РП ДОП Азбука рукоделия 6-15 лет

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Наследие»
(МБОУ ЦО «Наследие»)

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МБОУ ЦО «Наследие»

(протокол от 28.08.2023 г. №1)

Э.Г.Фархутдинов
Приказ от 28.08.2023 г. №32-од

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Азбука рукоделия»
Возраст обучающихся: 6-15 лет.
Срок реализации: 3 года.

Автор-составитель:
Вяткина ГузалияМинуллона
Педагог дополнительного образования.

2023

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
2.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Программа «Азбука рукоделия» имеет художественную направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука
рукоделия» (далее программа) разработана в соответствии со следующими документами:
- Статья 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устав МБОУ ЦО «Наследие»;
- Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам
реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой
форме, утвержденных Министерством просвещения России 28.06.2019г №МР-81/02вн;
- Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах;
- Положение о реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ в сетевой форме № 43-од от 19.08.2022 г.
Актуальность общеразвивающей программы обусловлена необходимостью создания
условий. Программа ориентирована на изучение основ декоративно – прикладного
искусства, а также направлена на развитие творческих способностей обучающихся.
Отличительные особенности программы. Содержание и материал программы
имеет «Стартовый уровень» сложности, который предполагает минимальный уровень
сложности освоения материала содержания общеразвивающей программы.
Обучающимся дается возможность знакомства с основными направлениями в
рукоделии, которые обладают минимальным уровнем сложности. На занятиях детям
даются первоначальные знания и умения по изучению работы с бисером, с нитками,
тканью, ручных швов, а так же, швов используемых в вышивки. Обучающиеся
знакомятся с материалом и инструментами, получают навыки работы со схемой,
шаблоном, выкройкой, учатся изготавливать различные сувениры из бисера, ниток и
ткани.
Адресат общеразвивающей программы
Программа рассчитана на детей 6-15 лет.
Обучающиеся этого возраста пытаются все делать быстро: двигаться, есть, читать,
говорить. Это время расцвета творческих поисков ребенка. В этот период желательны
интенсивные и разнообразные занятия творческой деятельностью. Это так называемая
схематическая стадия, где символ, лишь отдаленно может напоминать предмет, вполне
устраивает ребенка. С 9 лет у ребенка начнет пробуждаться реалистичное
воспроизведение предметов и явлений. В этом возрасте у детей появляется стремление
выделиться, обратить на себя внимание. Девочки стараются красиво выглядеть, любят
2

делать прически, дарить подарки «не так как у всех». Стремление выглядеть и поступать
неординарно вызывает у детей желание изготовления собственных изделий. Это вызывает
у окружающих чувство восхищения, а у самого ребенка чувство гордости и
самовыражения. У детей формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому
занятия в группе дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться
поставленной цели. В возрасте 6-15 лет ребенок склонен к фантазиям и воображениям,
что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои
уникальные работы.
Наполняемость группы: 10- 15человек
Условия приема детей: Набор детей - свободный, без предъявления особых
требованиям к знаниям и умениям детей в области рукоделия, главное достижение
ребенком указанного возраста, желание детей и родителей. Группы могут формироваться
по возрастному признаку.
Срок освоения программы составляет 1 год.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы -270 часов.
Форма обучения. Учитывая территориальную удалённость и материально-техническую
оснащенность образовательных организаций, потребности обучающихся и их родителей,
возможности педагогических работников, форма обучения по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Азбука рукоделия» осуществляется
в очной форме, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Азбука
рукоделия» реализуемая в сетевой форме, в том числе с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий регламентирует создание и
реализацию среды, обеспечивающей ускоренное освоение обучающимися актуальных и
востребованных знаний, навыков и компетенций художественной направленности.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Продолжительность одного академического часа -45 мин.
Перерыв между учебными занятиями - 15 мин.
Занятия проводятся:
-1 раз в неделю по 1 часу в подготовительной группе дошкольных групп МБОУ ЦО
«Наследие»;
-1 раз в неделю по 2 часа в 1-2 классах;
-1 раз в неделю по 2 часа в 3-4 классах;
- 1 раз в неделю по 2 часа в 6-7 классах;
-1 раз в неделю по 2 часа в 8-9 классах.
Общее количество часов в неделю-9 часов.
Условия реализации программы
Образование по данной программе строится на основе личностно – ориентированной
педагогической технологии. Теоретические и практические занятия проводит педагог
дополнительного образования МБОУ ЦО «Наследие». Так же педагогические работники
МБОУ ЦО «Наследие» реализуют консультативные мероприятия для педагогических
работников МБОУ ЦО «Наследие» и обучающихся.
2.2. Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы
Цель программы – развитие творческих способностей обучающихся в процессе
освоения ими разнообразных видов рукоделия.
Задачи:
Обучающие:
3

