ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Етественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
3
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 класс
№
п/п
1
Раздел
Кол-во
часов
Читательская
грамотность
1
1
1
1
0,5
Формы
внеурочной
деятельности
Михаил Пришвин. Беличья Библиотечные
память.
уроки;
И. Соколов-Микитов. В Деловые
берлоге.
беседы;
Лев Толстой. Зайцы.
Участие
Николай Сладков. Веселая в научноигра.
исследовательс
Обыкновенные кроты.
ких
Эдуард Шим. Тяжкий труд. дискуссиях;
Полевой хомяк.
Практические
Про бобров.
упражнения
Позвоночные животные.
8,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.
Встреча друзей.
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Беличьи деньги.
Поврежденные
фальшивые деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег
банковской карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Такие разные деньги.
Встреча друзей.
Библиотечные
и уроки;
Деловые
беседы;
на Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
1
1
1
1
Итого
2.
3.
Математическая
грамотность
Итого
Финансовая грамотность
8,5
1
1
1
1
4.
Итого
Естественно-научная
грамотность
1
1
1
1
0,5
8,5
1
1
1
1
1
1
Содержание
Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные
особенности яблока.
4
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
1
1
0,5
Итого
Итого
№
п/п
Раздел
Кол-во
часов
Читательская
грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
2.
Итого
Естественно-научная
грамотность
8
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
Финансовая грамотность
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
8,5
34
1
3.
Про хомяка и его запасы.
Материал для плотин.
Позвоночные животные.
8
1
1
1
1
1
1
1
1
3 класс
Содержание
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.
Формы
внеурочной
деятельности
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, вклад
выигрыш.
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
На что тратятся семейные
деньги? Обязательные
платежи.
Как сэкономить семейные
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
5
деньги?
Итого
4.
Математическая
грамотность
8
1
1
1
1
1
1
1
1
5
Итого
Проверочные работы
Итого
8
2
34
Расходы и доходы
бюджета.
Планируем семейный
бюджет.
Подсчитываем семейный
доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные
платежи.
Подсчитываем
сэкономленные деньги.
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Проверь себя
4 класс
№
п/п
1
Раздел
Кол-во
часов
Читательская
грамотность
1
1
1
1
2
1
1
2.
Итого
Естественно-научная
грамотность
8
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
Содержание
Старинная женская одежда.
Старинные женские
головные уборы.
Старинная мужская одежда
и головные уборы.
Жилище крестьянской
семьи на Руси.
Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы.
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше
в России
Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство
Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.
8
6
Формы
внеурочной
деятельности
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
3.
Финансовая грамотность
2
1
1
2
1
1
Итого
4.
Математическая
грамотность
8
1
2
1
1
2
1
Итого
Творческие работы
8
1
1
Итого
Итого
2
34
Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки,
бонусы.
Благотворительность.
Страхование.
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Отправляемся в
путешествие.
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
По выбору.
Составляем словарик по
финансовой грамотности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№
п/
п
Наименова
ние
раздела
(темы)
Количество
часов
1
Читательская
грамотность
8
Форма
проведения
занятия
Используемые
электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследователь
ских
7
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (ЕК
ЦОР)
http://schoolcollection.edu.ru
Реализация модуля
«Внеурочная
деятельность и
дополнительное
образование»
программы
воспитания
Формирование
умений через
использование
визуальных образов
(предметноэстетической среды,
наглядная агитация
школьных стендов,
дискуссиях;
Практические
упражнения
2.
Математическая
грамотность
9
3.
Финансовая
грамотность
8
предметной
направленности,
совместно
производимые
видеоролики по
темам урока).
Воспитание умения
сотрудничать
педагога и
обучающихся на
учебном занятии.
Преподавание
элементов историзма
и
биографических
справок,
использование
занимательности в
математике
Библиотечные Детские
Формирование основ
электронные
уроки;
гражданской
презентации и
Деловые
идентичности
клипы
беседы;
личности.
http://viki.rdf.ru/
Участие
Формирование
в научнопсихологических
исследователь http://www.nachalk условий развития
a.com/igrovaja
ских
общения,
http://nsportal.ru
дискуссиях;
сотрудничества.
Практические http://kopilurokov.r Формирование у
u/
упражнения
школьников
инициативы и
чувства высокой
ответственности,
рачительного
отношения к
народному добру.
Воспитание
правильного
отношения к
общечеловеческим
ценностям, высокого
качества
гражданского долга.
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследователь
ских
дискуссиях;
8
Портал
«Электронные
образовательные
ресурсы»
http://eor-np.ru/
Видеоуроки,
- применение на
уроке
интерактивных форм
работы
учащихся:
интеллектуальных
игр, стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников;
Практические
упражнения
4.
Естественнонаучная
грамотность
8
Подведение
итогов
Итого
1
презентации
http://umrazum.ru/load/uche
bnye_prezentacii/n
achalnaja_shkola/1
8
РЭШ
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследователь
ских
дискуссиях;
Практические
упражнения
групповой
работы
или работы в парах,
которые
учат
школьников
командной работе и
взаимодействию
с
другими детьми.
