в при роде и в общ естве
29

30

М о н ета и игральн ая кость в
тео р и и вероятностей
П ракти ч еская р аб ота "Ч астота
вы п адени я орла"

1

1

1

Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/863ef8a8

К о н трол ьн ая раб ота по тем ам
31

"С лучайная изм енчивость.
Граф ы . В ероятн ость случайного

1

1

Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/863f0186

собы тия"
32

33

П овторени е, обобщ ение.
П ред ставл ен и е данн ы х
П овторени е, обобщ ение.
О писательн ая статисти ка

1

1

Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/863efa24
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/863efbaa

34

П овторени е, обобщ ение.
В ероятн ость случайн ого собы тия

О БЩ ЕЕ КО ЛИ ЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
П РО ГРА М М Е

Б и б л и отека Ц О К

1

34

https://rn.edsoo.ru/863efec0
2

5

8 КЛАСС
К о л и ч е ств о ч асо в
№
п/п

1

2

3

Т ем а урока
В се го

П ред ставл ен и е данны х.
О писательн ая статисти ка
С лучайная изм енчивость. С редние
ч ислового набора
С лучайны е собы тия. В ероятн ости и
ч астоты

1

вероятностей: м он ета и игральная

1

О тклон ени я

П ракти чески е

р аб о ты

р аб о ты

Д ата

циф ровы е

и зуч ен и я

о б р а зо в а те л ьн ы е
р е су р сы

Б и б л и отека Ц О К
Б и б л и отека Ц О К
h ttD s ://m .e d s o o .r u /8 6 3 f0 3 fc

1

Б и б л и отека Ц О К
h t t p s : //m .e d s o o .r u /8 6 3 f 0 5 7 8

1

Б и б л и отека Ц О К
h t t p s : //m .e d s o o .r u /8 6 3 f 0 7 6 c

кость
5

К он трольн ы е

h ttD s ://m .e d s o o .r u /8 6 3 f0 2 9 e

К ласси ческие м од ели теори и
4

Э лектронны е

1

Б и б л и отека Ц О К
h ttp s ://m .e d s o o .r u /8 6 3 f0 a 5 0

6

Д и сперсия ч ислового набора

1

Б и б л и отека Ц О К
h ttp s ://m .e d s o o .r u /8 6 3 f0 a 5 0

7
8

С танд артн ое откл он ен и е числового
набора
Д и аграм м ы рассеивания

1

Б и б л и отека Ц О К
h tt o s : //m .e d s o o .r u /8 6 3 f 0 b f e

1

Б и б л и отека Ц О К
h t t o s : //m .e d s o o .r u /8 6 3 f 0 e a 6

9

М нож ество, подм н ож ество

1

Б и б л и отека Ц О К
h t t o s : //m .e d s o o .r u /8 6 3 f 1 1 8 0

О перац ии над м нож ествам и:
10

объединение, пересечение,
допол н ен и е

1

Б и б л и отека Ц О К
h t t p s : //m .e d s o o .r u /8 6 3 f 1 4 3 c

С вой ства операци й над
11

м нож ествам и: перем естительное,
сочетательное, расп ределительное,

Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/863f1784

1

вклю чения
12

13

14

Г раф и ч еское представлени е
м нож еств
К он трол ьн ая р аб ота по тем ам
"С татистика. М нож ества"
Э лем ен тарн ы е собы тия. С лучайны е
собы тия

Б и б л и отека Ц О К

1

1

https://m.edsoo.ru/863f198c
1
Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863f1dec

Б лагоп ри ятствую щ и е
15

эл ем ен тарн ы е собы тия.

Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863f1dec

В ероятн ости собы тий
Б лагоп ри ятствую щ и е
16

эл ем ен тарн ы е собы тия.

Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863f1f72

В ероятн ости собы тий
О пы ты с равн овозм ож ны м и
17

эл ем ен тарн ы м и собы тиям и.

Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863f21ca

С л учайны й вы бор
О пы ты с равн овозм ож ны м и
18

эл ем ен тарн ы м и собы тиям и.

Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863f21ca

С л учайны й вы бор
П рактич еская раб ота "О пы ты с
19

р авн овозм ож н ы м и элем ен тарн ы м и

1

собы тиям и"
20

Д ерево

1

21

С вой ства дерева: един ствен ность

1

1

Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/863f235a
Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/863f2a4e
Б и б л и отека Ц О К

https://rn.edsoo.ru/863f2bac

пути, сущ ествование висячей
верш ины , связь м еж ду ч ислом
верш и н и числом рёбер
22

П рави л о ум н ож ен и я

1

23

П рави л о ум н ож ен и я

1

24

П р оти воп ол ож н ое собы тие

1

25

26

27

Д и аграм м а Эйлера. О б ъеди нен ие и
п ересечени е собы тий
Н есовм естн ы е собы тия. Ф орм ула
слож ен ия вероятностей
Н есовм естн ы е собы тия. Ф орм ула
слож ен ия вероятностей

1

1

1

П рави л о у м н ож ен и я вероятностей.
28

У сл овн ая вероятность.

1

Н езави си м ы е собы тия
П рави л о у м н ож ен и я вероятностей.
29

У сл овн ая вероятность.

1

Н езави си м ы е собы тия
30

31

П ред ставл ен и е случайного
эксп ери м ен та в виде дерева
П ред ставл ен и е случайного
эксп ери м ен та в виде дерева

1

1

П овторени е, обобщ ение.
32

П ред ставл ен и е данны х.
О писательн ая статисти ка

1

Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/863f2cd8
Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/863f2e36
Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/863f2f8a
Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/863f3214
Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/863f3372
Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/863f3764
Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/863f38ae

Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/863f3b06
Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/863f3cbe
Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/863f3f20
Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/863f4128

33

П овторени е, обобщ ение. Г раф ы

Б и б л и отека Ц О К

1

h ttD s ://m .e d s o o .r u /8 6 3 f4 3 1 2

К он трол ьн ая р аб ота по тем ам
34

"С лучайны е собы тия. В ероятность.

1

1

34

2

Граф ы "
О БЩ ЕЕ КО ЛИ ЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
П РО ГРА М М Е

1

9 КЛАСС
К о л и ч е ств о ч асо в
№ п/п

Т ем а урока
В се го

1

П ред ставл ен и е данн ы х

Э лектронны е

К он трольн ы е

П ракти чески е

р аб о ты

р аб о ты

Д ата

циф ровы е

и зуч ен и я

о б р а зо в а те л ьн ы е
р е су р сы

Б и б л и отека Ц О К

1

h ttD s ://m .e d s o o .r u /8 6 3 f4 7 e a

2

О писательн ая статисти ка

Б и б л и отека Ц О К

1

h ttp s ://m .e d s o o .r u /8 6 3 f4 7 e a

3

О перац ии над собы тиям и

1

4

Н езави си м ость собы тий

1

5

6
7

К о м б и н аторн ое правило
у м н ож ен и я
П ерестан овки. Ф акториал.
С очетани я и число сочетаний
Т реугольн и к П аскаля

Б и б л и отека Ц О К

1

h t t o s : //m .e d s o o .r u /8 6 3 f 4 e 1 6

Б и б л и отека Ц О К

1

h t t o s : //m .e d s o o .r u /8 6 3 f 4 e 1 6

Б и б л и отека Ц О К

1

h t t o s : //m .e d s o o .r u /8 6 3 f 5 0 1 4

П рактич еская раб ота
8

"В ы числение вероятностей с
испол ьзовани ем ком бин аторны х

1

1

Б и б л и отека Ц О К
h t t o s : //m .e d s o o .r u /8 6 3 f 5 2 0 8

ф ункций эл ектрон н ы х таблиц"
Г еом етри ческая вероятность.
9

С лучайны й вы бор точки из
ф игуры на плоскости, из отрезка,

1

Б и б л и отека Ц О К
h t t o s : //m .e d s o o .r u /8 6 3 f 5 8 8 4

из дуги окруж н ости
10

Г еом етри ческая вероятность.
С лучайны й вы бор точки из

1

Б и б л и отека Ц О К
h tt o s : //m .e d s o o .r u /8 6 3 f 5 a 5 0

ф игуры на плоскости, из отрезка,
из дуги окруж н ости
Г еом етри ческая вероятность.
11

