Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Наследие» (МБОУ ЦО «Наследие») ПРИНЯТО педагогическим советом МБОУ ЦО «Наследие» (Протокол от 29. 05.2023 г №24) УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ ЦО «Наследие» Э.Г.Фархутдинов от 29.05.2023г. №32-од. Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Школьная телестудия» 6– 7 классы Акбаш 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Телестудия" разработана для занятий с учащимися 6,7 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия журналистской деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Программа кружка «Телестудия» базируется на следующих нормативно-правовых документах: Конвенции ООН «О правах ребёнка», Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 г., Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 «Об образовании (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)», Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования". ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Данная программа дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания печатной и видео продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки печатного издания и видео выпуска : от замысла до получения оригиналмакета. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих. Программа рассчитана на учащихся 6 классов. Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или зрителя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности. Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся, поэтому в программу включен раздел “Культура речи”. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету. Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями. Цели программы: - знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело; - развитие творческих способностей детей, формирование умения ориентироваться в потоке информации, расширение кругозора детей; - воспитание человека, гражданина, школьника - задача сложная многогранная, всегда актуальная; - создание постоянно действующего актива юных корреспондентов. Проблема влияния массовой информации на формирование мировоззрения школьников рождает новую проблему - проблему «моральной защиты» детей и подростков от негативных влияний средств массовой информации. С учетом этого определены задачи данной программы. Задачи: - формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой; - активизировать познавательную мыслительную деятельность; - развивать критическое мышление; - развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала; - прививать культуру общения; - воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию; -воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки; -развивать творческие способности школьников — осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды. -развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств; -формировать творческие способности детей; -уметь анализировать и отбирать полученную информацию; -использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся; - уметь применять полученные знания при создании школьной газеты. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов за год. «Телестудия» объединяет учащихся 6,7-х классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел I «Краткое введение в историю журналистики». Цель раздела – познакомить учащихся в доступной форме с историей возникновения и развития журналистики. Задачи раздела: развитие познавательных способностей учащихся; развитие интереса к журналистике. Темы раздела: Как и почему возникла журналистика. Из истории детской прессы. Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ. Предполагаемый результат: у учащихся возникнет желание самостоятельно расширить знания по истории журналистики и применить их на практике. 3 Раздел II «Основы журналистики». Цель раздела – познакомить учащихся в доступной форме с основами журналистики, с правилами журналистики, с газетными жанрами. Задачи раздела: развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей учащихся; развитие культуры делового общения; развитие культуры устной и письменной речи учащихся; воспитание любви к журналистике. Темы раздела: Мастерская жанров. Как писать материал и что такое «подача» материала. Информация (новость). Источники информации для журналиста и способы фиксирования информации. Интервью. Заметка. Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры. Репортаж. Фоторепортаж. Стили русского языка. Публицистический стиль. Очерк. Эссе. Фельетон. Памфлет. Культура речи. Предполагаемый результат: у учащихся будет развита устная и письменная речь, культура делового общения, возникнет желание заниматься журналисткой деятельностью. Раздел III «Художественно-техническое оформление издания». Цель раздела – познакомить учащихся в доступной форме с правилами и способами оформления газеты. Задачи раздела: развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей учащихся; расширение кругозора учащихся; формирование и развитие практических навыков оформления издания. Темы раздела: Макет газеты. Шрифт, заголовок и рамка. Рисунок, карикатура, фотография. Делаем газету. Верстка. Типы и виды школьных газет. Предполагаемый результат: повышение уровня компетентности учащихся в области журналистики. Раздел IV «Редакционно-издательская деятельность». Цель раздела – познакомить учащихся в доступной форме с основами редакционно-издательской деятельности. Задачи раздела: развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей учащихся; расширение кругозора учащихся; развитие умения редактировать имеющийся материал. Темы раздела: Редактирование – это… Сам себе редактор. Сам себе читатель. Особенности журналистского труда. Маркетинговые исследования. Школьный пресс-центр. Предполагаемый результат: в соответствии с возрастными особенностями учащиеся смогут редактировать материал, научатся выделять главное, расширять компетенцию в данной сфере деятельности. Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. При организации кружка основной упор делается на работу учащихся на уроках русского языка и литературы (определенные типы игровых разминок: свобода речи, пополнение словарного запаса, дикция: скорость реагирования на происходящее, согласованность действий при коллективных формах работы, ориентация в пространстве). На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный опыт и прочитанные произведения. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка «Школьное телевидение» составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами детской редколлегии. Редколлегия может быть разновозрастная: от пятиклассников до выпускников. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор-консультант. 4 Форма проведения занятий Издательская деятельность может быть групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы кружка: -индивидуальные занятия; -занятия по звеньям; -семинары; -лекции; -выездные занятия; -встречи с интересными людьми; -практическая работа (участие в конкурсах, выпуск Интернет - газеты, публикации в специализированных СМИ и др.) В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование универсальных учебных действий. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ШКОЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ». Личностные результаты: приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков видеосюжет «Мирас» и выпусков «Школьных новостей»; получение возможности проявлять инициативу в принятии решений; понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности. Метапредметные результаты: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации. Предметные результаты: познакомятся с основными терминами журналистики; приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций; получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации; приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты; приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; научатся давать самооценку результатам своего труда; приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений; приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты; научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта; научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и 5 следовать им; поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций; приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Программа направлена на формирование у учащихся универсальных учебных действий: Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - интерес к видам печатного слова, к новым способам самовыражения; - устойчивый познавательный интерес к новым самовыражения; - адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - учитывать выделенные в пособиях этапы работы; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: - допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; 6 - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи. - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной форме; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; - проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: - Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, речевую культуру, сформировать познавательные интересы; - Достичь оптимального для каждого уровня развития; - Сформировать систему универсальных учебных действий; - Сформировать навыки работы с информацией; - научиться теории и методике журналистского творчества, - быстро реагировать на события, происходящие вокруг них; - развить орфографическую зоркость, внимание, память, литературные и творческие способности. 7 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1год обучения - 35 часов №п/п Тема Кол-во часов Содержание 1. Как и почему возникла журналистика. 1 Лекционное занятие 2. 3. Из истории детской прессы. Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ. Мастерская жанров. 1 1 Защита проектов Презентации 1 Практические занятия. Работа в группах Как писать материал и что такое «подача» материала. Информация (новость). 1 Индивидуальные творческие задания 1 Исследовательская работа по материал городских периодических изданий 1 Работа в группах 8. Источники информации для журналиста и способы фиксирования информации. Интервью. 1 Практическое занятие 9. Заметка. 1 Практическое занятие 10. 11. Выпуск школьных новостей. Видеомонтаж. 1 1 12. Репортаж 1 Съемка. Теоретические занятия, создание миниатюр с опорой на указанные средства. Практическое занятие 13. Фоторепортаж, видеорепортаж. 1 Работа в группах 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Стили русского языка. Публицистический стиль. Очерк. Эссе. Фельетон. Памфлет. Особенности видео выпусков новостей. 1 1 1 1 1 1 1 Лекция с использованием презентации Работа в группах Сочинение Сочинение Работа в парах Знакомство с жанром Создание представления о школьном новостном телевидении. 21. Культура речи. 1 Турнир "Знатоков культуры речи" 22. Макет газеты. 1 Работа в группах - конкурс на лучший макет 23. Шрифт, заголовок и рамка. 1 Практическая работа в компьютерном классе 24. Рисунок, карикатура, фотография. 1 Конкурс 4. 5. 6. 7. 8 25. Делаем газету. Верстка. 1 Групповая работа 26. Типы и виды школьных газет. 1 Представление проектов 27. Школьные новости. 1 Особенности монтажа. 28. Редактирование – это… 1 Практическая работа по определению видов ошибок и способам их исправления. 29. Сам себе редактор. 1 Редактирование сочинений учащихся 30. Сам себе читатель. 1 31. Особенности журналистского труда. 1 Проект "Самая интересная статья в детском периодическом издании" Проекты об известных журналистах 32. 33. 34. Маркетинговые исследования. Выпуск школьных новостей. Школьный пресс-центр. 1 1 1 35. Повторение. Подведение итогов. 1 Практические занятия Съемка, монтаж. Создание устава работы школьного прессцентра Рефлексия, анкетирование 9