КВД Школьная телестудия 6-7 кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Наследие»
(МБОУ ЦО «Наследие»)

ПРИНЯТО
педагогическим советом
МБОУ ЦО «Наследие»
(Протокол от 29. 05.2023 г
№24)

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ ЦО «Наследие»
Э.Г.Фархутдинов
от 29.05.2023г. №32-од.

Программа курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуальной направленности
«Школьная телестудия»
6– 7 классы

Акбаш 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Телестудия" разработана для занятий с
учащимися 6,7 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС
средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы
главным ориентиром стала
цель гармоничного единства личностного, познавательного,
коммуникативного и социального развития учащихся.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию
познавательной,
художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его
возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия журналистской
деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но
и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.
Программа кружка «Телестудия» базируется на следующих нормативно-правовых документах:
Конвенции ООН «О правах ребёнка»,
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного
Приказом Минобразования РФ от 2010 г.,
Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 «Об образовании (в редакции Федерального закона от 17.07
2009 № 148 – ФЗ)»,
Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования".
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная программа дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки
зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе
собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания
печатной и видео продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются
все стадии подготовки печатного издания и видео выпуска : от замысла до получения оригиналмакета. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации.
Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации
занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить
индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы.
Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что
ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать
результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так
как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для
окружающих.
Программа рассчитана на учащихся 6 классов.
Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной,
воздействующей на ум и чувства читателя или зрителя речи. Изучение данной дисциплины должно
содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них
стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора
единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной
стилевой принадлежности. Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики,
функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе
отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение
общей культуры речи учащихся, поэтому в программу включен раздел “Культура речи”. Навыки,
которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для
построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.

Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий
современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание
компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков
работы с компьютером и современными информационными технологиями.
Цели программы:
- знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение
основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и
научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело;
- развитие творческих способностей детей, формирование умения ориентироваться в потоке
информации, расширение кругозора детей;
- воспитание человека, гражданина, школьника - задача сложная многогранная, всегда актуальная;
- создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Проблема влияния массовой информации на формирование мировоззрения школьников рождает
новую проблему - проблему «моральной защиты» детей и подростков от негативных влияний средств
массовой информации. С учетом этого определены задачи данной программы.
Задачи:
- формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию
пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
- активизировать познавательную мыслительную деятельность;
- развивать критическое мышление;
- развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;
- прививать культуру общения;
- воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;
-воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и
прививать им необходимые для этого навыки;
-развивать творческие способности школьников — осуществлять выпуск стенгазет, рукописных
журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.
-развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;
-формировать творческие способности детей;
-уметь анализировать и отбирать полученную информацию;
-использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;
- уметь применять полученные знания при создании школьной газеты.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов за год. «Телестудия»
объединяет учащихся 6,7-х классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива
юных корреспондентов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел I «Краткое введение в историю журналистики». Цель раздела – познакомить учащихся в
доступной форме с историей возникновения и развития журналистики.
Задачи раздела:
развитие познавательных способностей учащихся;
развитие интереса к журналистике.
Темы раздела: Как и почему возникла журналистика. Из истории детской прессы. Знакомство с
современными детскими и подростковыми СМИ.
Предполагаемый результат: у учащихся возникнет желание самостоятельно расширить знания по
истории журналистики и применить их на практике.
3

Раздел II «Основы журналистики». Цель раздела – познакомить учащихся в доступной форме с
основами журналистики, с правилами журналистики, с газетными жанрами.
Задачи раздела:
развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей учащихся;
развитие культуры делового общения;
развитие культуры устной и письменной речи учащихся;
воспитание любви к журналистике.
Темы раздела: Мастерская жанров. Как писать материал и что такое «подача» материала. Информация
(новость). Источники информации для журналиста и способы фиксирования информации. Интервью.
Заметка. Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры. Репортаж.
Фоторепортаж. Стили русского языка. Публицистический стиль. Очерк. Эссе. Фельетон. Памфлет.
Культура речи.
Предполагаемый результат: у учащихся будет развита устная и письменная речь, культура делового
общения, возникнет желание заниматься журналисткой деятельностью.
Раздел III «Художественно-техническое оформление издания». Цель раздела – познакомить учащихся
в доступной форме с правилами и способами оформления газеты.
Задачи раздела:
развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей учащихся;
расширение кругозора учащихся;
формирование и развитие практических навыков оформления издания.
Темы раздела: Макет газеты. Шрифт, заголовок и рамка. Рисунок, карикатура, фотография. Делаем
газету. Верстка. Типы и виды школьных газет.
Предполагаемый результат: повышение уровня компетентности учащихся в области журналистики.
Раздел IV «Редакционно-издательская деятельность». Цель раздела – познакомить учащихся в
доступной форме с основами редакционно-издательской деятельности.
Задачи раздела:
развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей учащихся;
расширение кругозора учащихся;
развитие умения редактировать имеющийся материал.
Темы раздела: Редактирование – это… Сам себе редактор. Сам себе читатель. Особенности
журналистского труда. Маркетинговые исследования. Школьный пресс-центр.
Предполагаемый результат: в соответствии с возрастными особенностями учащиеся смогут
редактировать материал, научатся выделять главное, расширять компетенцию в данной сфере
деятельности.
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и
практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.
При организации кружка основной упор делается на работу учащихся на уроках русского языка и
литературы (определенные типы игровых разминок: свобода речи, пополнение словарного запаса,
дикция: скорость реагирования на происходящее, согласованность действий при коллективных
формах работы, ориентация в пространстве). На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в
которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный
опыт и прочитанные произведения. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка «Школьное
телевидение» составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные,
инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами
детской редколлегии. Редколлегия может быть разновозрастная: от пятиклассников до выпускников.
За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор-консультант.

