РП ДОП Робототехника 11-13 лет

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Наследие»
(МБОУ ЦО «Наследие»)
ПРИНЯТО
педагогическим советом
МБОУ ЦО «Наследие»
(Протокол от 29. 05.2023 г
№24)

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ ЦО «Наследие»
Э.Г.Фархутдинов
от 29.05.2023г. №32-од.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«Робототехника»
Возраст: 11 – 13 лет
(с использованием средств обучения и воспитания Центра «Точка роста»)

с. Акбаш
2023г.
1

1.

Содержание
Пояснительная записка .............................................................................................3

2.

Учебно-тематическое планирование .......................................................................7

3.

Содержание программы ............................................................................................8

4.

Контрольно-оценочные средства ........................................................................... 13

5.

Условия реализации программы ............................................................................ 15

6.

Список литературы ................................................................................................. 16

2

1.

Пояснительная

записка

Направленность программы –техническая, с использованием средствобучения
и воспитания Центра «Точка роста».
Актуальность. Люди постоянно совершенствуют среду своего обитания, дополняя
её новыми элементами. В современном мире человека повсюду сопровождают
автоматизированные устройства. Самые сложные и умные из этих устройств называются
роботами. Так, робототехника постепенно становится частью нашей жизни и
востребованным видом деятельности в детском творчестве. С помощью данной
программы обучающиеся познакомятся с удивительным миром роботов и разберутся в
основах новой прикладной науки – робототехники. Научатся собирать из деталей
конструкторов модели робототехнических устройств и программировать их для
выполнения заданных действий. Они помогут лучшепонять, по каким законам и правилам
существует мир реальных машин и механизмов. Занятия робототехникой являются одним
из важных способов познания мира машин и механизмов. Это первые шаги младших
школьников в самостоятельной деятельности в области техники. Программа предлагает
сделать эти шаги посредством проектной деятельности, ведь обучение проектированию
позволяет формировать у учащихся такие умения как: планирование своей деятельности и
осуществление её в соответствии с выработанным планом; планирование работы другого
(других) для достижения определённого результата; анализ имеющихся ресурсов для
предстоящей деятельности, включая собственные знания; постановку задач по
сформулированной цели для последующего решения; анализ полученных результатов на
соответствие требованиям задачи или поставленной цели; предъявление и представление
хода проделанной работы и её результата. Таким образом, начальное обучение
проектированию, организованное в процессе занятий робототехникой, поможет
обучающимся освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их
будущей жизни.
В рамках освоения содержания программы обучающиеся принимают участие в
различных мероприятиях: в конкурсах, соревнованиях, выставках; представляют свои
проекты на конференциях различных уровней (внутри детского объединения, в
образовательном учреждении, на уровне города).
Адресат программы (целевая группа)
Программа предназначена для детей в возрасте 11 – 13 лет. Одна из особенностей
развития мышления в этом возрасте – его образный характер. Дети лучше запоминают то,
что сопровождается демонстрацией наглядного материала. Восприятие сложных
абстрактных понятий вызывает у них значительные трудности, так как наглядно себе их
они не представляют. Кроме того, у них еще недостаточно знаний об общих
закономерностях природных явлений и отношений в обществе. Поэтому для развития
мышления учащихся на занятиях в первую очередь необходимы наглядность и разделение
сложных понятий на отдельные составные части. В этом возрасте формируется
формально-логический тип мышления, основанный на рассуждениях, построении
логических цепочек, представлении не явных, но
возможных свойств предмета или явления, последствий того или иного поступка.
Развитию формально-логического мышления способствует освоение ребёнком сравнений,
классификаций, способности к анализу и синтезу информации, что происходит в процессе
занятий проектной деятельностью. Важными аспектами эмоционального развития
личности в этом возрасте является сильная подверженность влиянию авторитета, в роли
которого выступает взрослый, устанавливающий определённый порядок (личный пример
педагога имеет и воспитательное и мотивационное значение); понимание значимости
своих отношений с окружающими. В этом возрасте приобретаются такие черты, как
произвольность и внутреннее планирование действий, ребёнок учится планировать своё
время, распределять его между выполнением обязанностей и своими желаниями. В
3