- знакомить обучающихся с историей возникновения бисероплетения, изонити;
ниток, иголок, ткани, мягкой игрушки;
- научить правильной организации рабочего мета, рациональной и грамотной
работе с инструментами и материалом;
- научить технологическим приемам и методам работы с различными видами
рукоделия: плетения из бисера на проволоке, вышивке по картону, ручные швы,
аппликация из ткани, поделок из ткани, изготовления мягкой игрушки;
- научить пользоваться законами цветоведения.
Развивающие:
- сформировать устойчивый интерес к занятиям рукоделием;
-развивать усидчивость и терпение, привычку к регулярным занятиям;
- развивать глазомер, способность работать руками, приучать к точным движениям
пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду, бережливость,
творческий подход к поиску решений.
Ожидаемые результаты программы. После окончания обучения по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Азбука рукоделия» обучающиеся
приобретут начальные компетенции в рукоделии.
Формы подведения результатов.
Отслеживание результатов реализации программы проводится по средствам
мониторинга достижений обучающихся в течение всего учебного года. Мониторинг
достижений обучающегося в освоении содержания программы и его личностного
развития проводится педагогом. Форма аттестации достижений –безоценочная.
Начальный или входящий контроль проводится в начале учебного года на первом занятии
для предварительного выявления уровня знаний, умений и навыков, обучающихся по
предложенной программе. Используются метод беседа, наблюдение.
Текущийконтрольосуществляется в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом
диагностируется уровень усвоения отдельных блоков программы. Также детям дается
возможность взаимной оценки и самооценки. В процессе контроля каждого занятия
создается возможность выявления уровня усвоения учебного материала, недочетов,
положительных и отрицательных моментов применяемых технологий.
Используются методы: наблюдение, опрос, тестирование («История бисероплетения»,
тест «Бисеринка», тест «Мягкая игрушка», тест «Изонить»), анализработ, выставка.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе, помогает выявить рост
мастерства, изобретательности, самостоятельности, развитие творческого мышления,
художественного вкуса.
Итоговый контроль проводится в следующих формах: выставка детских работ.
Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня является
еще одной формой контроля освоенных знаний и компетенций.

4

3. Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы
Уровень сложности содержания программы имеет «Стартовый уровень».
Программа предполагает минимальный уровень сложности освоения материала.
Учебный (тематический) план
№
п/п
1.
2.

3.

4.

5.

Количество часов
Тема

всего

теория

«Давайте познакомимся»
Азбука бисероплетения
2.1. История бисера, материалы,
инструменты
и
приспособления,
техника безопасности при работе с
бисером,
проволокой,
иглой,
ножницами.
2.2.
Технологические
приемы
изготовления
плоских фигурок из
бисера на проволоке.
2.3.
Технологические
приемы
изготовления изделий из бисера.
Плетение в одну нить.
Чудесная изонить.
3.1.
История,
материалы,
инструменты
и
приспособления,
техника
безопасности
при
изготовлении изонити.
3.2. Основные приемы в технике
изонити.
3.3.
Выполнение
работ
с
использованием
разных
технологических приемов изонити.

4,5
67,5

Работа с нитками.
4.1. История возникновения ниток.
Виды ниток, их свойства и назначение.
4.2.Простые приемы работы с пряжей.
Сведения о витом шнуре, кистях и их
изготовление.
4.3. Сведения о помпоне. Материалы и
инструменты.
Основные
приемы
работы по изготовлению игрушек из
помпонов.
4.4.Изотовление игрушек из помпонов.

68

Работа с тканью.
5.1. Веселые лоскутки. Виды ткани,
назначение, применение.
5.2. Ручные швы. История. Виды игл.
Т.Б. Нитки.
5.3. Истории мягкой игрушки. Правила
техники безопасности при работе.
Инструменты,материалы,
приспособления.Виды
мягкой
игрушки.
5.4.Технологический
процесс выполнения мягкой игрушки.
5.5. Оформление готовых игрушек.
5.6.Выполнения мягкой игрушки по

59

4,5
4,5

практика

Формы аттестации/
контроля
по теме
Беседа,наблюдение

63
Тест «История
бисероплетения»,
Тест «Бисеринка»,
анализ работ.

68

5

63
Тест «Изонить»
анализ работ,
выставка.

5

63
Опрос,
анализ работ,
выставка.

5

54
Тест «Мягкая
игрушка», анализ
работ,
выставки, конкурсы

5

6.

своему замыслу.
Итоговое занятие
Итого:

2
270

25

2
245

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. «Давайте познакомимся»

Практика: Знакомство с программой, правилами поведения на занятии. Инструктаж по
ТБ. Входная диагностика. Игры на знакомства и адаптацию детей в коллективе.
Тема 2. Азбука бисероплетения на проволоке
2.1. История бисера, материалы, инструменты и приспособления, техника безопасности
при работе с бисером, проволокой, ножницами.
Теория:
История развитие стеклоделия на Руси. Виды работ из бисера: плетение,
низание, вышивка, ткачество, вязание. Материалы, инструменты, приспособления,
используемые при работе с бисером. Техника безопасности.
Практика: Изготовление поделки из бисера на пластилине.
2.2.Технологические приемы изготовления плоских фигурок из бисера на проволоке.
Теория: Технологические приемы изготовления плоских фигурок из бисера на
проволоке.
Способы наращивания и закрепления проволоки. Техники плетения:
«листочек», «петелька», «игольчатое плетение», параллельное плетение», «круговое
плетение».
Практика: Выполнение фигурок из бисера
2.3.Технологические приемы изготовленияизделий из бисера.Плетение в одну нить.
Теория: Плетение из бисера "в одну нить". Способы замены нити в работе. Рисунок, узор,
раппорт, схема. Порядок чтения схемыпо бисероплетению.
Практика: Плетение браслетов, брошек и подвесок. Фенечки из бисера и стекляруса. Ажурная
цепочка с ячейками - ромбами, ажурная цепочка с зубчиками по краям. Работа по схемам.