4

Форма проведения занятий
Издательская деятельность может быть групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы
происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве
методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа
школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе
работы кружка:
-индивидуальные занятия;
-занятия по звеньям;
-семинары;
-лекции;
-выездные занятия;
-встречи с интересными людьми;
-практическая работа (участие в конкурсах, выпуск Интернет - газеты, публикации в
специализированных СМИ и др.)
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности,
направленных на формирование универсальных учебных действий.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ШКОЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ».
Личностные результаты:
 приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе
подготовки выпусков видеосюжет «Мирас» и выпусков «Школьных новостей»;
 получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
 понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности.
Метапредметные результаты:
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;
 продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на
занятиях;
 умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств коммуникации.
Предметные результаты:
 познакомятся с основными терминами журналистики;
 приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения
соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
 получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
 приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
 приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
 научатся давать самооценку результатам своего труда;
 приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
 приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;
 научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в
составе группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта;
 научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и
5

следовать им;
 поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее
базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для
ответственного выполнения профессиональных функций;
 приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Программа направлена на формирование у учащихся универсальных учебных
действий:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к видам печатного слова, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым самовыражения;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности,
как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной
творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
6

- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и
представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном
процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, речевую культуру, сформировать
познавательные интересы;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией;
- научиться теории и методике журналистского творчества,
- быстро реагировать на события, происходящие вокруг них;
- развить орфографическую зоркость, внимание, память, литературные и творческие способности.

7

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1год обучения - 35 часов
№п/п

Тема

Кол-во
часов

Содержание

1.

Как и почему возникла
журналистика.

1

Лекционное занятие

2.
3.

Из истории детской прессы.
Знакомство с современными
детскими и подростковыми
СМИ.
Мастерская жанров.

1
1

Защита проектов
Презентации

1

Практические занятия. Работа в группах

Как писать материал и что такое
«подача» материала.
Информация (новость).

1

Индивидуальные творческие задания

1

Исследовательская работа по материал
городских периодических изданий

1

Работа в группах

8.

Источники информации для
журналиста и способы
фиксирования информации.
Интервью.

1

Практическое занятие

9.

Заметка.

1

Практическое занятие

10.
11.

Выпуск школьных новостей.
Видеомонтаж.

1
1

12.

Репортаж

1

Съемка.
Теоретические занятия, создание миниатюр с
опорой на указанные средства.
Практическое занятие

13.

Фоторепортаж, видеорепортаж.

1

Работа в группах

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Стили русского языка.
Публицистический стиль.
Очерк.
Эссе.
Фельетон.
Памфлет.
Особенности видео выпусков
новостей.

1
1
1
1
1
1
1

Лекция с использованием презентации
Работа в группах
Сочинение
Сочинение
Работа в парах
Знакомство с жанром
Создание представления о школьном
новостном телевидении.

21.

Культура речи.

1

Турнир "Знатоков культуры речи"

22.

Макет газеты.

1

Работа в группах - конкурс на лучший макет

23.

Шрифт, заголовок и рамка.

1

Практическая работа в компьютерном классе

24.

Рисунок, карикатура,
фотография.

1

Конкурс

4.
5.
6.
7.

8

25.

Делаем газету. Верстка.

1

Групповая работа

26.

Типы и виды школьных газет.

1

Представление проектов

27.

Школьные новости.

1

Особенности монтажа.

28.

Редактирование – это…

1

Практическая работа по определению видов
ошибок и способам их исправления.

29.

Сам себе редактор.

1

Редактирование сочинений учащихся

30.

Сам себе читатель.

1

31.

Особенности журналистского
труда.

1

Проект "Самая интересная статья в детском
периодическом издании"
Проекты об известных журналистах

32.
33.
34.

Маркетинговые исследования.
Выпуск школьных новостей.
Школьный пресс-центр.

1
1
1

35.

Повторение. Подведение итогов.

1

Практические занятия
Съемка, монтаж.
Создание устава работы школьного прессцентра
Рефлексия, анкетирование

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».