силу своего психического развития дети не могут длительное время сосредоточивать и
удерживать внимание на одном объекте, но уже к
11 – 13 годам объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного
внимания приближается к характеристикам взрослого человека. Это обязательно
учитывается при формировании групп учащихся.
Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Условия реализации образовательной деятельности в части определения
рекомендуемого режима занятий соответствуют санитарно- эпидемиологическим
требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей (СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»), а также требованиям к обеспечению безопасности
обучающихся
согласно
нормативно-инструктивным
документам
Министерства
образования РФ, органов управления образования администрацииСвердловской области.
Трудоемкость программы: 34 часа, 1 год обучения
Режим занятий: группы занимаются 1 раза в неделю по 1 часа. Продолжительность
занятия – 1 час.
Состав групп: разновозрастный.
Количество обучающихся – от 15 человек.
Форма организации деятельности детского объединения: лаборатория.Форма
обучения: очная.
Формы занятий:
- занятие-практикум;
- занятие – эксперимент;

-

занятие – творческая мастерская;
тренировочные занятия;
публичная и стендовая презентация (моделей, проектов);
итоговые учебные занятия (по разделам программы);

занятие – соревнование;
виртуальная экскурсия;
защита творческих проектов.
При организации самостоятельной работы и работы по индивидуальным учебным
заданиям используются такие формы занятий: инструктаж, консультации, разработка и
реализация индивидуальных творческих и исследовательских проектов.
Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе создания
роботов средствами конструирования, программирования и проектной деятельности.
Задачи:
- познакомить обучающихся с конструктором Lego: деталями, устройствами,
механизмами и средой программирования Lego;
- сформировать навыки творческой проектной деятельности (создание проекта,
подготовка презентации и защита проекта) с целью участия в соревнованиях по
робототехнике;
- развивать умения учебного сотрудничества, коммуникации и рефлексии;
- способствовать освоению и принятию обучающимися общественно признанных
социальных норм в культуре поведения, общения, отношения к базовым ценностям.

4

Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является демонстрация обучающимися
устойчивого интереса к техническому моделированию и робототехнике, мотивированное
участие в соревнованиях, конкурсах и проектах, устойчивое следование в поведении
социальным нормам и правилам межличностного общения, навыки сотрудничества в
разных ситуациях, уважительное отношение к труду.
Метапредметные результаты
Познавательные:
- знает назначение схем, алгоритмов;
- понимает информацию, представленную в форме схемы;
- анализирует модель изучаемого объекта;
- использует информацию, исходя из учебной задачи;
- запрашивает информацию у педагога.
Коммуникативные:
- устанавливает
коммуникацию
с участниками
образовательной
деятельности;

-

задаёт вопросы;
реагирует на устные сообщения;
представляет требуемую информацию по запросу педагога;
использует умение излагать мысли в логической последовательности;

отстаивает свою точку зрения;
взаимодействует
со
взрослыми
и сверстниками
в учебной
деятельности;
- умеет выполнять отдельные задания в групповой работе.
Регулятивные:
- определяет цели и следует им в учебной деятельности;
- составляет план деятельности и действует по плану;
- действует по заданному образцу или правилу, удерживает правило,
инструкцию во времени;
- контролирует свою деятельность и оценивает её результаты;
- целеустремлен и настойчив в достижении целей, готов к преодолениютрудностей;
- адекватно воспринимает оценку деятельности;
- демонстрирует волевые качества.
Предметные результаты (по профилю программы):
- умеет включить (выключить) компьютер, работать периферийными
устройствами, находит на рабочем столе нужную программу;
- знает, что такое робот, правила робототехники;
- классифицирует
роботов
(бытовой,
военный,
промышленный,
исследователь);
- знает историю
создания
конструктора
Lego,
особенности
соединения деталей;
- называет детали, устройства и датчики конструктора Lego, знает ихназначение;
- знает номера, соответствующие звукам и картинкам;
- знает виды передач;
- собирает модель робота по схеме;
- составляет простейший алгоритм поведения робота;
- имеет представление о среде программирования Lego, палитре, использует блоки
программ, входы для составления простейших программ для управления роботом;
5

- создает при помощи блоков программ звуковое и визуальное сопровождение
работы робота;
- имеет представление об этапах проектной деятельности, презентациии защите
проекта по плану в устной форме;
- имеет опыт участия в соревнованиях по робототехнике в составегруппы.
Работа с родителями.
Цель: Сотрудничество педагога и родителей в процессе воспитания
личностных качеств
учащихся и их творческой самореализации.
Формы:
- индивидуальная работа с родителями (консультирование; совместный поиск
методов и средств воспитания, вовлечение родителей в образовательный процесс
(подготовка к соревнованиям, подготовка
проектных работ);
- с коллективом родителей (участие и помощь родителей при проведении
праздников и других массовых мероприятий; родительские собрания, дни открытых
дверей).