Работа по технологическим картам, схемам. Изготовление украшений из бисера.
Тема 3. Чудесная изонить.
3.1.История, материалы, инструменты и приспособления, техника безопасности при
изготовлении изонити.
Теория: История возникновения техники «Изонить», материалы, инструменты и
приспособления. Техника безопасности при работе с шилом, иглами, булавками,
ножницами.
Практика: Изготовление картинок в технике объемной изонити.
3.2. Основные приемы в технике изонити.
Теория: Основные приемы в технике изонити (техника заполнения геометрических
фигур: угол, круг, овал, дуга, треугольник, квадрат).
Практика: Изготовление работ по изучаемым приемам изонити.
3.3. Выполнение работ с использованием разных технологических приемов изонити.
Теория: Способы изготовление картинок с использованием разных технологических
приемов изонити.
Практика: Изготовление картинок с использованием разных технологических приемов
изонити.
Тема 4.Работа с нитками.
4.1. История возникновения ниток. Виды ниток, их свойства и назначение.
Теория: Исторические сведения о возникновения ниток. Виды ниток, их свойства и
назначение.Техника безопасности на занятии.
Практика: Аппликация из ниток.
4.2.Простые приемы работы с пряжей. Сведения о витом шнуре, кистях и их
изготовление.
6

Теория: Технологические приемы работы с нитками (пряжей)
Практика: Изготовление шнуров. Изготовление кукол на основе кисти.
4.3. Сведения о помпоне. Материалы и инструменты. Основные приемы работы по
изготовлению игрушек из помпонов.
Теория:Сведения о помпоне. Материалы и инструменты. Основные приемы работы по
изготовлению игрушек из помпонов: изготовление шаблонов, навивка помпонов,
навивка многоцветных помпонов, стрижка помпонов, сборка игрушек.
Практика: Изготовление игрушек из помпонов по образцам.
4.4..Изотовление игрушек из помпонов.
Практика: Самостоятельное изготовление игрушек из помпонов.
Тема 5.Работа с тканью.
5.1. Веселые лоскутки. Виды ткани, назначение, применение.
Теория:История возникновения ткани, ниток, иголок, ножниц, наперстка. Виды ткани,
назначение, применение.Особенности работы с тканью. Т,Б,
Практика: Изготовление тряпичной народной куклы.
5.2.Ручные швы. История. Виды игл. Виды ниток.
Теория:Беседа о швейных нитках, их назначении и разнообразии. Виды игл, история.
Виды ручных стежков. Как отмеряют нить, закрепление нити на ткани, узелки. Ручные
швы: шов «вперёд иголку», шов «через край», шов «назад иголку», шов «строчка».
Практика:выполнение швов:шов «вперёд иголку», шов «через край», шов «назад
иголку», шов «строчка».
5.3. Истории мягкой игрушки. Правила техники безопасности при работе. Инструменты,
материалы, приспособления.
Виды мягкой игрушки.
Теория: Исторические сведения о игрушках. Игрушка в жизни человека. Демонстрация
изделий. Правила техники безопасности при работе. Инструменты, материалы,
приспособления.Способы увеличения и уменьшения выкроек путём копирования рисунка
по клеткам. Изготовление выкроек из картона.
Практика:
Подготовка ткани к работе: отбор по видам, отбор по расцветке;
глажение.При помощи сетки увеличить (уменьшить) выкройку. Изготовить картонную
выкройку.
5.4.Технологический
процесс
выполнения
мягкой
игрушки.
Теория: Виды мягкой игрушки: плоскостные, полуобъемные, объемные, с проволочным
каркасом.
Этапы выполнения мягкой игрушки:
- подбор материала и подготовка его к работе;
- раскрой деталей (основные и отделочные);
- сшивание деталей;
- придание формы отдельным деталям;
- сборка изделия;
- оформление.
Практика: Изготовление плоской игрушки. Раскладка выкроек, выкраивание, сшивание,
набивка, сборка деталей.
5.5. Оформление готовых игрушек.
4.6.Выполнения мягкой игрушки

4.4. Оформление готовых игрушек.
Теория:Способы оформление глаз, носа, ушей, усов и др. Оформление голов кукол.
Практика: Изготовление глаз животных из пуговиц, кожи, клеёнки, из упаковок
таблеток. Изготовление волос у кукол.
4.5.Изготовление мягких игрушек.
Теория:Способы сборки мягкой игрушки.
7

Практика: Изготовление
готовой игрушки.

