РП ДОП Театр и дети 11-15 лет

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности «Театр и дети»
Возраст: 7 – 15 лет

2023

Пояснительная записка
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой
индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательнообразовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития
школьников.В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой
деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности
в процессе театральной деятельности.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность
как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной.
Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс
творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в
процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается
символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение
социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Особенность данной программы состоит в том, что школьник погружается в занятия
театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки,
слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так
как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать
возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его
способности, заложенные от природы, даже те , о которых не подозревают ни ребёнок, ни
его родители.
Возраст: 7 – 15 лет. Программа рассчитана на 34 часа в год(1 час в неделю). В результате
занятий в кружке ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески
реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.
Цели и задачи
Цель: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и
чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие
способности учащихся через искусство художественного слова,

театрализацию,

концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.
Основные задачи:
1. Знакомство детей с различными видами театра (пальчиковый, варежковый, теневой,
кукольный, картонный).
2

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения
образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Программные задачи:
1. Прививать любовь к сценическому искусству.
2. Развивать

и

совершенствовать

творческие

способности

детей

средствами

театрального искусства.
3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа,
используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение,
быстроту

реакции,

инициативность

и

выдержку,

восприятие

детей,

умение

согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность,
контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей
и сравнивать со своими действиями.
5. Учить действовать на сценической площадке естественно.
6.

Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать

интонационной выразительностью речи.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный
вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на
площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;

запоминать слова героев

спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность,
образное мышление, фантазию, воображение, интерес

к сценическому искусству;

упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственноэстетические качества.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и
свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию,
разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию;
учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить
скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

3

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями,
профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального
искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура
зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами
театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над сценарием спектакля. Задачи. Исследовать внешние и внутренние качества
героя, проследить динамику развития образа, создать портрет своего персонажа.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с
пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с
воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и
предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями,
выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито,
удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
пополнять словарный запас, образный строй речи.
Методологические принципы
В основу программы кружка «Театр – игра - дети» вложены следующие принципы:
Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.
Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка
творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции
и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий
в кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные
намерения т.е. действовать от своего имени.
Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как
творческой личности.
Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта,
т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в
конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно
учиться. кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в
ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его
саморазвитию.
3. Принцип деятельностной основы занятий в кружке.
Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной)
активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоя4

тельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации,
когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение
в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт
о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.
4. Принцип реальности и практического применения.
Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку
как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение
правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции,
работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое
найдут применение в жизни каждого ребёнка.
Содержание программы
1 час в неделю, 34 часов в год
1 Раздел «В начале было Слово…». Культура и техника речи
Слушание, чтение и рассказывание сказок.
 Виды говорения: диалог и монолог.
 Мимика и жесты. Сценки без слов.
 Понятие «общение», говорить и слушать.
 Речевой этикет в различных ситуациях.
 Игры на дыхание и правильную артикуляцию.
 Логика речи. Составление коротких рассказов.
 Стихи. Подбор простейших рифм.
 Сочинение небольших сказок и рассказов.
 Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.
 Игры со словами.
 Интонация речи. Выражение основных чувств.
Произведения для занятий:


Считалки



Скороговорки о долгоговорки



Русские народные басни



Сказки, присказки



Произведения С.Маршака



Русские народные песенки



Потешки, дразнилки, небылицы

2 Раздел Сценические действия и театральные игры.
 Групповые сюжетно-ролевые игры.
5

 Элементы сценического действия.
 Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.
 Упражнения, игры, этюды как сценические действия.
 Умение ориентироваться и размещаться на сцене.
 Построение диалога с напарником по заданной теме.
 Как заучить роль своего героя.
 Отработка дикции и чёткого произношения слов.
 Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.
 Создание образов с помощью выразительных движений.
3 Раздел Основы театральной культуры
Что такое театр. Виды театров.
 Рождение театра в России. Искусство скоморохов.
 Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.
 Театральные профессии. Игра актёров.
 Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.
 Театральная афиша, театральная программка.
 Виды театрального искусства.
4 Раздел «Мы –актёры» - постановка спектаклей.
 Прочтение произведения, определение сюжетной линии.
 Работа над отдельными эпизодами.
 Создание примерной выгородки.
 Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.
 Выбор и распределение ролей.
 Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.
 Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.
 Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.
 Генеральные репетиции всей пьесы.
 Показ спектакля зрителям.
Спектакли для постановки:
Абдулла Алиш «Куян кызы»
Абдулла алиш «Пчела и оса»

6

Планируемые результаты изучения программы
-знание различных способы сочинения сказочных историй и изготовления кукол;
-умение сочинять сказочные истории, пользуясь различными играми и упражнениями;
-умение изготовлять простейшие виды кукол из подручного материала;
-умение воплощать свои сказочные сюжеты в театрализованные этюды, согласуя свои
действия с другими детьми;
-умение произвольно напрягать и расслаблять заданные группы мышц во время заданий
на мышечную релаксацию;
контролировать свое дыхание во время дыхательной гимнастики;
-умение строить взаимоотношения в группе сверстников, занимаясь выполнением одного
задания;
-придерживаться заведенных на занятиях правил и традиций.
-овладение детьми красивой, правильной, четкой, звучной речью как средством
полноценного общения.
- раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности
проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие
способности.
- показ спектаклей в школе, детском саду, участие в конкурсах
Содержание программы:
Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из трех
частей.
Тематическое планирование
№
зан
1