2. Учебно-тематическое
№
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4.
4.1.

планирование

Название раздела ДООП, темы занятия

Количество
часов

Вводное занятие «Образовательная робототехника с
конструктором Lego».

1

Изучение состава конструктора Lego.
Конструктор Lego и его программное обеспечение.
Основные компоненты конструктора Lego.
Сборка робота на свободную тему. Демонстрация.
Изучение моторов и датчиков.
Изучение и сборка конструкций с моторами.
Изучение и сборка конструкций с датчиком расстояния.
Изучение и сборка конструкций с датчиком касания.
Изучение и сборка конструкций с датчиком цвета.
Конструирование робота.
Сборка механизмов без участия двигателей и датчиков по
инструкции.

4
1
1
2
4
1
1
1
1
4
1

4.2. Конструирование простого робота по инструкции.
4.3. Сборка механизмов с участием двигателей и датчиков поинструкции.

1
1

4.4. Конструирование робота-тележки.
5. Создание простых программ через меню контроллера.
5.1. Понятие «программа», «алгоритм». Написание простейших
программ для робота по инструкции.

1
2
1

5.2. Написание программ для движения робота через менюконтроллера.

1

6.

Знакомство со средой программирования Lego.
6

4

6.1. Понятие «среда программирования», «логические блоки».
6.2. Интерфейс среды программирования Lego и работа сней.

1
1

6.3. Написание программ для движения робота по образцу.Запуск и
отладка программ.

1

6.4. Написание собственной программы для движения робота.
7. Изучение подъемных механизмов и перемещений
объектов.
7.1. Подъемные механизмы.
7.2. Перемещение объектов.
7.3. Конструирование собственного робота для перемещения
объектов и написание программы.
8. Учебные соревнования.
8.1. Учебное соревнование: Катаемся.
8.2. Учебное соревнование: Игры с предметами.
8.3. Учебное соревнование: Обнаружение линий.
8.4. Учебное соревнование: Лабиринт.
9. Творческие проекты.
9.1. Парад игрушек.
9.2. Умный дом.
9.3. Здоровый образ жизни.
9.4. Спасаем экологию.
9.5 Школьный помощник.
10. Заключительное занятие. Подведение итогов.
Итого:

3. Содержание

1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
9
2
2
2
1
1
1
34

программы

Раздел 1. Вводное занятие.
Деятельность обучающихся:
Показ презентации «Образовательная робототехника с конструктором КЛИК».
Планирование работы на учебный год. Беседа о технике безопасной работы и поведении в
кабинете и учреждении. Вводный и первичный инструктаж на рабочем месте для
обучающихся.
Форма организации учебного занятия: круглый стол.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, рефлексия.
Раздел 2. Изучение состава конструктора Lego.
Тема 2.1. Конструктор Lego и его программное обеспечение.
Деятельность обучающихся:
Знакомство с перечнем деталей, декоративных и соединительных элементов и
систем передвижения. Ознакомление с примерными образцами изделий конструктора
Lego. Просмотр вступительного видеоролика. Беседа: «История робототехники и её
виды». Актуальность применения роботов. Конкурсы, состязания по робототехнике.
Правила работы с набором-конструктором Lego и программным обеспечением. Основные
составляющие среды конструктора. Сортировка и хранение деталей конструктора в
контейнерах набора. Тестовое практическое творческое задание. Формы и виды контроля:
7