мягких игрушек по своему замыслу от рисунка до

Условия реализации программы:
Содержание программы реализуется педагогом дополнительного образования
МБОУ ЦО «Наследие» с.Шокурово.
4. Планируемые результаты
К концу обучения по программе обучающиеся приобретут следующие
результаты:
Метапредметные:
обучающиеся научатся
- самостоятельно организовывать своё рабочее место;
-культуре поведения на занятиях;
- приобретут навыки работы в коллективе.
Личностные:
у обучающихся будут сформированы:
- устойчивый интерес к занятиям рукоделием;
- усидчивость, терпение, привычка к регулярным занятиям;
- устойчивое стремление к рукоделию;
- совершенствуется мелкая моторика рук.
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
- историю возникновения: бисероплетения, изонити, ткани, ниток, иголок, мягкой
игрушки;
- законы цветоведения;
- особенности работы с: проволокой, иглами, бисером, нитками, тканью;
- технику безопасности при работе с бисером, иглами, булавками, ножницами;
- правила работы со схемами в бисероплетение на проволоке,
- способы выполнения поделок из бисера, ткани, ниток;
- термины и технологические приемы в изонити, при изготовлении мягкой
игрушки,
- виды ручных стежков;
- терминологию и технологию выполнения ручных швов;
обучающиеся будут уметь:
- пользоваться материалами и инструментами по темам программы;
- соблюдать на занятиях правила техники безопасности;
-применять законы цветоведения;
- читать и работать по схемам с бисером на проволоке;
- выполнять стежки в изонити: прошивание угла, окружности, дуги;
- последовательное изготовление мягкой игрушки;
- выполнять шов «вперёд иголку», шов «через край», шов «назад иголку», шов
«строчка»;
- выполнять аппликацию из ткани и ниток с помощью клея.

8

Раздел №2. Комплекс организационно – педагогических условий
1. Календарный учебный график
2.
Продолжительность образовательного процесса составляет 30 учебных недели, 8
учебных месяцев. Объем программы составляет 270часов в год.
Занятия проводятся:
-1 раз в неделю по 1 часу в подготовительной группе дошкольных групп МБОУ ЦО
«Наследие»;
-1 раз в неделю по 2 часа в 1-2 классах;
-1 раз в неделю по 2 часа в 3-4 классах;
- 1 раз в неделю по 2 часа в 6-7 классах;
-1 раз в неделю по 2 часа в 8-9 классах.
Образовательный процесс начинается с 2октября и заканчивается 31 мая.
Обучение по данной программе осуществляется в течение всего учебного года, а также
во время осенних и весенних каникул.

9

Календарно-тематическое планирование «Азбука рукоделия»
№

Дата

п/п
1

октябрь

Форма

Кол-во

Подгот

1-2

занятия

часов

.группа

класс

групповая

9

1

2

3-4

6-7

8-9

Тема занятия

Форма
контроля

2

2

2

«Давайте познакомимся».

Тест «История бисероплетения»

История бисера, материалы, инструменты и
приспособления,
работе

с

техника

бисером,

безопасности при
проволокой,

иглой,

ножницами
2

октябрь

групповая

9

1

2

2

2

2

Технологические

приемы

плоских фигурок из бисера

изготовления

Наблюдение, устный опрос

на проволоке:

способ петельного плетения, «скрутка».
3

октябрь

групповая

9

1

2

2

2

2

Технологические

приемы

плоских фигурок из бисера

изготовления

Наблюдение, устный опрос

на проволоке:

способ круговое или французское плетение.

4

октябрь

групповая

9

1

2

2

2

2

Технологические приемы изготовления изделий

Наблюдение, устный опрос

из бисера. Плетение в одну нить.
5

6

ноябрь
ноябрь

групповая
групповая

9

9

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

Технологические приемы: низка и бугорок;

Наблюдение,

петелька, змейка

анализ работ

Технологические приемы : соты , цветочек

Наблюдение,

устный

опрос,

устный

опрос,

устный

опрос,

анализ работ.
7

8

Ноябрьдекабрь

групповая

декабрь

групповая

9

9

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

Технологические приемы : игольчатое, лесенка.
Изготовление изделий

Наблюдение,
анализ работ

Тест «Бисеринка»,

9

декабрь

групповая

5

1

1

1

1

История,

1

материалы,

приспособления,

техника

инструменты

и

Устный опрос

безопасности при

изготовлении изонити.
10

декабрь

групповая

9

1

2

2

2

Основные приемы в технике изонити: круг

2

Наблюдение,

устный

опрос,

устный

опрос,

анализ работ.
11

декабрь

групповая

9

1

2

2

2

Основные приемы в технике

2

изонити:

Наблюдение,

треугольник

анализ работ.