Колич.
часов
1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

1

10

Тема занятия

Содержание занятия

Великая сила Слова

Слушание, чтение по ролям сказок.
Первичная инсценировка фрагментов из
сказки.
Великая сила Слова
Слушание, чтение по ролям сказок.
Первичная инсценировка фрагментов из
сказки.
Мимика
и
жесты. Инсценировка жизненных ситуаций без
Ритмопластика
слов, используя мимику и жесты.
Мимика
и
жесты. Инсценировка жизненных ситуаций без
Ритмопластика
слов, используя мимику и жесты.
Театральная игра

Сценическое воображение. Импровизации
детей на сцене по услышанному впервые
тексту.
Театральная игра
Сценическое воображение. Импровизации
детей на сцене по услышанному впервые
тексту.
Сценические действия. Что Знакомство с неожиданностями, которые
такое сцена.
могут ждать актеров. Импровизация
Сценические действия. Что Знакомство с неожиданностями, которые
такое сцена.
могут ждать актеров. Импровизация
Культура и техника речи
Виды говорения: диалог и монолог. Как
разучить роль своего героя.
1

Культура и техника речи

Виды говорения: диалог и монолог. Как
разучить роль своего героя.
7

11

1

Культура и техника речи

12

1

13

1

1415

2

Основы театральной
культуры
Основы театральной
культуры
Кукольный театр.
Пальчиковый театр.

16

1

Кукольный театр.
Пальчиковый театр.

17

1

Техника речи

18

1

Техника речи

19

1

20

1

21

1

22

1

23

1

Работа над спектаклем
«Зайчишка» Абдулла Алиш
Работа над спектаклем
«Зайчишка» Абдулла Алиш
Работа над спектаклем
«Зайчишка» Абдулла Алиш
Работа над спектаклем
«Зайчишка» Абдулла Алиш
Работа над спектаклем
«Зайчишка» Абдулла Алиш

24

1

25

1

26

1

27

1

28

1

29

1

30

1

31

1

32

1

33

1

Виды говорения: диалог и монолог. Как
разучить роль своего героя
Рассказ о театре и видах театрального
искусства.
Рассказ о театре и видах театрального
искусства.
Знакомство с пальчиковыми куклами.
Изготовление пальчиковых кукол,
изготовление картонного театра.
Поочерёдное проигрывание по ролям
придуманной учениками сказки
пальчиковыми куклами.
Работа над техникой речи. Проговаривание
русских народных потешек и дразнилок,
скороговорок .Интонационная отработка.
Работа над техникой речи. Проговаривание
русских народных потешек и дразнилок,
скороговорок .Интонационная отработка.
Прослушивание и прочтение сказки.
Раскрытие образов героев.
Распределение и разучивание ролей.
Проигрывание отдельных эпизодов.
Проигрывание отдельных эпизодов.
Создание выгородки. Проигрывание всего
спектакля. Умение пользоваться
интонацией.
Создание декораций и костюмов.
Генеральная репетиция спектакля.
Премьера спектакля «Зайчишка»

Работа над спектаклем
«Зайчишка» Абдулла Алиш
Работа над спектаклем
«Зайчишка» Абдулла Алиш
Основы театральной
культуры.Рефлексия.
Работа над спектаклем
«Пчела и оса»
Работа над спектаклем
«Пчела и оса»
Работа над спектаклем
«Пчела и оса»
Работа над спектаклем
«Пчела и оса»

Обсуждение прощедшего спектакля
Прослушивание и прочтение пьесы.
Раскрытие образов героев.
Распределение ролей и первое прочтение
спектакля по ролям.
Создание выгородки. Проигрывание
отдельных эпизодов.
Заучивание ролей. Отработка движений,
жестов и мимики. Выразительность и
подлинность поведения в сценических
условиях.
Создание декораций и костюмов.
Проигрывание всего спектакля.
Генеральная репетиция с декорациями,
реквизитом и музыкальным
сопровождением.
Премьера спектакля «Пчела и оса».

Работа над спектаклем
«Пчела и оса»
Работа над спектаклем
«Пчела и оса»
Работа над спектаклем
8

34

«Пчела и оса»
Основы театральной
культуры.Рефлексия.

1

Обсуждение спектакля

Список литературы
1.

Калинина Г.В. Давайте устроим театр. – Москва, 2007 год

2.

Джежелей О.В. Из детских книг. – Москва, 1995 год

3.

Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. – Москва, 1987 год

4.

Библиотека словесника: русские народные загадки, пословицы и

поговорки.-Москва, 1990 год
5.

Базанов В.В. Техника и технология сцены. Москва, -1976 год

6.

Берёзкин В.И. Искусство оформления спектакля. Москва, -1986 год

7.

Былеева Л.В. Русские народные игры. – Москва, 1986 год

8.

Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе.- Москва, 2003 год

9.

Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе.- Москва, 2000 год

10.

Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности

дошкольников и младших школьников.- Москва, 2001 год
11.

Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. –

Москва, 2008 год.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».