КВД Химия вокруг нас 8-9 кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Наследие»
(МБОУ ЦО «Наследие»)
ПРИНЯТО
педагогическим советом
МБОУ ЦО «Наследие»
(Протокол от 29. 05.2023 г
№24)

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ ЦО «Наследие»
Э.Г.Фархутдинов
от 29.05.2023г. №32-од.

Программа курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуальной направленности
«Химия вокруг нас»
8– 9 классы
(с использованием средств обучения и воспитания Центра «Точка роста»)

с. Акбаш
2023г.

В обучении химии большое значение имеет эксперимент. Анализируя результаты
проведённых опытов, учащиеся убеждаются в том, что те или иные теоретические
представления соответствуют или противоречат реальности. Только осуществляя
химический эксперимент можно проверить достоверность прогнозов, сделанных на
основании теории. В процессе экспериментальной работы учащиеся приобретают опыт
познания реальности, являющийся важным этапом формирования у них убеждений,
которые, в свою очередь, составляют основу научного мировоззрения.
Внедрение оборудования цифровой лаборатории центра «Точка роста» позволит
качественно изменить процесс обучения химии. Количественные эксперименты позволят
получать достоверную информацию о протекании тех или иных химических процессах, о
свойствах веществ. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые смогут
самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что
однозначно будет способствовать повышению мотивации обучения школьников.
Для изучения предмета «Химия вокруг нас» на этапе основного общего образования
отводится 68 часов:
8-9 класс ―68 часов;
Данная образовательная программа обеспечивает усвоение учащимися важнейших
химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в
окружающем мире и жизни человека. При этом основное внимание уделяется сущности
химических реакций и методам их осуществления.
Одним из основных принципов построения программы является принцип
доступности. Экспериментальные данные, полученные учащимися при выполнении
количественных опытов, позволяют учащимся самостоятельно делать выводы, выявлять
закономерности. Подходы, заложенные в содержание программы курса, создают
необходимые условия для системного усвоения учащимися основ науки, для обеспечения
развивающего и воспитывающего воздействия обучения на личность учащегося.
Формируемые знания должны стать основой системы убеждений школьника, центральным
ядром его научного мировоззрения.
На базе центра «Точка роста» обеспечивается реализация образовательных программ
естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с
требованиями законодательства в сфере образования и с учётом рекомендаций
Федерального оператора учебного предмета «Химия вокруг нас».
Образовательная программа позволяет интегрировать реализуемые подходы,
структуру и содержание при организации обучения химии в 8―9 классах, выстроенном на
базе любого из доступных учебно-методических комплексов (УМК).
Использование оборудования «Точка роста» при реализации данной ОП позволяет
создать условия:

 для расширения содержания школьного химического образования;
 для повышения познавательной активности обучающихся в естественнонаучной
области;

 для развития личности ребёнка в процессе обучения химии, его способностей,
формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;

 для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных
областях образовательной, творческой деятельности.
Цель и задачи
1. Реализация основных общеобразовательных программ по учебным предметам
естественнонаучной направленности, в том числе в рамках внеурочной деятельности

обучающихся;
2. введение современных средств обучения и воспитания для изучения (в том
числе экспериментального) дисциплин (модулей) естественнонаучной направленности при
реализации основных общеобразовательных программ и
дополнительных
общеобразовательных программ, в том числе для расширения содержания учебного
предмета «Химия».
3. вовлечение учащихся в проектную деятельность.
Профильный комплект оборудования центра «Точка роста» обеспечивает
эффективное достижение образовательных результатов обучающимися по программам
естественнонаучной направленности, возможность углублённого изучения отдельных
предметов, в том числе для формирования изобретательского, креативного, критического
мышления, развития функциональной грамотности у обучающихся, в том числе
естественнонаучной и математической.
Эксперимент является источником знаний и критерием их истинности в науке.
Концепция современного образования подразумевает, что в учебном эксперименте
ведущую роль должен занять самостоятельный исследовательский ученический
эксперимент.
Современные экспериментальные исследования по химии уже трудно представить
без использования не только аналоговых, но и цифровых измерительных приборов. В
Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) прописано, что одним
из универсальных учебных действий, приобретаемых учащимися, должно стать умение
«проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных
измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов».
Учебный эксперимент по химии, проводимый на традиционном оборудовании, без
применения цифровых лабораторий, не может позволитьв полной мере решить все задачи в
современной школе. Это связано с рядом причин:

 традиционное школьное оборудование из-за ограничения технических
возможностей не позволяет проводить многие количественные исследования;


длительность проведения химических исследований не всегда согласуется с
длительностью учебных занятий;

 возможность проведения многих исследований ограничивается требованиями
техники безопасности и др.
Цифровая
лаборатория
полностью
меняет
методику
и
содержание
экспериментальной деятельности и решает вышеперечисленные проблемы. Широкий
спектр датчиков позволяет учащимся знакомиться с параметрами химического
эксперимента не только на качественном, но и на количественном уровне. Цифровая
лаборатория позволяет вести длительный эксперимент даже в
отсутствие
экспериментатора, а частота ихизмерений неподвластна человеческому восприятию.
В процессе формирования экспериментальных умений ученик обучается
представлять информацию об исследовании в четырёх видах:
 в вербальном: описывать эксперимент, создавать словесную
эксперимента, фиксировать внимание на измеряемых величинах, терминологии;

модель



в табличном: заполнять таблицы данных, лежащих в основе построения
графиков (при этом у учащихся возникает первичное
представление о масштабах
величин);



в графическом: строить графики по табличным данным, что даёт возможность
перехода к выдвижению гипотез о характере зависимости между величинами (при этом

учитель показывает преимущество в визуализации зависимостей между величинами,
наглядность и многомерность);



в виде математических уравнений: давать математическое описание взаимосвязи
величин, математическое обобщение.
Переход от каждого этапа представления информации занимает довольно большой
промежуток времени. В 7―8 классах этот процесс необходим, но в старших классах можно
было бы это время потратить на решение более важных задач. В этом плане цифровые
лаборатории существенно экономят время. Это время можно потратить согласно ФГОС на
формирование исследовательских умений учащихся, которые выражаются в следующих
действиях:










определение проблемы;
постановка исследовательской задачи;
планирование решения задачи;
построение моделей;
выдвижение гипотез;
экспериментальная проверка гипотез;
анализ данных экспериментов или наблюдений;
формулирование выводов.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ внеурочной
деятельности «Химия вокруг нас» для 8-9 классов с использованием оборудования
центра
«Точка роста» с описанием универсальных учебных действий, достигаемых
обучающимися
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных
УУД:

 определение мотивации изучения учебного материала;
 оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и
личностных ценностей;

 повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению
основных исторических событий, связанных с развитием химии и общества;
 знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
 оценивание социальной значимости профессий, связанных с химией;
 владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и
оборудованием, проявление экологической культуры.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных
УУД:

 целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе
учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планирование пути достижения целей;

 установление целевых приоритетов, выделение альтернативных способов
достижения цели и выбор наиболее эффективного способа;







умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
умение принимать решения в проблемной ситуации;
постановка учебных задач, составление плана и последовательности действий;
организация рабочего места при выполнении химического эксперимента;

прогнозирование результатов обучения, оценивание усвоенного материала,
оценка качества и уровня полученных знаний, коррекция плана и способа действия при
необходимости.

Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования следующихпознавательных
УУД:

 поиск и выделение информации;
 анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование
способа решения задачи;

 выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от
конкретных условий;

 выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки;
 самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;

 умения характеризовать вещества по составу, строению и свойствам;
 описывание свойств: твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделение их
существенных признаков;

 изображение состава простейших веществ с помощью химических формул и
сущности химических реакций с помощью химических уравнений;

 проведение наблюдений, описание признаков и условий течения химических
реакций, выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за
экспериментом, решение задач, получение химической информации из различных
источников;

 умение организовывать исследование с целью проверки гипотез;
 умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы;
 умение объективно оценивать информацию о веществах и химических
процессах, критически относиться к псевдонаучной информации.
Коммуникативные
Обучающийся
получит
коммуникативных УУД:

возможность

для

формирования

следующих

 полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и
условиями коммуникации;

 адекватное использование речевых средств для участия в дискуссии и
аргументации своей позиции, умение представлять конкретное содержание с сообщением
его в письменной и устной форме,
 определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе
информации;

 определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе
информации, участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление
уважительного отношения к другим учащимся; описание содержания выполняемых
действий с целью ориентировки в предметно- практической деятельности; умения
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать

собственное мнение и позицию, аргументировать
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего

и

решения в совместной деятельности;

 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;

 планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку
действий партнёра, уметь убеждать;

 использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание
совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме
внутренней речи;

 развивать коммуникативную компетенцию, используя средства устной и
письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной
литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной
точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы.
Предметные результаты
Обучающийся научится:

 применять основные методы познания: наблюдение, измерение,эксперимент;
 описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;



раскрывать смысл закона сохранения массы веществ, атомно-молекулярной
теории;








различать химические и физические явления,
называть признаки и условия протекания химических реакций;
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
получать, собирать газообразные вещества и распознавать их;
характеризовать физические и химические свойства основных классов
неорганических соединений,

 проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученныхклассов
неорганических веществ;

 раскрывать смысл понятия «раствор», вычислять массовую долю
растворённого вещества в растворе,

 готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
 характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа
кристаллической решётки,

 определять вид химической связи в неорганических соединениях;
 раскрывать основные положения теории электролитической диссоциации,
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей,
солей и реакций ионного обмена;

 раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций, определять
окислитель и восстановитель,

 составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
 называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами
неметаллов и металлов;

 проводить опыты по получению и изучению химических свойств различных
веществ;



грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах
веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в
химические реакции, о характере и продуктах различных химических
реакций;

 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

 составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым
ионным уравнениям;

 прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или
восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов,
входящих в его состав;

 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия
различных факторов на изменение скорости химической реакции;

 использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения
в окружающей среде;

 использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении
проектов и решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств,
способов получения и распознавания веществ;

 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
 осознавать значение теоретических знаний по химии для практической
деятельности человека;

 создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
 понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

2.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» для 8-9 классов (68 часов) с
использованиемоборудования цифровой лаборатории «Точка роста»
Раздел 1 Химическая лаборатория(4 часа)
Правила техники безопасности при проведении исследований, медицинские аптечки
первой помощи в кабинете химии. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с лабораторным оборудованием
Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории
Раздел 2. Вещества, которые нас окружают 24 часа(9 часов)
Простые и сложные вещества. Химические элементы.
Лабораторный опыт№1. Ознакомление с образцами простых и сложных
веществ.
Состав атмосферы. Кислород как важнейший компонент атмосферы.
Лабораторный
опыт№2 «Получение
кислорода
из перекиси
водорода,доказательство его наличия».
Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды, строение воды.
Показатели качества воды. Исследование воды из разных источников
Лабораторный опыт№3«Определение водопроводной и дистиллированнойводы»
Лабораторный опыт№4«Окраска индикаторов в нейтральной среде»
Раздел 3. Явления, происходящие с веществами (4 часа)
Чистые вещества и смеси. Классификация смесей. Способы разделения смесей:
действие магнитом, отстаивание, фильтрование, выпаривание,
кристаллизация,
дистилляция
Практическая работа №1 «Чистые вещества и смеси»
Практическая работа №2 « очистка воды и воздуха от твердых частиц»
Раздел 4. Основы экспериментальной химии (19 часов)
Практическая работа №3 Изучение свойств веществ: нагревание воды,нагревание
оксида кремния (IV).
Практическая работа №4«Измерение температуры кипения воды спомощью
датчика температуры и термометра»
Практическая работа №5«Определение температуры кристаллизации вещества».
Физические и химические явления. Выделение и поглощение тепла – признак
химической реакции.
Практическая работа №6 «Экзотермическая реакция»
Практическая работа №7 «Эндотермическая реакция»
Скорость химических реакций. Химические превращения. Химические реакции.
Химические уравнения. Выполнение тренировочных упражнений по составлению
уравнений химических реакций. Типы химических реакций.
Практическая работа №8»Типы химических реакций»
Раздел 5. Основы расчетной химии(10 часов)
Моль — единица количества вещества. Молярная масса. Вычисления похимическим
уравнениям. Закон Авогадро. Молярный объем газов.
Относительная плотность газов. Решение экспериментальных задач по теме