Входной контроль знаний на начало учебного года. Тестирование. Оценка качества теста
и изделий.
Тема 2.2. Основные компоненты конструктора Lego.
Деятельность обучающихся:
Изучение набора, основных функций деталей и программного обеспечения
конструктора Lego. Планирование работы с конструктором. Электронные компоненты
конструктора. Начало работы.
Форма организации учебного занятия: практическое занятие.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, рефлексия.
Тема 2.3. Сборка робота на свободную тему. Демонстрация.
Деятельность обучающихся:
Сборка модулей (средний и большой мотор, датчики расстояния, цвета и силы).
Изучение причинно-следственных связей. Сборка собственного робота без инструкции.
Учим роботов двигаться. Демонстрация выполненнойработы. Взаимооценка, самооценка.
Форма организации учебного занятия: практическое занятие.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, рефлексия.
Раздел 3. Изучение моторов и датчиков.
Тема 3.1. Изучение и сборка конструкций с моторами.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Внешний вид моторов. Конструирование
экспресс-бота. Понятие сервомотор. Устройство сервомотора. Порты для подключения
сервомоторов. Положительное и отрицательное движение мотора. Определение
направления движения моторов. Блоки «Большой мотор» и «Средний мотор». Выбор
порта, выбор режима работы (выключить, включить, включить на количество секунд,
включить на количество градусов, включить на количество оборотов), мощность
двигателя. Выбор режима остановки мотора. Презентация работы. Взаимооценка,
самооценка.
Форма организации учебного занятия: творческий практикум.
Формы контроля: самооценка, рефлексия.
Тема 3.2. Изучение и сборка конструкций с датчиком расстояния.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Понятие «датчик расстояния» и их виды.
Устройство датчика расстояния и принцип работы. Выбор порта ирежима работы. Сборка
простых конструкций с датчиками расстояний. Презентация работы. Взаимооценка,
самооценка.
Форма организации учебного занятия: творческий практикум.
Формы контроля: самооценка, рефлексия.
Тема 3.3. Изучение и сборка конструкций с датчиком касания.Деятельность
обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Внешний вид. Режим измерения. Режим
сравнения. Режим ожидания. Изменение в блоке ожидания. Работа
блока переключения с проверкой состояния датчика касания. Сборка простых
конструкций с датчиком касания. Презентация работы. Взаимооценка, самооценка.
Форма организации учебного занятия: творческий практикум.
Формы контроля: самооценка, рефлексия.
Тема 3.4. Изучение и сборка конструкций с датчиком цвета.
8

Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Датчик цвета предмета. Внешний вид датчика и
его принцип работы. Междисциплинарные понятия: причинно- следственная связь.
Изучение режимов работы датчика цвета. Сборка простых конструкций с датчиками
цвета. Презентация работы. Взаимооценка, самооценка.
Форма организации учебного занятия: практическое занятие.
Формы контроля: самооценка, рефлексия.
Раздел 4. Конструирование робота.
Тема 4.1. Сборка механизмов без участия двигателей и датчиков по
инструкции.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Изучение механизмов. Первые шаги. Зубчатые
колеса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колеса. Понижающая
зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача. Шкивы и ремни. Перекрестная
ременная передача. Снижение, увеличение скорости. Червячная зубчатая передача,
кулачок, рычаг. Сборка простых конструкций по инструкции. Презентация работы.
Взаимооценка, самооценка.
Форма организации учебного занятия: тренировочное занятие.
Формы контроля: самооценка, рефлексия.
Тема 4.2. Конструирование простого робота по инструкции.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Разбор инструкции. Сборка робота по
инструкции. Разбор готовой программы для робота. Запуск робота на соревновательном
поле. Доработка. Презентация работы. Взаимооценка, самооценка.
Форма организации учебного занятия: тренировочное занятие.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.
Тема 4.3. Сборка механизмов с участием двигателей и датчиков по
инструкции.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Разбор инструкции. Обсуждение с учащимися
результатов работы. Актуализация полученных знаний раздела 3. Сборка различных
механизмов с участием двигателей и датчиков по инструкции. Презентация работы.
Взаимооценка, самооценка.
Форма организации учебного занятия: тренировочное занятие.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.
Тема 4.4. Конструирование робота-тележки.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Разбор инструкции. Обсуждение с учащимися
результатов работы. Сборка простого робота-тележки. Улучшение конструкции робота.
Обсуждение возможных функций, выполняемых роботом-тележкой. Презентация работы.
Взаимооценка,самооценка.
Форма организации учебного занятия: творческий практикум.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.
Раздел 5. Создание простых программ через меню контроллера.
Тема 5.1 Понятие «программа», «алгоритм». Написание простейших программ
9