С лучайны й вы бор точки из
ф игуры на плоскости, из отрезка,

Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863f5bfe

из дуги окруж н ости
Г еом етри ческая вероятность.
12

С лучайны й вы бор точки из
ф игуры на плоскости, из отрезка,

Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863f5e10

из дуги окруж н ости
И спы тан ие. У спех и неудача.
13

С ерия и спы тани й до первого

Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863f6162

усп еха
И спы тан ие. У спех и неудача.
14

С ерия и спы тани й до первого

Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863f6356

усп еха
И спы тан ие. У спех и неудача.
15

С ерия и спы тани й до первого

1

усп еха
И сп ы тан и я Бернулли.
16

В ероятн ости собы тий в серии

Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863f64d2

исп ы тан и й Б ернулли
И сп ы тан и я Бернулли.
17

В ероятн ости собы тий в серии

Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863f6680

исп ы тан и й Б ернулли
18
19

П рактич еская раб ота "И спы тания
Б ернулли"
С лучайная вел и чи н а и

1
1

1

Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/863f67de
Б и б л и отека Ц О К

https://m.edsoo.ru/863f6b44

расп ред елени е вероятн остей
20

М атем ати ч еское ож идание и
дисп ерси я случайн ой величины

1

П ри м еры м атем атического
21

ож идания как теоретического

1

среднего зн ачен и я вели чи ны
22
23

24

25

26

П он яти е о зако н е больш их чисел
И зм ерен и е вероятностей с
пом ощ ью частот
П ри м ен ен и е зако н а больш их
чисел
О бобщ ение, си стем атизац ия
знаний. П ред ставл ен и е данн ы х
О бобщ ение, си стем атизац ия
знаний. О писательн ая статисти ка

1
1

1

1

знаний. П ред ставл ен и е данны х.

1

О писательн ая статисти ка
О бобщ ение, си стем атизац ия
28

знаний. В ероятн ость случайного

Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/863f6f86
Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/863f72c4
Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/863f7652
Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/863f7116
Б и б л и отека Ц О К
httos://m.edsoo.ru/863f783c

1

О бобщ ение, си стем атизац ия
27

Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/863f6da6

1

собы тия

Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/863f893a

Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/863f7a4e

О бобщ ение, си стем атизац ия
29

знаний. В ероятн ость случайного
собы тия. Э лем енты

1

Б и б л и отека Ц О К
https://m.edsoo.ru/863f7c9c

ком б ин аторики
30

О бобщ ение, си стем атизац ия
знаний. Э лем енты

1

Б и б л и отека Ц О К
httos://m.edsoo.ru/863f7e54

ком б ин аторики
О бобщ ение, си стем атизац ия
31

знаний. Э лем енты
ком бинаторики. С лучайны е

Б и б л и отека Ц О К
https://rn.edsoo.ru/863f8408

1

вели чи н ы и расп ределени я
О бобщ ение, си стем атизац ия
32

знаний. С лучайны е вели чи ны и

Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863f861a

расп ределени я
33
34

И тоговая контрольная работа
О бобщ ение, си стем атизац ия
зн ан и й

О БЩ ЕЕ КО ЛИ ЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
П РО ГРА М М Е

1

Б и б л и отека Ц О К

1

https://rn.edsoo.ru/863f8b56

1

34

1

2

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7 КЛАСС

Код
п р о в ер я ем о ! о
р е зул ь тата

5

П р о в е р я е м ы е п р е д м е тн ы е р е з у л ь т а т ы освоен и я основной
о б р азо в ате л ьн о й п р о г р а м м ы основн ого общ его образо ван и я

В ероятн ость и статистика
Ч и тать инф орм ацию , представленн ую в таблицах, на диаграм м ах,

5.1

п редставлять

д анн ы е

в

виде

таблиц,

строить

диаграм м ы

(столб иковы е (столбчаты е) и круговы е) по м ассивам значен ий
О писы вать

и

и н терпретировать

реальны е

ч и сл овы е

данны е,

5.2
п редставленн ы е в таблицах, на диаграм м ах, граф иках
И сп ол ьзовать
5.3

для

опи сан ия

д анн ы х

статистические

характери стики : среднее ари ф м етическое, м едиана, наибольш ее и
наи м ен ьш ее значения, разм ах
И м еть представлени е о случайной изм ен чи вости на при м ерах цен,