- организация
работы учащихся с
получаемой на уроке
социально значимой
информацией
-воспитывать в
детях любовь к
Отечеству,
своему народу, его
языку, духовным
ценностям,
уважительное
отношение к
людям, к чужому
мнению, культуру
диалога,
что
хорошо
согласуется с
задачей
толерантности как
важнейшего
личностного
качеств
34
3 класс
№
п/
п
Наименова
ние
раздела
(темы)
Количество
часов
1
Читательская
грамотность
8
Форма
проведения
занятия
Используемые
электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследователь
ских
9
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (ЕК
ЦОР)
http://schoolcollection.edu.ru
Реализация
модуля
«Внеурочная
деятельность и
дополнительное
образование»
программы
воспитания
Формирование
умений через
использование
визуальных
образов
(предметноэстетической
среды, наглядная
дискуссиях;
Практические
упражнения
Детские
электронные
презентации и
клипы
http://viki.rdf.ru/
Портал
«Электронные
образовательные
ресурсы»
http://eor-np.ru/
2.
Естественнонаучная
грамотность
8
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследователь
ских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Видеоуроки,
презентации
http://umrazum.ru/load/uche
bnye_prezentacii/n
achalnaja_shkola/1
8
РЭШ
3.
Финансовая
грамотность
8
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
http://www.nachalk
a.com/igrovaja
http://nsportal.ru
http://kopilurokov.r
u/
10
агитация школьных
стендов,
предметной
направленности,
совместно
производимые
видеоролики по
темам урока).
Воспитание умения
сотрудничать
педагога и
обучающихся на
учебном занятии.
Преподавание
элементов
историзма
и
биографических
справок,
использование
занимательности в
математике
Формирование
основ гражданской
идентичности
личности.
Формирование
психологических
условий развития
общения,
сотрудничества.
Формирование у
школьников
инициативы и
чувства высокой
ответственности,
рачительного
отношения к
народному добру.
Воспитание
правильного
отношения к
общечеловеческим
ценностям,
высокого качества
гражданского
долга.
- применение на
уроке
интерактивных
форм
работы
учащихся:
в научноисследователь
ских
дискуссиях;
Практические
упражнения
4.
Математическая
грамотность
8
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследователь
ских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (ЕК
ЦОР)
http://schoolcollection.edu.ru
Детские
электронные
презентации и
клипы
http://viki.rdf.ru/
Портал
«Электронные
образовательные
ресурсы»
http://eor-np.ru/
Видеоуроки,
презентации
http://umrazum.ru/load/uche
bnye_prezentacii/n
achalnaja_shkola/1
8
РЭШ
5
Подведение
итогов
Итого
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников;
групповой работы
или работы в парах,
которые
учат
школьников
командной работе и
взаимодействию с
другими детьми.
- организация
работы учащихся с
получаемой на
уроке социально
значимой
информацией
-воспитывать в
детях любовь к
Отечеству,
своему народу, его
языку,
духовным
ценностям,
уважительное
отношение к
людям, к чужому
мнению, культуру
диалога,
что
хорошо
согласуется с
задачей
толерантности как
важнейшего
личностного
качеств
2
34
4 класс
№
п/
Наименование
раздела (темы)
Количество
Форма
проведения
11
Используемые
электронные
Реализация
модуля
п
часов
занятия
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
1
Читательская
грамотность
8
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
2.
Естественнонаучная
грамотность
8
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
3.
Финансовая
8
Библиотечные
12
«Внеурочная
деятельность и
дополнительное
образование»
программы
воспитания
Единая
Формирование
коллекция
основ
цифровых
гражданской
образовательн
идентичности
ых ресурсов
личности.
(ЕК ЦОР)
Формирование
http://schoolпсихологических
collection.edu.ru условий развития
общения,
Детские
сотрудничества.
электронные
Формирование у
презентации и
школьников
клипы
инициативы и
http://viki.rdf.ru/ чувства высокой
ответственности,
Портал
рачительного
«Электронные отношения к
образовательн
народному добру.
ые ресурсы»
Воспитание
http://eor-np.ru/ правильного
отношения к
общечеловечески
м ценностям,
высокого качества
гражданского
долга.
- применение на
уроке
интерактивных
Видеоуроки,
форм
работы
презентации
учащихся:
http://umинтеллектуальных
razum.ru/load/u игр,
chebnye_prezent стимулирующих
acii/nachalnaja_ познавательную
shkola/18
мотивацию
РЭШ
школьников;
групповой работы
или работы в
парах,
которые
учат школьников
командной работе
и взаимодействию
с другими детьми.
- применение на
грамотность
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
4.
Математическая
грамотность
8
5
Творческие
работы
2
Итого
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
34
13
уроке
интерактивных
форм
работы
учащихся:
http://www.nach интеллектуальных
alka.com/igrovaj игр,
a
стимулирующих
http://nsportal.ru познавательную
http://kopiluroko мотивацию
v.ru/
школьников;
групповой работы
или работы в
парах,
которые
учат школьников
командной работе
и взаимодействию
с другими детьми.
- организация
работы учащихся
с получаемой на
уроке социально
значимой
информацией
-воспитывать в
детях любовь к
Отечеству,
своему народу, его
языку,
духовным
ценностям,
уважительное
отношение к
людям, к чужому
мнению, культуру
диалога,
что
хорошо
согласуется с
задачей
толерантности как
важнейшего
личностного
качеств