«Практикум по изучению свойств веществ основных классов неорганических
соединений »
Раздел 6. Основы электролитической диссоциации(11 часов)
Практическая работа №9 «Очистка воды от растворимых примесей».
Электролитическая диссоциация – главное условие протекания реакций врастворах.
Электролитическая диссоциация кислот , щелочей и солей.
Практическая работа №10 «Электролитическая диссоциация»
Практическая работа№11 «Сильные и слабые электролиты»
Практическая работа№12» Влияние температуры на диссоциацию».
Практическая работа №13 «Влияние концентрации раствора на диссоциацию»
Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическаядиссоциация».
Раздел 7. Практикум по изучению свойств веществ основных классов
неорганических соединений.(11 часов)
Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение.
Лабораторный опыт №5. Наблюдение растворимости оксидов алюминия, натрия,
кальция и меди в воде.
Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение.
Практическая работа №14 « Определение Рн растворов»
Практическая работа №15 «Реакция нейтрализации Взаимодействиегидроксида
натрия с соляной кислотой»
Амфотерные оксиды и гидроксиды. Кислоты. Состав. Классификация.Номенклатура.
Получение кислот.
Химические свойства кислот.
Лабораторный опыт №6. «Взаимодействие металлов (магния, цинка,железа, меди)
с растворами кислот».
Соли. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей. Свойства солей.

Учебно-тематический план
№
п/п
1-2

3

4

5-6

7

8

9

1013

Тема урока

Кол-во
Форма
Основные учебные действия учащихся
часов
занятия
Раздел 1 Химическая лаборатория (4 часа)
Правила техники
2
Беседа,
Знать правила техники безопасности
безопасности при
рассказ.
припроведении исследований. Знать
проведении
Инструктаж.
состав медицинской аптечки и уметь
исследований,
оказать первую медицинскую помощь
медицинские
аптечки первой
помощи в кабинете
химии. Инструктаж
по технике
безопасности.
Знакомство с
1
Знакомство с Уметь работать со спиртовкой,
химической
весами, мерной посудой
лабораторным
лабораторией.
оборудованием
Беседа
Хранение
1
Знакомство с Знать классификацию реактивов по
группамхранения и их действие на
материалов и
химической
реактивов в
лабораторией. организм.
Правильно оформлять
химической
Беседа
химическийэксперимент
лаборатории
Раздел 2. Вещества, которые нас окружают 24 часа (9 часов)
Лекция
Должны знать: определение атома,
Простые и сложные 2
Лабораторная простогои сложного вещества,
вещества.
работа № 1
отличие смеси и сложного вещества
Химические
Должны уметь: различать простые и
элементы. Л/О №1.
сложные вещества, смеси и сложные
Ознакомление с
вещества
образцами простых
и сложных веществ.
1
Семинар.
Знать объёмную долю составных
Состав атмосферы.
частейвоздуха
Кислород как
важнейший
компонент
атмосферы.
1
Л./р.
Лабораторная
Экспериментально определить
работа № 2
содержаниекислорода
«Получение
кислорода из
перекиси водорода,
доказательство его
наличия».
1
Круглый стол Умение характеризовать свойства
Вода в масштабе
планеты.
воды (химические свойства
Физические
основных классовнеорганических
свойства, парадоксы
веществ),
воды, строение
воды
Показатели
Лабораторная Умение характеризовать свойства
4
качества воды.
работа
воды
(химические свойства основных
классов

неорганических веществ),

Исследование воды
из разных
источников
Лабораторная
работа №3
«Определение
водопроводной и
дистиллированной
воды»
Лабораторная
работа №4
«Окраска
индикаторов в
нейтральной среде»
14

15

16

17

18

19

20

Чистые вещества и
смеси.
Классификация
смесей.
Способы
разделения смесей:
действие магнитом,
отстаивание,
фильтрование,
выпаривание,
кристаллизация,
дистилляция.
Практическая
работа №1 «Чистые
вещества и смеси»
Практическая
работа №2 «
очистка воды и
воздуха от твердых
частиц»

Раздел 3. Явления, происходящие с веществами (4 часа)
1
Лекция.
Сформировать понятия о чистом
веществе исмеси веществ

1

Обсуждение,
«мозговой
штурм».