для робота по инструкции.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Алгоритм движения робота по кругу, впередназад, «восьмеркой» и пр. Написание программы по образцу для движения по кругу через
меню контроллера. Запуск и отладка программы. Написание других простых программ на
выбор учащихся и их самостоятельная отладка. Презентация работы. Взаимооценка,
самооценка.
Форма организации учебного занятия: тренировочное занятие.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.
Тема 5.2 Написание программ для движения робота через меню контроллера.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Характеристики микрокомпьютера КЛИК.
Установка аккумуляторов в блок микрокомпьютера. Технология подключения к
микрокомпьютеру (включение и выключение, загрузка и выгрузка программ, порты USB,
входа и выхода). Интерфейс и описание КЛИК (пиктограммы, функции, индикаторы).
Главное меню микрокомпьютера (мои файлы, программы, испытай меня, вид, настройки).
Создание пробных программ для робота через меню контроллера. Презентация работы.
Взаимооценка, самооценка.
Форма организации учебного занятия: творческий практикум.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.
Раздел 6. Знакомство со средой программирования Lego.
Тема 6.1. Понятие «среда программирования», «логические блоки».
Деятельность обучающихся:
Понятие «среда
программирования»,
«логические
блоки».
Показ
написания простейшей программы для робота. Интерфейс программы Lego
и работа с ним. Написание программы для воспроизведения звуков и изображения по
образцу. Презентация работы. Взаимооценка, самооценка.
Форма организации учебного занятия: творческий практикум.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.
ней.

Тема 6.2. Интерфейс среды программирования Lego и работа с
Деятельность обучающихся:
Общее
знакомство
с интерфейсом
Самоучитель.
Панель

10

ПО.

Изучение вкладок:

инструментов.
Палитра
команд. Рабочее поле. Окно подсказок.
микрокомпьютера КЛИК. Панель конфигурации.
Форма организации учебного занятия: творческий практикум.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.

Окно

Тема 6.3. Написание программ для движения робота по образцу.
Запуск и отладка программ.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Понятие «синхронность движений»,
«часть и целое». Сборка модели Робота-танцора. Экспериментирование с настройками
времени, чтобы синхронизировать движение ног с миганием индикатора на Хабе.
Добавление движений для рук Робота-танцора. Добавление звукового ритма.
Программирование на движение с регулярными интервалами. Презентация работы.
Взаимооценка, самооценка.
Форма организации учебного занятия: творческий практикум.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.
Тема 6.4. Написание собственной программы для движения робота.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей
и задач занятия.
Обсуждение
методов поиска
ошибок.
Работа
с
«Карточками ошибок».
Конструирование
транспортировочной тележки. Запуск программы. Обнаружение в программенескольких
ошибок, которые необходимо исправить. Подготовка списка всехнайденных ошибок.
Написание собственной программы, выполняя которуютележка бы двигалась по
определенному пути. Документирование измененийи улучшения программы. Презентация
работы. Взаимооценка, самооценка.
Форма организации учебного занятия: тренировочное занятие.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.
Раздел
7. Изучение
подъемных
механизмов
и перемещений
объектов.
Тема 7.1. Подъемные механизмы.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Подъемные механизмы в жизни.Обсуждение с
учащимися
результатов
испытаний.
Конструированиеподъемного механизма. Запуск программы, чтобы
понять, как работают подъемные механизмы. Захват предметов одинакового веса, но
разного размера (Испытание № 1). Подъем предметов одинакового размера, но разного
веса (Испытание № 2). Внесение результатов испытаний в таблицу. Презентация работы.
Взаимооценка, самооценка.
Форма организации учебного занятия: творческий практикум.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.
Тема 7.2. Перемещение объектов.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Перемещение объектов в жизни. Обсуждение с
учащимися результатов испытаний. Конструирование устройства управления и два
захвата. Запуск программы, чтобы понять, как работают захваты. Захват предметов
одинакового веса, но разного размера (Испытание № 1). Захват предметов одинакового
размера, но разного веса (Испытание № 2). Внесение результатов испытаний в таблицу.
Презентация работы. Взаимооценка, самооценка.
11