5.4

ф изи ческих

величин,

ан троп ом етрич еских

данны х,

им еть

представлени е о статисти ческой устойчивости

8 КЛАСС
Код
п р о в ер я ем о ! о
результата

5

П р о в е р я е м ы е п р е д м е тн ы е р е з у л ь т а т ы освоен и я основной
о б р азо в ате л ьн о й п р о г р а м м ы основн ого общ его образо ван и я

В ероятн ость и статистика
И звл екать и преобразовы вать инф орм ацию , представленн ую в

5.1

виде таблиц, диаграм м , граф иков, представлять д анн ы е в виде
таблиц, диаграм м , граф иков
О писы вать

5.2

средних

д анн ы е

зн ач ен и й

с
и

пом ощ ью
м ер

статистических

рассеивания

(разм ах,

показателей:
дисп ерси я

и

стан дартн ое отклонен ие)
5.3

Н аход и ть частоты ч и словы х зн ач ен и й и частоты собы тий, в том

числе по результатам изм ерен и й и наблю дений
Н аход и ть
5.4

вероятн ости

случайн ы х

соб ы ти й

в

опы тах,

зная

вероятн ости элем ен тарн ы х собы тий, в том числе в оп ы тах с
р авн овозм ож н ы м и эл ем ен тарн ы м и собы тиям и
И сп ол ьзовать

граф и ческие

м одели:

дерево

случайного

5.5
эксп ерим ен та, д иаграм м ы Э йлера, числовая прям ая
О пери ровать понятиям и: м нож ество, подм нож ество; вы п олн ять
операци и

над

м нож ествам и:

объединение,

пересечение,

5.6
дополнение; перечи слять элем ен ты м нож еств, п ри м енять свой ства
м нож еств
И сп ол ьзовать
5.7

граф и ческое

представлени е

м нож еств

и

связей

м еж ду ни м и для опи сан ия процессов и явлений, в то м числе при
р еш ен и и зад ач из других учеб ны х п редм етов и курсов

9 КЛАСС
Код
п р о в ер я ем о ! о
р е зул ь 1Л1Л

5

П р о в е р я е м ы е п р е д м е тн ы е р е з у л ь т а т ы освоен и я основной
о б р азо в ате л ьн о й п р о г р а м м ы основн ого общ его образо ван и я

В ероятн ость и статистика
И звл екать и преобразовы вать инф орм ацию , представленн ую в

5.1

р азл и ч н ы х

источни ках

в

виде

таблиц,

диаграм м ,

граф иков,

п редставлять д анн ы е в виде таблиц, диаграм м , граф иков
Р еш ать зад ач и орган изован ны м перебором вариантов, а такж е с
5.2
испол ьзовани ем ком бин аторны х правил и м етодов
И сп ол ьзовать
5.3

ч и сл овы х

опи сател ьн ы е

данны х,

в

то м

характери сти ки
числе

средние

для

зн ачен и я

м ассивов
и

м еры

рассеивания
Н аход и ть ч астоты зн ачен и й и частоты собы тия, в то м числе
5.4
пользуясь резул ьтатам и п роведённ ы х изм ерений и наблю дений
Н аход и ть вероятн ости случайн ы х собы тий в изучен ны х опы тах, в
5.5

то м

числе

в

опы тах

с

равн овозм ож ны м и

элем ен тарн ы м и

собы тиям и, в сериях и спы тани й до первого успеха, в сериях

исп ы тан и й Б ернулли
И м еть представлени е о случайн ой величине и о расп ределени и
5.6
вероятностей
И м еть представлени е о зако н е больш их чисел как о проявлен ии
5.7

закон ом ерн ости в случайн ой изм ен чи вости и о роли закон а
б ольш их чисел в при роде и общ естве

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

7 КЛАСС
Ко д

5

П р о в е р я е м ы й эл е м е н т содерж ан ия

В ероятн ость и статистика
П ред ставл ен и е д анн ы х в виде таблиц, диаграм м , граф иков. Зап олнен ие
таблиц, ч тение и п остроение диаграм м (столб иковы х (столбчаты х) и

5.1

круговы х).

Ч тен и е

граф и ков

реальны х

процессов.