12

декабрь

групповая

9

1

2

2

2

2

Основные приемы в технике изонити: дуга

Тест «Изонить»

13

С9
января

групповая

9

1

2

2

2

2

Выполнение работ

анализ работ

январь

групповая

14

с использованием разных

технологических приемов изонити
9

1

2

2

2

Выполнение работ

2

с использованием разных

анализ работ

технологических приемов изонити
15

январь

групповая

9

1

2

2

2

Выполнение работ

2

с использованием разных

анализ работ

технологических приемов изонити
16

Январь-

групповая

9

1

2

2

2

Выполнение работ

2

февраль

17

18

19

Февраль

Февраль
Февраль

с использованием разных

анализ работ

технологических приемов изонити
групповая

групповая
групповая

5

9

9

1

1

1

1

2

2

1

2

2

1

2

2

1

2

История возникновения ниток. Виды ниток, их

Опрос,

свойства и назначение.

анализ работ

Простые приемы работы с пряжей. Сведения о

Опрос,

витом шнуре, кистях и их изготовление.

анализ работ

Сведения

2

о

помпоне.

Материалы

и

инструменты. Основные приемы работы по

11

Опрос,
анализ работ

изготовлению игрушек из помпонов: технология
изготовления одноцветного помпона
20

Февраль

групповая

9

1

2

2

2

2

Основные приемы работы по изготовлению

Опрос,

игрушек из помпонов: технология изготовления

анализ работ

2 и более цветных помпонов.
21

Февраль

групповая

9

1

2

2

2

2

Основные приемы работы по изготовлению

Опрос,

игрушек из помпонов: технология сборки и

анализ работ

оформления игрушек
22

Февраль

групповая

9

1

2

2

2

Изготовление игрушек из помпонов.

2

Опрос,
анализ работ, выставка.

-март
23

март

групповая

9

1

2

2

2

Изготовление игрушек из помпонов.

2

Опрос,
анализ работ, выставка.

24

март

групповая

9

1

2

2

2

Изготовление игрушек из помпонов.

2

Опрос,
анализ работ, выставка.

25

26

27

март
апрель

апрель

групповая
групповая

групповая

5

9

9

1

1

1

1

2

2

1

2

2

1

2

2

1

2

2

Веселые лоскутки. Виды ткани, назначение,

Опрос,

применение.

анализ работ

Ручные швы. История.

Опрос,

Виды игл. Т.Б. Нитки.

анализ работ

Истории мягкой игрушки. Правила техники

Опрос,

безопасности

анализ работ

при

работе.

Инструменты,

материалы, приспособления.
Виды мягкой игрушки.
28

апрель

групповая

9

1

2

2

2

2

12

Технологический процесс выполнения мягкой

Опрос,

игрушки.

анализ работ. Опрос,

Оформление

готовых

игрушек.

анализ работ
29

Апрель-

групповая

9

1

2

2

2

Выполнения

2

май
30

Май

мягкой

игрушки

по

своему

Анализ работ, выставка

мягкой

игрушки

по

своему

Анализ работ, выставка

мягкой

игрушки

по

своему

Анализ работ, выставка

замыслу.
групповая

9

1

2

2

2

Выполнения

2

замыслу.
29

май

групповая

9

1

2

2

2

Выполнения

2

замыслу.
30

май

групповая

2

0,2

0,2

0,2

0,2

Итоговое занятие

0,2

13

2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий и освещение в них, отвечающее требованиям СанПин для
учреждений дополнительного образования;
- столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочим местом для педагога.
- классная доска;
- инструменты и приспособления: утюги; гладильная доска, швейные иглы;
ножницы, иглы трикотажные, булавки английские; швейные иглы, иглы для вышивки,
пяльцы, ножницы, рамки;
- материалы: ткань различного вида, нитки швейные, синтепон; пряжа для вязания;
бисер, бусы, пайетки, застежки, нитки, леска, проволока; ленты, различная фурнитура
для оформления изделий;
Информационное обеспечение:
- книги, журналы по вышивкеИзонить;
- книги, журналы по созданию мягкой игрушки;
- схемы для изонити;
- папка с шаблонами для аппликации;
- презентации по разделам программы;
- конспекты занятий и мастер-классов;
-коллекция видеорядов по технологии изготовления изделий;
-электронная библиотека по разделам с ссылкой на сайты по технологии:
http://www.smeda.ru/elektro/isse/issue82/- мягкая игрушка
https://ktps24/ru/pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-rabote-s-idloj-i-nozhnitsami/# ТБ
http://zhannet.jimdofree.com- сайт учителя технологии
http://www.samodelkine - поделки
Кадровое обеспечение:
Теоретические и практические занятия по программе
реализуются педагогом
дополнительного образования МБОУ ЦО «Наследие» с.Шокурово.
Также обучающихся на местах сопровождает педагогический работник МБОУ ЦО
«Наследие» с.Шокурово.
Методические материалы:
Для реализации поставленных задач используются следующие методы:
- словесные (беседы, объяснение, рассказ);
- наглядные (показ схем, иллюстраций, таблиц, образцов изделий);
-репродуктивные (изготовление изделий по образцу);
- частично - поисковые (выполнение творческих заданий).
Используются педагогические технологии:
- технология личностно – ориентированного развивающего обучения;
- группового обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии.
Построение образовательного процесса по данной программе основано на
следующих принципах:
- Принцип наглядности.
- Принцип системности и последовательности в обучении.
- Принцип доступности и посильности в обучении.
- Связь теории с практикой.