Уметь характеризовать сущность
понятийчистые вещества и смеси и
способы разделения смесей

1

Практическая
работа

Закрепить понятия о чистом
веществе исмеси веществ

1

Практическая
работа

Закрепить знания о методах
очисткивеществ от твердых
частиц

Раздел 4. Основы экспериментальной химии (19 часов)
1
Практическая
Практическая
работа
работа №3
Изучение свойств
Использование практических и
веществ: нагревание
лабораторных работ, несложных
воды, нагревание
экспериментов для
оксида кремния
доказательства выдвигаемых
(IV).
1
Практическая
Практическая предположений; описание
результатов этих работ
работа
работа
№4«Измерение
температуры
кипения воды с
помощью датчика
температуры и
термометра»
Практическая
1
Практическая Использование практических работ
для

21

22

23

2425

2627

2831

3235
36

3738

работа
№5«Определение
температуры
кристаллизации
вещества»
Физические и
химические
явления. Выделение
и поглощение тепла
– признак
химической
реакции
Практическая
работа №6
«Экзотермическая
реакция»
Практическая
работа №7
«Эндотермическая
реакция»
Скорость
химических
реакций

Химические
превращения.
Химические
реакции.
Химические
уравнения.
Выполнение
тренировочных
упражнений по
составлению
уравнений
химических
реакций
Типы химических
реакций
Практическая
работа №8»Типы
химических
реакций»

работа

познания окружающего мира
различных методов (наблюдение,
измерение, опыт, эксперимент,
моделирование и др.)

1

Лекция

Познакомиться с важнейшими
хим. понятиями: физические и
химическиеявления,
химическая реакция; умение
отличать химические реакции
от физических явлений

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

Использование практических и
лабораторных работ, несложных
экспериментов для
доказательства выдвигаемых
предположений; описание
результатов этих работ

2

Коллективная
работа

2

Коллективная
работа

4

Коллективная
работа

4
1

Практическая
работа

Знать определение скорости
химическойреакции и её
зависимость от условий
протекания реакции. Понимать
значениетерминов «катализатор»,
«ингибитор»,
«ферменты».
Умение характеризовать основные
положения атомно -молекулярного
учения,понимать его значение
Умение составлять уравнения хим.
реакций.

Умение определять реагенты и
продуктыреакции; расставлять
коэффициенты в уравнениях
реакций на основе закона
сохранения массы веществ

Раздел 5. Основы расчетной химии(10 часов)
2
Моль — единица
Умение вычислять: количество
Решение
количества
веществаили массу по количеству
задач
вещества. Молярная
вещества или массе реагентов или
масса.
продуктов реакции

3942

Вычисления по
химическим
уравнениям.

4

4344

Закон Авогадро.
Молярный объем
газов.
Относительная
плотность газов.

2

4546

Решение
2
Решение
экспериментальных
задач
задач по теме
«Практикум по
изучению свойств
веществ основных
классов
неорганических
соединений »
Раздел 6. Основы электролитической диссоциации (11 часов)
Практическая
1
Практическая Исследовать электропроводность
воды взависимости от способа её
работа №9
работа
очистки
«Очистка воды от
растворимых
примесей»
Лекция
Знать определения понятий
Электролитическая 1
«электролит»,
диссоциация –
«неэлектролит»,
главное условие
«электролитическая
протекания реакций
диссоциация»
в растворах.
Знать определения понятий «кислота»,
Электролитическая 1
«Мозговой
«основание», «соль» с точки зрения
диссоциация
штурм»,
теорииэлектролитической
кислот, щелочей и
Обсуждение
солей.
диссоциации. Уметь объяснять
общие свойства кислотных и
щелочных растворов наличием в них
ионовводорода и гидроксид - ионов
соответственно, а также составлять
уравнения электролитической
диссоциациикислот, оснований и
солей.
1
Практическая
Практическая Проиллюстрировать
экспериментом классификацию
работа №10
работа
веществ на электролиты и
«Электролитическая
диссоциация»
неэлектролиты

47

48

49

50

Умение вычислять молярную массу
по формуле соединения, количество
вещества,
объем или массу по количеству
вещества,
объему или массе реагентов или
продуктов
реакции
Умение вычислять: количество
вещества,объем или массу по
количеству вещества,объему или
массе реагентов и продуктов
реакции; (находить объём газа по
известному количеству
вещества (и производить
обратные вычисления))
Умение: характеризовать химические
свойства основных классов
неорганическихвеществ; определять
принадлежность веществ к
определенному классу соединений
составлять формулы неорганических
соединений изученных классов

51

52

53

Практическая
работа№11
«Сильные и слабые
электролиты»
Практическая
работа№12»
Влияние
температуры на
диссоциацию»
Практическая
работа №13
«Влияние
концентрации
раствора на
диссоциацию»

1

Закрепить понятия «сильный» и
«слабый»электролит.

