РП КВД Финансовая грамотность 10-11 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Наследие»
Нижнесергинского муниципального района
(МБОУ ЦО «Наследие»)

РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
протокол №1
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
для обучающихся 10-11 классов

Акбаш, 2023






Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для
учащихся 10-11классов рассчитана для создания развивающего пространства,
способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на
экономическом содержании образования при введении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).
Овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить
полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Содержание курса существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников
об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании
фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов
обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и
итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических
решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в
реальной жизни.
Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в
материалы итоговой аттестации за курс основной школы, ЕГЭ.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Федеральныйзаконот29.12.2012№273-ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»;
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ;
Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в РФ;
Учебная программа «Финансовая грамотность» Ю.Брехова, А.Алмосов, Д.Завьялов, Е.Б.
Лавренова, 2018г.
Раздел2.Общаяхарактеристикаучебногопредмета,курса
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными
вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми
институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления
уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте
у ребёнка необходимо сформировать те базовые знания и умения, которые в последующем
позволят ему принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие
финансовые проблемы, своевременно распознавать финансовые мошенничества.
В основе курса «Финансовая грамотность» для 10–11 классов лежит системнодеятельностный подход, в нём отражены личностные и метапредметные результаты,
сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования. Это позволяет вписать образовательный курс в систему
общего
образования для организации внеурочного обучения по программам финансовой
грамотности.
Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов тесно переплетается с
общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Благодаря этому педагог
может добиться от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения
применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащиеся –

осознать, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться
в повседневной жизни.
Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории,
информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам.
Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан с
обществознанием и математикой.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму
базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе и
учитывает международный опыт реализации программ повышения финансовой
грамотности.
Так, в курсе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с
функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними. Поскольку
учащиеся только начинают вступать в отношения с финансовыми институтами, в рамках
курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд,
рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др. Учащиеся должны
научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми
органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения
кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.
Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию
финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых
продуктов, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям
индивидуума. Также курс предполагает формирование умений в области прогнозирования
возможных последствий от принимаемых финансовых решений и умений по выявлению
мошеннических схем при осуществлении финансовых операций.
Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов разбит на тематические
модули, изучение которых обеспечит освоение широкого спектра финансовой
информации по вопросам, наиболее интересующим молодых людей в этом возрасте.
Поскольку модули подготовлены с учётом тех конкретных практических задач, которые
придётся решать
молодым людям на определённом этапе их жизни, это позволит учащимся выстроить
собственную образовательную траекторию и получить углублённые знания именно по тем
финансовым проблемам, которые они посчитают наиболее полезными для себя. В
качестве дополнительного материала при глубоком изучении учащимися отдельных
вопросов финансовой грамотности могут быть использованы учебные пособия,
подготовленные в рамках целостной программы повышения финансовой грамотности:
«Страхование», «Фондовый рынок», «Банки», «Финансовые риски и финансовая
безопасность», «Пенсия и пенсионные накопления».
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся
10–11 классов посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных
финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному
взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового
благосостояния.
Задачи программы:
•
Повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности
и организация их личностного самоопределения относительно задач повышения личного
(семейного) благосостояния;

•
приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие умений
пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений,
усвоение обобщенных способов принятия финансовых решений;
•
усвоение обобщенных способов проектирования и планирования действий
при решении финансовых задач.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Данный курс является общеобразовательным курсом базового уровня и рассчитан
на изучение учащимися 10-11 классов в течение 68 часов (в том числе в X классе - 34
учебных часа из расчета 1 час в неделю и в XI классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в
неделю). Программа соответствует ФГОС СОО, реализует обще интеллектуальное
направление внеурочной деятельности.
4. Содержание учебного предмета, курса.
Курс финансовой грамотности в 10—11классах состоит из отдельных модулей,
каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как
теоретический материал, так и практические задания, которые позволят ученику
закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия, сформировать
практические умения. Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы
учащийся имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем
стоящих перед ним финансовых задач.
Тема
Кол-во ч.
Кол-во ч.
10 класс
11 класс
1.
Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
10
2.
Фондовый рынок :как его использовать для роста
10
доходов
3.
Налоги: почему их надо платить и чем грозит
8
неуплата
4.
Страхование: что и как надо страховать, что бы не
6
6
попасть в беду
5.
Собственный бизнес: как создать и не потерять
10
6.
Финансовые мошенничества: как распознать и не
10
стать жертвой
7.
Обеспеченная старость: возможности пенсионного
7
накопления
8.
Итоговое занятие по курсу
1
1
Планируемые результаты изучения предмета.
Программа внеурочной деятельности
направлена на достижение следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения (сформулированы на
основе ФГОС СОО с использованием списка общеучебных умений и способов действий):
Требования к личностным результатам освоения курса:
•
Способность к самостоятельным решениям в области управления личными
финансами;
•
Сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на
финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою

ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми
институтами;
•
понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
•
готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых
институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нём
взаимопонимания;
•
готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во
взрослой жизни;
•
сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как
условию достижения финансового благополучия;
•
способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со
сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
Учебная программа
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
•
умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их
достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
•
умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых
целей;
•
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
финансовых проблем;
•
умение ориентироваться в различных источниках информации финансового
характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
•
умение определять назначение и функции различных финансовых институтов,
ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их
использования;
•
умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий
по финансовой грамотности.
Требования к предметным результатам освоения курса:
•
владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит;
кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций;
страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское страхование;
автострахование; страхование жизни; страховой случай; фондовый рынок; ценные бумаги;
акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет;
пеня по налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; стартап;
бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный предприниматель; финансовое мошенничество;
финансовые пирамиды;
•
владение знанием:
- об основных целях управления личными финансами,
мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных средств;
- об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических
лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения
кредитов;
- о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного
бюджета;

- о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и
их специфике;
- о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах,
обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;
- об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан,
содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика,
последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;
- об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих
размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;
- об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана,
налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;
- о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах
идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продукт

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программ

Количество часов
Всего

Контрольные работы Практические работы

Модуль1.Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни 10ч.
1.1 Банковская система
6
1.2 Банковские операции
4
и услуги
10
Итог по модулю
Модуль2.Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов 10ч.
2.1
Рынок Ценных Бумаг 4
2.2
6
Фондовый рынок
10
Итог по модулю
Модуль3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата8ч.
3.1
Налоги
4
3.2
4
Система
налогообложения
8
Итог по модулю
Модуль4.Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду 6ч.
4.1 Что такое
3
страхование?
6
Итог по модулю
Итоговое занятие по курсу 1
Общее количество часов
по программе

35

Электронные цифровые образовательные ресурсы

www.cmmarket.ru
www.cmmarket.ru
www.cmmarket.ru

www.cmmarket.ru
www.cmmarket.ru
www.cmmarket.ru

www.cmmarket.ru
www.cmmarket.ru

www.cmmarket.ru

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ11КЛАСС

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программ

Количество часов
Всего

Контрольные работы

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Практические работы

Модуль4.Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду 6ч.
1.1
4
Виды страхования
1.2 Как подобрать
3
страховщика
6
Итог по модулю
Модуль5.Собственный бизнес: как создать и не потерять 10ч.
2.1 Создание личного
6
бизнеса
2.2 Риски и
4
налогообложение
10
Итог по модулю
Модуль6.Финансовые мошенничества:какраспознатьинестатьжертвой10ч.
3.1
Виды фин.
5
мошенничества
3.2
5
Как защитить
свой бизнес от
мошенников
10
Итог по модулю
Модуль7.Обеспеченнаястарость:возможностипенсионногонакопления7ч.
4.1
5
Пенсионные
отчисления
2
4.2 Возможности

www.cmmarket.ru
www.cmmarket.ru
www.cmmarket.ru

www.cmmarket.ru
www.cmmarket.ru
www.cmmarket.ru

www.cmmarket.ru
www.cmmarket.ru

www.cmmarket.ru

пенсионных
накоплений
7
Итог по модулю
Итоговоезанятиепокурсу1
34
Общее количество
часов по программе

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
1. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для
учащ. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2015. 400 с.: ил. (Дополнительное
образование: Сер.«Учимся разумному финансовому поведению»).
2. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю.Финансовая грамотность: метод.реком.
дляучителя.10–11кл.общеобр.орг.М.:ВИТА-ПРЕСС,2015.80с.:ил.(Дополнительное
образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению»).
3. БреховаЮ.В.,АлмосовА.П.,ЗавьяловД.Ю.Финансоваяграмотность:материалыдля
родителей.10–11кл.общеобр.орг.М.:ВИТА-ПРЕСС,2015.112с.:ил.(Дополнительное
образование:Сер.«Учимсяразумномуфинансовомуповедению»).учебнаяпрограмма45
4. БреховаЮ.В.,АлмосовА.П.,ЗавьяловД.Ю.Финансоваяграмотность:контрольные
измерительные материалы. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 48 с.: ил.
(Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению»).

ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. www.ereport.ru— обзорная информация по мировой экономике.
2. www.cmmarket.ru— обзоры мировых товарных рынков.
3. http://www.rbc.ru/—информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
4. www.stat.hse.ru—статистическийпорталВысшейшколы экономики.
5. www.cefir.ru—официальныйсайтЦЭФИР—Центраэкономическихифинансовых
исследований.
6. www.beafnd.org— Фонд«Бюро экономического анализа».
7. www.vopreco.ru—официальныйсайтжурнала«Вопросы экономики».
8. www.tpprf.ru–Торгово-промышленнаяпалатаРоссийской Федерации.
9. www.rts.micex.ru–РТСи ММВБ–объединённая биржа.
10. www.economy.gov.ru/minec/main—Министерствоэкономическогоразвития
Российской Федерации.
11. www.minpromtorg.gov.ru–МинистерствопромышленностииторговлиРоссийской
Федерации. 12. www.fas.gov.ru– Федеральная антимонопольная служба России.
13. www.minfin.ru— Министерство финансов Российской Федерации.
14. www.cbr.ru—ЦентральныйбанкРоссийской Федерации.
15. www.gks.ru–Федеральнаяслужбагосударственнойстатистики
16. www.nalog.ru—Федеральнаяналоговаяслужба.
17. www.wto.ru—Всемирнаяторговаяорганизация.
18. www.worldbank.org/eca/russian—Всемирный банк.
19. www.imf.org–Международныйвалютныйфонд.
20. Хочу могу знаю. рф
21. Ваши финансы. рф


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».