Наглядные пособия:
- карточки, схемы, таблицы, образцы узоров, элементов отделки одежды и
интерьера, игрушки и сувениры;
Методические материалы:
- разработки конспектов занятий;
- раздаточный материал - карточки с индивидуальными заданиями;
- демонстрационный и дидактический материал в виде карточек, схем, таблиц,
образцов узоров, игрушек и сувениров;
разработки досуговых мероприятий в рамках реализации образовательной
программы
- пакет диагностических материалов для проведения мониторинга реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Инструкции:

Техника безопасности на рабочем месте.

Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

Правила пожарной безопасности.
3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Отслеживание результатов реализации программы проводится по средствам мониторинга
достижений обучающихся в течение всего учебного года.
Аттестация по данной программе не предусмотрена.
Мониторинг достижений обучающегося в освоении содержания программы и его
личностного развития проводится педагогом. Форма аттестации достижений –
безоценочная.
Начальный или входящий контроль проводится в начале учебного года на первом занятии
для предварительного выявления уровня знаний, умений и навыков, обучающихся по
предложенной программе. Используются метод беседа, наблюдение.
Текущийконтрольосуществляется в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом
диагностируется уровень усвоения отдельных блоков программы. Также детям дается
возможность взаимной оценки и самооценки. В процессе контроля каждого занятия
создается возможность выявления уровня усвоения учебного материала, недочетов,
положительных и отрицательных моментов применяемых технологий.
Используются методы: наблюдение, опрос, тестирование («История бисероплетения»,
тест «Бисеринка», тест «Мягкая игрушка», тест «Изонить»), анализработ, выставка.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе, помогает выявить рост
мастерства, изобретательности, самостоятельности, развитие творческого мышления,
художественного вкуса.
Итоговый контроль проводится в следующих формах: выставка детских работ.
3.1.Критерии результативности реализации образовательной программы
Оценке подвергаются:
- устойчивый интерес к занятиям;
- развитие усидчивости, терпения, аккуратности;
- умение организовывать своё рабочее место;
- выполнение работы в соответствии с алгоритмом;
- знание видов рукоделия и их истории;
- знание основ цветоведения: спектр, цветовой тон, сочетание цветов гармоничное
или контрастное;
15

-знание и применение техники безопасности;
-знание свойств материалов и инструментов;
- владение инструментами и материалами;
- владение технологическими приемами в рамках программы

3.2.Перечень диагностического материала для осуществления мониторинга
достижения обучающимися планируемых результатов
1. Анкеты для обучающихся «Изучение мотивации выбора данного объединения»
(Приложение № 1)
2. Анализ работы (Приложение № 2)
3. Тест «История бисероплетения»(Приложение № 3)
4. Тест по изонити (Приложение № 4)
5. Тест « Мягкая игрушка»(Приложение №5)
6. Мониторинг достижения обучающимися предметных результатов (Приложение
№ 6)
7. Мониторинг достижения обучающимися метапредметных результатов
(Приложение № 7)
8. Мониторинг достижения обучающимися личностных результатов (Приложение
№ 8)
9. Мониторинг успешности обучающихся в рамках реализации программы в
сетевой форме (Приложение № 9)
4. Методические материалы
Образовательный процесс осуществляется в очной форме.
В образовательном процессе используются следующие методы:
1)
словесные (беседа, опрос, ит.д.);
2)
игровые;
3)
метод проблемного изложения (постановка проблемы и решение ее самостоятельно
или группой);
4)
наглядные:

демонстрация плакатов, схем, таблиц;

использование технических средств;
5)
практические:

практические задания

16

5.Список литературы
Для педагогов:
1.
2.
3.
4.

Абасов З.А. Традиционное и инновационное в современном российском
образовании(текст)// Философия образования - 2005
Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие М:,-2005
Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М.: Педагогическое общество
Россия, 2001.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2кн. М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999.

Литература модуля:

1.
Артамонова Е. .В. Украшения из бисера. М.: Изд-во ОООЭксмо,2008.Бисер.- М.;
«ЭКСМО», 2001.
2.
Артамонова Е.В. Подарки и сувениры. М: Изд-во ООО Эксмо, 2000.
3.
Артамонова Е.В.. Подарки и сувениры из бисера. М.: Изд-во ООО Эксмо,2005.
4.
Байер А. Супер книга рукоделия. Ярославль: Академия развития, 2009.
5.
Бисер. Украшение на любой вкус / сост. Т.В. Шнуровозова. М.: РИПОЛ классик,
2010.
6.
Божко М. Бисер для девочек. М.: Мартин, 2003.
7.
Виноградова Е.Г., Глинина Н.А. Большая книга рукоделия. Москва АСТ - Сова
2007.
8.
Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. М.: Эксмо,
2000.
9.
Гаврильченко Т.В. Волшебный лоскуток. Шьем игрушки. М.: Айрис – пресс, 2008.
10.
Городкова Т.В., Нагибина М.И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки.
Ярославль: Академия развития, 2001.
11.
Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. М., 1994.
12.
Каченаускайте Л. Аппликация. Донецк: Сталкер, 2003.
13.
Козинкина Е.А. Цветы из ткани. М.: Легпромбытиздат, 1990.
14.
Максимова М., Кузьмина М. Девичьи хлопоты. М.: Эксмо, 2000.
15.
Панина Г.Куклы. М.: Издательство Э, 2016.
16.
Петрова З., Петров А. Модели из бисера. М.: Эксмо, 2006.
17.
Пимченко Э.А. Бисерное рукоделие. Смоленск: Русич, 2004.
18.
Рукоделие: Энциклопедия / Д.В. Нестерова. М.: АСТ,2007.
19.
Современная энциклопедия домашнего хозяйства /под ред Карповой Е., Ивахнова
А. М.: АСТ-Артель. 2000.
20.
Столярова А. Игрушки – подушки. М.: ОООТД Издательство мир книги, 2010.
21.
Тимиченко Э. Бисерное рукоделие. М.: ЭКСМО, 2004.
22.
Фигурки из бисера / cост. Ю. Лындина. М.: Культура и традиции, 2004.
23.
Фигурки из бисера /сост. Ю. Лындина. М.: Культура и традиции, 2004.
24.
Чиотти Д. Фантазийные цветы из бисера и ниток мулине. М.: Альбом, 2006.
25.
Шепелева А.А. Мягкие игрушки – подушки. М.: АСТРЕЛЬ, 2009.
26.
Энциклопедия для маленьких принцесс. СПб.: Диамант, 2000. 55с.
27.
Энциклопедия для маленьких принцесс. СПб.: Диамант, 2000. 55с.

17

Приложение 1.

№
1
2
3
4
5
6

Анкеты для обучающихся
«Изучение мотивации выбора данного объединения»
Вопрос
да
Занимаетесь ли вы рукоделием?
Есть ли у вас дома, вещи сделанные своими руками?
Нравится ли вам получать в подарок вещи сделанные своими
руками?
Занимаются ли ваши родственники, знакомые рукоделием?
Хотелось бы вам заниматься рукоделием?
Популярно ли заниматься рукоделием в кругу твоих друзей и
знакомых?

нет

«Почему я выбрал это объединение?»
Учащиеся отвечают на вопрос. Проставляют по 10 бальной системе значимость каждого
ответа для них.
Мотивы выбора
Баллы
Посещаю, потому что так хотят мои родители
Нравится преподаватель объединения
Это престижно
Все мои друзья обучаются здесь.
Некуда деть свободное время.
Приятно обучаться в коллективе
Предлагаемые мотивы выбора объединения:
Общее количество баллов:
Приложение 2.
Анализ работы
1. Название.
2. Основные детали, их назначение, количество деталей, материалы.
3. Техника изготовления изделия, способы соединения деталей.
4. Требования к изделию.
5. Собственная оценка (соотнесение результатов с общепринятыми требованиями, с
устными инструкциями педагога, сверстников).
6. Назначение.

18

Приложение 3
Тест«История бисероплетения»
Фамилия, имя обучающегося ……………………………………………………
Задание: Прочитайте и подчеркните правильный ответ!
1.Чем украшали себя люди в глубокой древности?
(кости и зубы животных; семена растений, камни)
2.Из какого материала изготавливают бисер?
(стекло, камень, пластмасса)
3.От какого слова появилось название бисер?
(бусра или бусера – фальшивый жемчуг по-арабски)
4.Что везли финикийские купцы из Африки?
(природную соду, песок)
5.Что обнаружили на пляже поутру, разгребая золу, финикийскиекупцы? (стекло)
6. Назовите родину бисера (По одной версии родиной бисера является древний Египет, по
другой – Сирия).
7. Назовите техники работы на проволоке («Параллельное плетение», «игольчатая»
техника, «петельная» техника).
Критерии оценки
Максимальное количество баллов по вопросам – 7 баллов
7-5 вопросов - 7 балов
4- 3 вопросов - 4 баллов
2-1 вопросов – 2 балла

19

Приложение 4
Тест по изонити
1. При заполнении угла количество отверстий на обеих сторонах угла должно быть…
 Разным
 Одинаковым
 Не важно
2. Образец из картона, обводя который, можно многократно повторять фигуры…
 Контур
 Периметр
 Шаблон
3. Отрезок прямой, соединяющий две любые точки окружности называется…
 Радиус
 Вектор
 Хорда
4. Какая страна является родиной изонити?
 Франция
 Англия
 Россия
 Италия
5. При заполнении угла, какой рисунок должен получиться на изнаночной стороне?
 Пересекающиеся линии
 Стежки располагаются на сторонах угла.
6. Какие приспособления необходимы для прокалывания отверстий в картоне?
 Ножницы
 Пенопластовая подложка
 Шило или булавка
 Нож
7. Взаимное расположение фигур на выбранном формате называется...
 Композиция
 Стилизация
 Пропорция
8. Как ещё по-другому называется изонить?
 Ниткография
 Вышивка крестом
 Вышивка хордовым стежком
9. Чем длиннее хорда, тем незаполненный круг внутри окружности будет…
 Больше
 Меньше
 Не зависит
10. Какие способы закрепления нити с изнаночной стороны картоны вы знаете?
 С помощью клея
 Узелком
 С помощью скотча
11. При заполнении окружности, какой рисунок должен получиться на изнаночной стороне?
 Нить повторяет линию окружности.
 Пересекающиеся нити образуют звезду
12. Для освоения изонити достаточно знать два основных приема.
20