И звлечение

ин ф орм ац и и из диаграм м и таблиц, использовани е и ин терпретац ия
данн ы х
О писательн ая статистика: среднее ариф м етическое, м едиана, разм ах,
5.2

наибольш ее и наим еньш ее зн ачен и я набора ч и словы х данны х. П ри м еры
случайн ой и зм ен чи вости
С лучайны й эксп ери м ен т (опы т) и случайн ое собы тие. В ероятн ость и

5.3

частота. Р оль м аловероятны х и практи чески достоверн ы х собы тий в
при роде и в общ естве. М он ета и игральн ая кость в теори и вероятностей
Граф , верш ина, ребро. С тепень верш ины . Ч и сл о рёбер и сум м арная
степ ень верш ин. П ред ставл ен и е о связности графа. Ц еп и и циклы . П ути

5.4
в

графах.

О бход

граф а

(эйлеров

путь).

П ред ставлени е

об

ориен ти рован н ом графе. Р еш ен и е задач с пом ощ ью граф ов

8 КЛАСС
Код

5
5.1

П р о в е р я е м ы й эл е м е н т содерж ан ия

В ероятн ость и статистика
П ред ставл ен и е дан н ы х в виде таблиц, диаграм м , граф иков
М нож ество,

эл ем ен т

м нож ества,

подм нож ество.

О перац ии

над

5.2
м нож ествам и: объединение, пересечение, дополнение
С вой ства операци й над м нож ествам и: перем естительное, сочетательное,
5.3
расп ределительное, вклю чения
И сп ол ьзован и е граф и ческого п редставлени я м нож еств для описания
5.4
реал ьн ы х проц ессов и явлений, при реш ен ии задач.

И зм ерен и е рассеи ван и я данны х. Д и сперсия и стан дартн ое отклонен ие
5.5
ч и сл овы х наборов. Д и аграм м а рассеивания
Э лем ен тарн ы е

собы тия

В еро ятн о сти

собы тий.

собы тиям и.

С лучайны й

случайного
О пы ты

опыта.

С лучайны е

собы тия.

с равн овозм ож ны м и эл ем ен тарны м и

5.6
вы бор.

С вязь

м еж ду

м ал овероятн ы м и

и

практи чески д о стоверн ы м и соб ы тиям и в природе, общ естве и науке
Д ерево.
5.7

С вой ства

деревьев:

единственность

пути,

сущ ествование

ви сячей верш ины , связь м еж ду ч и сл ом верш ин и ч ислом рёбер. П равило
ум нож ения. Р еш ен и е задач с пом ощ ью граф ов
П р о ти воп ол ож н ы е

5.8

п ересечени е

собы тия.

собы тий.

Д и аграм м а

Н есовм естн ы е

Эйлера.

собы тия.

О б ъеди нен ие

Ф орм ула

и

слож ен ия

вероятностей
5.9

У сл овн ая вероятность. П равило ум нож ения. Н езави си м ы е собы тия
П ред ставл ен и е

5.10

эксп ери м ен та

в

виде

дерева.

Р еш ен и е

задач

на

н ахож дени е вероятностей с пом ощ ью дерева случайного эксперим ента,
ди аграм м Э йлера

9 КЛАСС
Код

5

П р о в е р я е м ы й эл е м е н т содерж ан ия

В ероятн ость и статистика
П ред ставл ен и е д анн ы х в виде таблиц, диаграм м , граф иков, ин терпретац ия

5.1

данны х. Ч тен и е и построение таблиц, диаграм м , граф и ков по реальны м
данн ы м

5.2

П ерестан овки и ф акториал

5.3

С очетани я и число сочетани й

5.4

Т реугольн и к П аскаля. Р еш ен и е задач с использовани ем ком бин аторики
Г е ом етри ческая вероятность.

С лучайны й вы бор точки из ф игуры

на

5.5
плоскости, из отрезка и из дуги окруж ности
5.6

И спы тан ие. У спех и неудача. С ерия и спы тани й до первого успеха
С ерия испы тани й Б ернулли. В ероятн ости собы тий в серии испы таний

5.7
Б ернулли
5.8

С лучайная вел и чи н а и расп ред елени е вероятностей

М атем ати ч еское

ож идание

и

дисперсия.