Форма организации учебного занятия: творческий практикум.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.
Тема 7.3. Конструирование собственного робота для перемещения объектов и
написание программы.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Сборка и программирование модели
«Вилочный погрузчик». Разработка простейшей программы для модели. Изменение
программы работы готовой модели. Сборка модели с использованием инструкции по
сборке, набор на компьютере программы, подключение модели к компьютеру и запуск
программы. Презентация работы. Взаимооценка, самооценка.
Форма организации учебного занятия: практическое занятие.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.
Раздел 8. Учебные соревнования.
Тема 8.1 Учебное соревнование: Катаемся.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Гироскопический датчик. Изучение разных
аспектов движения Тренировочной приводной платформы, используя различные
подпрограммы. Беседа: что такое псевдокод и как его можно использовать для
планирования программ. Обсуждение тактики учащихся, используемой в их любимом
виде спорта; перечисление всех движений, которые, по их мнению, может выполнять
Приводная платформа. Сборка Тренировочной приводной платформы. Изменение
параметров используемых программных блоков и наблюдение, к чему это приведёт.
Написание программы, выполняя которую Приводная платформа будет двигаться по
квадратной траектории. Соревнование по навигации. Взаимооценка, самооценка.
Форма организации учебного занятия: практическое занятие.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.
Тема 8.2. Учебное соревнование: Игры с предметами.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Обсуждение, как можно использовать датчик
расстояния для измерения дистанции. Обсуждение соревнований роботов и возможностей
научить их отыскивать и перемещать предметы. Знакомство с положением о
соревнованиях. Сборка Тренировочной приводной платформы, манипулятора, флажка и
куба. Испытание двух подпрограмм для остановки Приводной платформы перед флажком,
чтобы решить, какая из них эффективнее. Добавление нескольких программных блоков,
чтобы опустить манипулятор Приводной платформы ниже, захватить куб и поставить его
на расстоянии по меньшей мере 30 см от флажка. Эстафетная гонка. Взаимооценка,
самооценка.
Форма организации учебного занятия: практическое занятие.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.
Тема 8.3. Учебное соревнование: Обнаружение линий.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Датчик цвета. Обсуждение, каким образом
датчик цвета обнаруживает черную линию. Обсуждение площадок для соревнований и
линий, которые на них используются. Различные виды линий и их пересечений: тонкие
линии, прямые углы, Т-образные пересечения, прерывистые линии, черные линии,
пересекаемые цветными линиями. Сборка Тренировочной приводной платформы с
датчиком цвета. Воспроизведение первой подпрограммы, чтобы заставить Тренировочную
12

приводную платформу проехать вперед и остановиться перпендикулярно черной линии.
Воспроизведение следующей подпрограммы и описание увиденного. Создание
программы, выполняя которую Приводная платформа будет двигаться вдоль черной
линии. Оптимизация подпрограммы.Презентация работы. Взаимооценка, самооценка.
Форма организации учебного занятия: практическое занятие.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.
Тема 8.4. Учебное соревнование: Лабиринт.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Датчик расстояния. Сборка робота с
датчиками расстояния. Программирование робота по блокам: движение робота в
зависимости от показаний датчика расстояния. Тестирование готового продукта.
Доработка. Проведение учебного соревнования. Презентация работы. Взаимооценка,
самооценка.
Форма организации учебного занятия: практическое занятие.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.
Раздел 9. Творческие проекты.Тема
9.1.
Парад
игрушек.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Распределение на группы.
Работа над творческим проектом: Сборка робота на тему «Парад игрушек».
Создание программы. Создание презентации. Тестирование готового продукта.
Доработка. Презентация работы. Взаимооценка, самооценка. Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: практическое занятие.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.
Тема 9.2. Умный дом.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Распределение на группы (смена состава
групп).
Работа над творческим проектом: Сборка робота на тему «Умный дом». Создание
программы. Создание презентации. Тестирование готового продукта. Доработка.
Презентация работы. Взаимооценка, самооценка. Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: практическое занятие.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.
Тема 9.3. Здоровый образ жизни.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Распределение на группы (смена состава
групп).
Работа над творческим проектом: Сборка робота на тему «Здоровый образ жизни».
Создание программы. Создание презентации. Тестирование готовогопродукта. Доработка.
Презентация работы. Взаимооценка, самооценка. Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: практическое занятие.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.
Тема 9.4. Спасаем экологию.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Распределение на группы (смена состава
групп). Работа над творческим проектом: Сборка робота на тему
«Спасаем экологию». Создание программы. Создание презентации. Тестирование
13

готового продукта. Доработка. Презентация работы. Взаимооценка,
Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: практическое занятие.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.

