МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Наследие» Нижнесергинского муниципального района (МБОУ ЦО «Наследие») РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом директором протокол №1 от «27» августа 2023 г. МБОУ ЦО "Наследие" ________Фархутдинов Э.Г. приказ № 58-од от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русское правописание» для обучающихся 9 классов Нижнесергинский муниципальный район, Свердловская область 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русское правописание» на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП ООО. В системе школьного образования учебный предмет «Русское правописание» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. В наше время всё большее значение приобретают лингвистические знания и умения. Владение культурой устной и письменной речи необходимы во многих современных профессиях. В образовании, которое предполагает расширение действующих стандартов, углублённое изучение предметов гуманитарного цикла, изучение русского языка как учебного предмета имеет первостепенное значение. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии, трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся. Таким образом, предлагаемая программа представляет собой углублённое изучение предмета, направлена на изучение наиболее трудных вопросов русской грамматики, расширяющих образовательный стандарт. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКОЕ ПРАВОПИСАНИЕ» Программа «Русское правописание» представляет собой углублённое изучение предмета, направлена на изучение наиболее трудных вопросов русской грамматики, расширяющих образовательный стандарт. Цель изучения предмета – повышение орфографической и пунктуационной грамотности, лингвистической компетенции обучающихся, уровня их заинтересованности в более глубоком изучении русского языка. В соответствии с целью обучения усиливается практическая направленность предмета. Теория приближена к потребностям практики. Предлагается уделять больше внимания тем разделам грамматики, которые, как показывает практика, вызывают затруднения при формировании навыков грамотного письма. Задачи: 1. Уделить особое внимание трудным вопросам орфографии, морфологии, трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии. 2. Повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, культуру речи учащихся. 3. Развивать познавательную самостоятельность обучающихся. В процессе изучения предмета совершенствуются и развиваются следующие обще учебные умения и навыки: Коммуникативные (овладение основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения). Интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация). Информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом). Языковедческие (освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; обогащение словарного запаса учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умение пользоваться различными лингвистическими словарями). Культуроведческая компетенция (осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка). Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также перспективности и преемственности между различными разделами предмета. Обучение предполагается по направлению: - систематический курс синтаксиса (в 9 классах). Программа 9 классов представляет собой углублённый вариант действующих программ, в которой усилены функциональный подход к изучению синтаксиса (к особенностям употребления синтаксических единиц, их роли в речи), а также практическая направленность предмета. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение русского языка в 9 классе основного общего образования в учебном плане отводится 17 часов (0,5 часов в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКОЕ ПРАВОПИСАНИЕ» 9 КЛАСС Синтаксис. Пунктуация сложного предложения. - Трудные случаи постановки и не постановки тире в грамматической основе. - Типы отношений в сложносочинённом предложении. - Знаки препинания в сложносочинённом предложении. - Функции союза «и». - Условия классификации сложноподчинённых предложений. Средства синтаксической связи в СПП. - Функции союзных слов в придаточной части. - Модели СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. - Семантико-синтаксические отношения в бессоюзном сложном предложении. - Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - Зависимость синтаксических отношений и пунктуации от порядка следования частей в бессоюзном сложном предложении. - Основные типы связи в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи. - Сложные синтаксические конструкции. - Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях. - Функции знаков препинания. Планируемые результаты изучения предмета. Личностные результаты обучения – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; – устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; – интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; – интерес к изучению языка; – осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты обучения – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; – самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. – уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. Предметные результаты изучения предмета – производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический; – по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений; – по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; правильно писать изученные в 9-х классах слова с непроверяемыми орфограммами; производить орфографический разбор слов; – по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения; – по связной речи, чтению и работе с информацией: заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования. Тематическое планирование 9 класс Тема Количество часов Вводное занятие Сложное предложение. Определение количества предикативных частей, типов сложных предложений Типы отношений в сложносочинённом предложении Знаки в ССП. Функция союза «И» Условия квалификации сложноподчинённых предложений Разграничение союзного слова и подчинительного союза. Определение средства синтаксической связи в СПП Определение синтаксической функции союзных слов в придаточной части. Определение типа придаточной части по структурным схемам. Модели СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. Синтаксические отношения между частями БСП. особенности структуры и содержания частей БСП. Знаки препинания в БСП. БСП. Постановка двоеточия, тире в БСП. Определение синтаксических отношений между частями БСП, выбор нужного знака препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире) Зависимость синтаксических отношений и пунктуации от изменения порядка следования частей в БСП. Определение основного типа связи в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи Запятая на стыке союзов Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях со всеми видами связи Трудные случаи пунктуации в сложных предложениях. Обобщение изученного 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5