заполнение параллелограмма
заполнение угла
заполнение дуги
заполнение окружности
заполнение квадрата
заполнение тупого угла
Критерии оценки
Максимальное количество баллов по вопросам – 12 баллов
12-9 вопросов - 7 балов
8- 5 вопросов - 4 баллов
4-1 вопросов – 2 балла
Приложение 5.
Тест « Мягкая игрушка»
1.На какой стороне нужно выкраивать детали? (на изнаночной стороне)
2. Как при раскрое располагаются парные детали? (в зеркальном положении)
3. Расположите этапы последовательности изготовления мягкой игрушки и поставьте
соответствующую цифру напротив.
- Сшивание деталей –
-Оформление -Выбор модели- Вырезание деталей-Набивка сшитых деталей- Сборка изделия- Перевод выкройки на ткань4.Определите вид шва
5. Каким швом сшивается мех? (обметочным)
6. Каким швом сшивают детали из ткани?(петельным)
7. Процесс, в котором используется вата, синтепон. Составь слово.
В И Б К А Н А (набивка)
Какой шов используется для зашивания набивных отверстий и при сборке
игрушки? (потайной).
10. Расположите виды игрушек в порядке сложности изготовления:
- Объемная игрушка из ткани
-Игрушка на основе шара
-Полуобъемные игрушки
- Игрушка Тильда
-Объемная игрушка из меха
- Текстильная интерьерная кукла.
11. назовите способ соединения деталей для того, чтобы сделать лапы, ноги, руки
игрушки подвижными. (пуговичный шарнир)
9.

Критерии оценки
10-11 вопросов– 10 баллов
9-8 вопросов - 8 балов
7- 6 вопросов - 6 баллов
5-4 вопросов - 4 баллов
3-1 вопросов – 2 балла
21

Приложение 6
Мониторинг достижения обучающимися предметных результатов
ФИ
ребенка

Предметные результаты

владение технологическими
приемами

владение инструментами
материалами;

знание свойств материалов
и инструментов;

Знание ТБ

Знание основ цветоведения

Знание видов рукоделия и
их истории

и

№

Приложение № 7

умение
самостоятельно
организовать
свое рабочее
место

Входящий

входящий

входящий

1
2

0 баллов – качество или умение не проявляется;
22

итоговый

согласование и
координация
совместной
учебнопознавательной
деятельности с
другими
участниками;
умение работать
в команде

итоговый

самостоятельная
организация и
выполнение
различных
творческих
работ

итоговый

проявление
инициативы к
решению
учебных и
практических
задач в
процессе
создания
изделия или

итоговый

умение
самостоятельно
планировать
пути достижения
целей, в том
числе
альтернативные,
выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения задач

входящий

Ф.И.
обучаю
щегося

итоговый

№
п/п

входящий

Мониторинг достижения обучающимисяметапредметных результатов

1 балл – низкий уровень (качество или умение проявляется редко, требуется значительная
помощь педагога);
2 балла – средний уровень (качество или умение проявляется ситуативно, иногда требуется
помощь педагога);
3 балла – высокий уровень (качество или умение проявляется ребенком самостоятельно, без
помощи педагога).
Приложение № 8
Мониторинг достижения обучающимися личностных результатов

итоговый

формирование
коммуникативно
й
компетентности
в общении и
сотрудничестве
со сверстниками
и взрослыми в
процессе
образовательной
и творческой
деятельности

входящий

итоговый

Формирование
Усидчивости,
терпения,
аккуратности

входящий

Итоговый

проявление
познавательн
ых интересов
и творческой
активности

входящий

итоговый

формирование
ответственного
отношения к
обучению и
регулярным
занятиям

входящий

Ф.И.
обучаю
щегося

возраст

№
п/п

1
2
0 баллов – качество или умение не проявляется;
1 балл – низкий уровень (качество или умение проявляется редко, требуется значительная
помощь педагога);
2 балла – средний уровень (качество или умение проявляется ситуативно, иногда требуется
помощь педагога);
3 балла – высокий уровень (качество или умение проявляется ребенком самостоятельно, без
помощи педагога).

23

Приложение № 9

Мониторинг успешности обучающихся в рамках реализации программы в сетевой форме
за 2023-2024 учебный год

1
2

24

всего

международный
уровень

Всероссийский
уровень

Региональный
уровень

Муниципальн
ый уровень

количественный анализ участия
обучающегося в конкурсах и олимпиадах

Школьный
уровень

Региональный
уровень
Федеральный
уровень

Муниципальн
ый уровень

результаты участия
обучающегося в
очных и
дистанционных
конкурсах
(результат, название
конкурса)

Ф.И.
обучаю
щегося

возраст

№
п/п


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».