самооценка.

Тема 9.5. Школьный помощник.
Деятельность обучающихся:
Обсуждение целей и задач занятия. Распределение на группы (смена состава
групп). Работа над творческим проектом: Сборка робота на тему
«Школьный помощник». Создание программы. Создание презентации. Тестирование
готового продукта. Доработка. Презентация работы. Взаимооценка, самооценка.
Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: практическое занятие.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.
10. Заключительное занятие. Подводим итоги.
Деятельность обучающихся:
Конструирование робототехнических проектов. Построение пояснительных
моделей и проектных решений. Разработка собственной модели с учётом особенностей
формы и назначения проекта. Оценка результатов изготовленных моделей.
Документирование и демонстрация работоспособности моделей. Использование панели
инструментов при программировании. Исследование в виде табличных или графических
результатов и выбор настроек. Формы и виды контроля: Защита итогового творческого
проекта.
Форма организации учебного занятия: обобщающее занятие.
Формы контроля: самооценка, взаимооценка, рефлексия.

4. Контрольно-оценочные средства
Для
управления
качеством
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы осуществляется входящий, текущий, промежуточный и
итоговый контроль за достижением планируемых результатов.
Входящий контроль проводится в форме беседы в начале учебного года для
определения уровня знаний и умений детей на момент начала освоения программы.
Текущий контроль проводится в течение всего учебного года для определения
степени усвоения обучающимися учебного материала, определения готовности детей к
восприятию нового материала, повышения мотивации к освоению программы; выявление
детей, отстающих и опережающих обучение; подбора наиболее эффективных методов и
средств
обучения для достижения планируемых результатов. Формой контроля является
педагогическое наблюдение.
Промежуточный контроль проводится по окончании первого полугодия (в
декабре). В ходе промежуточного контроля идет определение степени усвоения
обучающимися учебного материала. Контроль осуществляется в форме тестирования.
Итоговый контроль проводится по итогам освоения программы в

14

целом для определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей,
определения образовательных результатов. Итоговый контроль осуществляется в форме
защиты творческого проекта
Личностные результаты определяются путём педагогического наблюдения, на
основании показателей и критериев, представленных в таблице.
Показатели
Проявляет
познавательный
интерес и
активность на
учебных занятиях
(участие в
экспериментах,
исследованиях,
соревнованиях)

Критерии
Высокий (3 балла)
Средний (2 балла)
Активно включается в
Включается в учебную
учебную деятельность, деятельностьпосле
проявляет
дополнительной
познавательный интерес, мотивации, проявляет
участвует в
познавательный интерес,
экспериментах и
участвует в
исследованиях
экспериментах и
исследованиях

Низкий (1 балл)
Включается в
учебную деятельность
последополнительной
мотивации, слабо
проявляет
познавательный
интерес, частично
участвует в
экспериментах и
исследованиях

Демонстрирует
мотивацию на
здоровый образ
жизни (правила
личной гигиены,
организации
рабочего места,
правила техники
безопасности)

После каждой операции
наводит порядок на
рабочем месте; использует
правила безопасной
работы, применяет детали
конструктора строго по
назначению, по
окончании работы убирает
все детали наместо.
Содержит в чистоте
одежду, руки
и лицо.

Не всегда наводит
порядок на рабочемстоле
после конкретного этапа
работы; использует
правила безопаснойработы,
применяет детали строго
по назначению, но не
всегда по окончанииработы
убирает на место. Не
всегда опрятен.

Редко наводит порядок
на рабочем столе после
конкретного этапа
работы; использует
правила безопасной
работы, но не всегда
применяет детали
конструктора строго по
назначению, по
окончании работы не
убираетдетали
конструктора на
место. не опрятен.

Демонстрирует
общественно
признанные нормы
вкультуре поведения,
общения

Уважительно
относится ко взрослым
(на «Вы»),
знает правила такта,не
утверждается за

Уважительно
относится ко взрослым
(на «Вы»),
но не всегда
тактичен, не

Уважительно
относится ко взрослым,
но не
всегда тактичен,
утверждается за

(со сверстниками,
взрослыми,
малышами)

счет младших,
толерантен,
дружелюбен, не
создает
конфликтных
ситуаций.

утверждается за счет
младших, не всегда
толерантен, скорее
дружелюбен,не создает
конфликтных ситуаций.