П ри м еры

м атем атического

5.9
ож идания как теоретич еского среднего значен и я величины
М атем ати ч еское

ож и д ан и е

и

дисп ерси я

случайной

вел и чи н ы

«число

5.10
усп ехов в серии и спы тани й Б ернулли»
П он яти е о закон е больш их чисел. И зм ерени е вероятностей с пом ощ ью
5.11
частот. Р ол ь и зн ачен и е зак о н а больш их чисел в при роде и общ естве

ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ ТРЕБОВАНИЯ К
РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

П р о в е р я е м ы е тр еб о в ан и я к п р е д м е т н ы м р е з у л ь т а т а м освоен и я

К од
п р о вер я ем о го

осн овн ой о б р азо вате л ьн о й п р о г р а м м ы о сн овн ого общ его

тр е б о в а н и я

о б р азо ван и я н а основе Ф Г О С

У м ени е оп ерировать понятиям и: м нож ество, подм нож ество, операци и
над м нож ествам и; ум ени е оперировать понятиям и: граф, связны й граф,
1

дерево, цикл, при м енять их при реш ен и и задач; ум ен и е использовать
граф и ческое

представлени е

м нож еств

для

опи сан и я

реальны х

п роц ессов и явлений, при реш ен и и задач из д ругих учебны х предм етов
У м ени е
2

оп ерировать

понятиям и:

д оказательство;

ум ени е

вы сказы вания,

при водить

определение,

расп ознавать
при м еры

аксиом а,

истинны е

и

и

теорем а,
лож ны е

контрприм еры ,

строить

вы сказы вани я и отриц ани я вы сказы вани й
У м ени е

оп ерировать

понятиям и:

натуральн ое

число,

простое

и

составное число, д елим ость натуральн ы х чисел, при знаки делим ости,
целое число, м одуль числа, об ы кновенная дробь и д есятичная дробь,
3

стан дартн ы й вид числа, рац и он альн ое число, и ррацион альное число,
ари ф м етический квадратн ы й корень; ум ение вы п олн ять действия с
числам и, сравнивать и упоряд очи вать числа, п редставлять ч и сл а на
коорд и н атн ой прям ой, округлять числа; ум ен и е делать при кидку и
оценку резул ьтата вы числен ий
У м ени е

оп ерировать

понятиям и:

степень

с

целы м

показателем ,

ари ф м етический квадратн ы й корень, м ногочлен, алгебраи ческая дробь,
тож дество;
4

зн аком ство

с

корнем

натуральн ой

степ ени

больш е

единицы ; ум ени е вы п олн ять расчёты по ф орм улам , п реобразовани я
целы х, д роб н о-рац и он альн ы х вы раж ени й и вы раж ени й с корням и,
разл ож ен и е м ногоч л ена на м нож ители, в то м числе с использовани ем
ф орм ул р азн ости квадратов и квадрата сум м ы и разн ости
У м ени е оп ерировать понятиям и: числовое равенство, уравн ен и е с
одной перем енной, числ овое неравенство, неравенство с перем енной;
ум ен и е

реш ать

лин ейн ы е

и

квадратн ы е

уравнения,

дробно­

р ац и он альн ы е уравн ени я с одной перем енной, си стем ы двух л и н ей н ы х
5

уравн ени й, лин ейн ы е н еравен ства и их систем ы , квадратн ы е и дробно р ац и он альн ы е н еравен ства с одной перем енной, в то м числе при
реш ен и и задач из других предм етов и практи ческих задач; ум ени е
исп ол ьзовать координатную прям ую и координатную п л оскость для
и зоб раж ения реш ен ий уравнений, неравен ств и систем

6

У м ени е оп ерировать понятиям и:
ф ункции,

ф ункция, граф и к ф ункции, нули

пром еж утки зн акопостоянства,

пром еж утки

возрастания,

убы вания,

наибольш ее

оп ерировать
ф ункция,

и наим еньш ее значен и я

понятиям и:

квадрати чн ая

прям ая

ф ункции;

проп орциональность,

ф ункция,

об ратная

ум ени е

лин ейн ая

пропорци ональность,

парабола, гипербола; ум ени е строи ть граф и ки ф ункций, использовать
граф и ки для определения свойств процессов и зави сим остей , для
реш ен и я задач из других учеб ны х предм етов и реал ьн ой ж изни;
ум ен и е вы раж ать ф орм улам и зави си м ости м еж ду вели чи нам и
У м ени е оп ери ровать понятиям и: последовательн ость, ари ф м етическая
и
7