счет младших, не
всегда толерантен,
может создавать
конфликтные
ситуации.

15

Связывает свои
перспективные
планы и интересы с
техническим
творчеством

Планирует
дальнейшее
обучение в
объединениях
технической
направленности,
связывает свою
будущую
профессию с
техникой.

Планирует дальнейшее
обучение в
объединениях
технической
направленности, в
определении будущей
профессии
затрудняется.

Дальнейшее
обучение в
объединениях
технической
направленности
рассматривает, ноне
уверен в своём
выборе и не
связывает своё
будущее с
техникой

Определение уровня личностных результатов:
10 - 12 баллов – высокий, 5 - 9 баллов – средний, 1 - 4 балла – низкий.

5. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Учебный
кабинет,
соответствующий
санитарно-эпидемиологическим
нормам.
Набор для конструирования робототехники Lego – 10 шт.Ноутбуки
– 10 шт.
Стол приборный 2-ух местный – 2 шт. Стул
ученический мобильный – 26 шт. Стол
ученический – 13 шт.
Стол для сборки роботов - 1 шт.
Стеллаж – 1 шт.
Кадровое обеспечение
Педагог
дополнительного
профессионального стандарта.

образования,

16

соответствующий

требованиям

№
п/
п

Раздел ДООП

1

Вводное занятие

2

Изучение
состава
конструктора
КЛИК
Изучение
моторов и
датчиков.

3

Учебно-методическое
обеспечение

м/презентация, инструкции по
ТБ
Наглядный материал, учебные
пособия, сборники упражнений

Наглядный материал,
дидактические материалы

4

Конструировани е
робота.

Технологические карты,
инструкции, м/презентация

5

Создание
простых
программ через
меню контроллера

м/презентация, инструкции,
образцы

6

м/презентация, дидактические
материалы

7

Знакомство со
средой
программирования
КЛИК
Изучение
подъемных
механизмов и
перемещений
объектов

8

Учебные
соревнования

9

Творческие
проекты
Заключительное
занятие.

Положение о проведении
соревнований, обучающие
видеофрагменты
м/презентация, дидактические
материалы
Бланки контрольно-оценочныхсредств

10

Наглядный материал, учебные
задания

17

Информационнообразовательные
ресурсы
https://learningapps.o
rg/ тестовые задания
https://tcheb.ru/planti
grade-machine/
Механизмы Чебышева
https://www.youtube.
com/watch?v=qpFqy
j7JR2I как
программировать в
лего виду

6. Список литературы
1.
Белиовская, Л.Г., Белиовский, А.Е. Программируем микрокомпьютер NXT в
LabVIEW. – Москва: ДМК, 2020. - 278 с.;
2.
Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов.
LEGO Group, перевод ИНТ. - 87 с.
3.
Книга для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO ® WeDo™
(LEGO Education WeDo).
4.
ЛЕГО-лаборатория (Control Lab):Справочное пособие, - Москва: ИНТ,2018. -150
с.
5.
Применение учебного оборудования. Видеоматериалы. – Москва: ПКГ
«РОС», 2019. – 143 с.
6.
Программное обеспечение LEGO Education NXT v.2.1,2019. – 165 с.
7.
Рыкова, Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно- методическое
пособие. – Санкт-Петербург, 2019. - 59 с.
8.
Чехлова, А. В., Якушкин, П. А.«Конструкторы LEGO DAKTA в курсе
информационных технологий. Введение в робототехнику». - Москва: ИНТ, 2019. – 523 с.
Литература для обучающихся и родителей:
1.
Комарова, Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — Москва: «ЛИНКА —
ПРЕСС», 2018.
Ньютон, С. Брага. Создание роботов в домашних условиях. –Москва:
NTPress, 2017. - 345 с.
3.
Филиппов, С.А. Робототехника для детей и родителей. – СанктПетербург: Наука, 2019. - 195 с.

2.

Электронные образовательные ресурсы:
1. Что такое робототехника [электронный ресурс]: сайт. – Москва, 2022 г.режим
доступа: http://vex.examen- technolab.ru/lessons/unit_2_introduction_to_robotics/44/ свободный.
2. Робототехника для детей [электронный ресурс]: сайт. – Москва, 2022 г. режим доступа: https://itec-academy.ru/robototekhnika-dlya-detej - свободный.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».