геом етри ческая

прогрессии;

ум ени е

исп ол ьзовать

свой ства

последовательн остей, ф орм улы сум м ы и общ его член а при реш ен ии
задач, в том числе задач из других уч еб н ы х предм етов и реальной
ж изн и
У м ени е реш ать зад ач и разн ы х ти п ов (в то м числе на проценты , доли и
части, движ ение, работу, цену товаров и стоим ость покуп ок и услуг,

8

налоги,

зад ач и

из

об ласти

управлени я

личными

и

сем ейны м и

ф инансам и); ум ени е составлять вы раж ения, уравнения, неравен ства и
си стем ы

по услови ю

задачи,

исслед овать полученн ое реш ен и е и

оценивать правд оп од об н ость полученны х резул ьтатов
У м ени е оп ерировать понятиям и: ф игура, точка, отрезок, прям ая, луч,
лом аная,

угол,

м ногоугольник,

треугольник,

равн об ед рен н ы й

и

р авн осторон н и й треугольники , п рям оугольны й треугольник, м едиана,
б и ссектриса
9

и

вы сота

треугольника,

четы рёхугольник,

параллелограм м , ром б, прям оугольник, квадрат, трапеция; окруж ность,
круг, касательная; зн аком ство с п ространствен ны м и ф игурам и; ум ени е
реш ать задачи, в том числе из повсед невной ж изни, на нахож дени е
геом етри ческих вели чи н с п ри м енен ием изучен ны х свойств фигур и
ф актов
У м ени е

оп ерировать

понятиям и:

равенство

фигур,

равенство

треугольников; п араллельн ость и п ерпен ди кулярн ость прям ы х, угол
10

м еж ду прям ы м и, перпендикуляр, наклон ная, проекция, подобие фигур,
под об ны е треугольники , сим м етрия относи тел ьн о точки и прям ой;
ум ен и е

расп озн авать

равенство,

сим м етрию

и

п одобие

фигур,

парал лельн ость и п ерпен ди кулярн ость прям ы х в окруж аю щ ем м ире
У м ени е оп ери ровать понятиям и: длина, расстояни е, угол (величин а
угла, синус и косинус угл а треугольника), площ адь; ум ени е оценивать
разм еры предм етов и объектов в окруж аю щ ем м ире; ум ени е при м енять
11

ф орм улы пери м етра и площ ади м ногоугольников, дли н ы окруж н ости и
площ ади

круга,

об ъем а прям оугол ьн ого

параллелепипеда;

ум ени е

при м ен ять при знаки равен ства треугольников, теорем у о сум м е углов
треугольника, теорем у П и ф агора, три гон ом етри ч ески е соотнош ен ия
д ля вы ч исл ен ия длин, расстояний, площ адей
12

У м ени е

изоб раж ать

простран ствен н ы е

плоски е

ф игуры

от

ф игуры
руки,

с

и

их

пом ощ ью

ком бинации,
ч ертёж ны х

ин струм ентов и эл ектрон н ы х средств по текстовом у или си м вольн ом у
описанию
У м ени е оп ерировать понятиям и: прям оугольная си стем а координат;
коорд и н аты точки, вектор, сум м а векторов, п рои зведен ие вектора на
13

число,

скалярное

п рои зведен ие

векторов;

ум ени е

использовать

векторы и координ аты для п редставлени я данны х и реш ен и я задач, в
то м числе из других у ч еб н ы х предм етов и реальной ж изн и
У м ени е оп ерировать понятиям и: столбиковы е и круговы е диаграм м ы ,
таблицы , среднее ари ф м етическое, м едиана, наибольш ее и наим еньш ее
значен ия,
14

разм ах

ч ислового

набора;

ум ени е

извлекать,

ин терп рети ровать и преобразовы вать инф орм ацию , представленную в
таб л и ц ах и на диаграм м ах, отраж аю щ ую свой ства и характери стики
реал ьн ы х проц ессов и явлений; ум ени е расп ознавать изм енчивы е
вели чи н ы в окруж аю щ ем м ире
У м ени е

оп ери ровать

эксп ерим ен т),

понятиям и:

эл ем ен тарн ое

случайны й

собы тие

оп ы т

(случайн ы й

(элем ен тарны й

исход)

случайн ого опы та, случайное собы тие, вероятность собы тия; ум ение
находи ть

вероятн ости

случайн ы х

собы тий

в

опы тах

с

р авн овозм ож н ы м и эл ем ен тарн ы м и собы тиям и; ум ени е реш ать задачи
15

м етод ом

орган изован ного

ум нож ения;

ум ени е

п ереб ора

оценивать

и

с испол ьзовани ем

вероятности

реал ьн ы х

правила

соб ы ти й

и

явлений, пон им ать роль практи чески достоверн ы х и м аловероятны х
соб ы ти й в окруж аю щ ем м ире и в ж изни; зн аком ство с пон яти ем
н езависи м ы х собы тий; зн аком ство с закон ом б ольш их чисел и его
ролью в м ассовы х явл ен и ях
У м ени е вы б ирать п од ход ящ и й изученны й м етод для реш ен ия задачи,
п ри вод ить при м еры м атем атически х закон ом ерн остей в при роде и
16

ж изни, расп ознавать проявление закон ов м атем атики в искусстве,
опи сы вать отдельн ы е вы даю щ иеся результаты , полученны е в ходе
разви ти я м атем атики как науки, п ри вод ить при м еры м атем атически х
откры тий и их авторов в отеч ествен ной и всем и рной истории

ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ОГЭ
ПО МАТЕМАТИКЕ

К од

1
1.1
1.2

П р о в е р я е м ы й эл е м е н т содерж ан ия

Ч и сл а и вы числен ия
Н атурал ьн ы е и целы е числа. П ризнаки делим ости целы х чисел
О бы кн овен н ы е и десяти ч н ы е дроби, проценты , бескон ечн ы е периодически е
дроби

1.3

Р ац и о н ал ьн ы е числа. А риф м етически е операци и с рац и он альн ы м и числам и

1.4

Д ей стви тел ьн ы е числа. А риф м етически е операци и с д ей стви тел ьн ы м и числам и

1.5
2
2.1
2.2

П ри б л и ж ён н ы е вы числения, прави л а округления, при кидка и оц ен ка результата
вы числен ий
А лгеб раически е вы раж ени я
Б уквен н ы е вы раж ени я (вы раж ения с п ерем енн ы м и)
С тепень с целы м показателем . С тепень с рац и он альн ы м показателем . С войства
степени

2.3

М н огоч л ен ы

2.4

А лгеб раическая дробь

2.5
3
3.1
3.2
3.3
4

А риф м етически й корен ь натуральн ой степени. Д ей ствия с ари ф м етическим и
корням и натуральн ой степени
У равн ен и я и неравен ства
Ц ел ы е и дроб н о-рац и он альн ы е уравнения. С истем ы и совокуп ности уравн ени й
Ц ел ы е

и

д роб н о-рац и он альн ы е

неравенства.

С истем ы

и

совокуп ности

неравенств
Р еш ен и е текстовы х задач
Ч и сл о вы е п оследовательн ости

4.1

П ослед овательности, способы зад ан и я п оследовательн остей

4.2

А риф м етич еская и геом етри ческая прогрессии. Ф орм ула слож ны х проц ен тов

5

Ф ункции
Ф ункция, способы зад ан и я ф ункции. Г раф и к ф ункции. О бласть определения и

5.1.

м нож ество зн ачен и й ф ункции. Н ули ф ункции. П ром еж утки знакопостоянства.
П ром еж утки

м он отон н ости

функции.

М акси м ум ы

и м ин им ум ы

Н аи б ол ьш ее и наим еньш ее значен и е ф ункции на пром еж утке
6

К оорд и н аты на прям ой и плоскости

6.1

К оорд и н атн ая прям ая

6.2

Д екартовы координ аты на плоскости

7

Г еом етри я

7.1

Г е ом етри чески е ф игуры и их свой ства

7.2

Т реугольн ик

ф ункции.

7.3

М н огоугол ьн и ки

7.4

О круж ность и круг

7.5

И зм ерен и е геом етри ческих вели чи н

7.6

В екто р ы на плоскости

8

В ероятн ость и статистика

8.1

О писательн ая статисти ка

8.2

В ероятн ость

8.3

К ом б и н атори ка

8.4

М н о ж еств а

8.5

Г раф ы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».