1

Иметь представление о роли
температуры вэлектролитической
диссоциации

1

Иметь представление о влиянии
концентрации раствора электролита на
его электролитическую диссоциацию

Уметь осуществлять химические
опыты на знание качественных
реакций; составлять полные и
сокращённые ионные уравнения
необратимых реакций и разъяснять
их сущность. Характеризовать
условия течения
реакций, идущих до конца, в
растворахэлектролитов
Раздел 7. Практикум по изучению свойств веществ основных классов неорганических
соединений (11 часов)
58- Оксиды:
2
Круглый стол, Умение называть соединения
59 классификация,
изученных классов (оксидов);
Л/р.
номенклатура,
определять принадлежность
свойства,
веществ к определенномуклассу
получение,
соединений (оксидам);
применение.
характеризовать химические
Лабораторный опыт
свойства основных классов
№5. Наблюдение
неорганических веществ(оксидов);
растворимости
составлять формулы
оксидов алюминия,
неорганических соединений
натрия, кальция и
изученных классов (оксидов)
меди в воде.
60 Гидроксиды.
1
Лекция
Умение называть соединения
Основания:
изученных классов (оснований),
классификация,
определять принадлежность
номенклатура,
веществ к определенномуклассу
получение.
соединений (основаниям)
61 Практическая
1
Практическая Сформировать представление о
работа
Рн как охарактеристике сред
работа №14 «
Определение РН
растворов»
5457

4
Решение
экспериментальных
задач по теме
«Электролитическая
диссоциация»

Практическая
работа

Решение
задач

Изучить сущность реакции
нейтрализации

Практическая
работа №15
«Реакция
нейтрализации
Взаимодействие
гидроксида натрия с
соляной кислотой»
Амфотерные
оксиды и
гидроксиды.

1

1

Доклады

64

Кислоты. Состав.
Классификация.
Номенклатура.
Получение кислот.

1

Коллективная
работа

65

Химические
свойства кислот
Лабораторный опыт
№6.
Взаимодействие
металлов (магния,
цинка, железа,
меди) с растворами
кислот

1

Коллективная
работа

66

Соли.
Классификация.
Номенклатура.
Способы получения
солей

1

Коллективная
работа

67

Свойства солей

1

Коллективная
работа

68

Урок обобщение

1

62

63

Умение характеризовать химические
свойства основных классов
неорганическихсоединений
(амфотерных неорганических
соединений)
Умение называть соединения
изученных классов (кислот);
определять принадлежность
веществ к определенномуклассу
соединений (кислот); умение
составлять формулы
неорганическихсоединений
изученных классов
Умение составлять уравнения
химических реакций,
характеризующих химические
свойства кислот; умение распознавать
опытным путем растворы кислот и
щелочей

Умение составлять формулы
неорганических соединений
изученных классов (солей); умение
называть соединения изученных
классов (солей); определять
принадлежность веществ к
определенному классу соединений
(солей);умение составлять формулы
неорганических соединений
Умение характеризовать свойства
изученных классов неорганических
веществ(солей); умение составлять
уравнения
химических реакций,
характеризующиххимические
свойства солей
Подведение итогов

Перечень доступных источников информации
В разделе представлен список книг и ссылок на сайты, в которых более
подробно освещены различные аспекты рассматриваемых вопросов. Их
можно рекомендовать как учителю, так и обучаемым, проявившим интерес к
изучаемой теме
1.
Васильев В.П., Морозова Р.П., Кочергина Л. А. Практикум по
аналитической химии: Учеб. пособие для вузов. — М.: Химия, 2000. —328 с.
2.
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии
и занимательные опыты. ГДР. 1974. Пер. с нем. — Л.: Химия,1979. — 392 с.
3.
Дерпгольц В. Ф. Мир воды. — Л.: Недра, 1979. — 254 с.
4.
Жилин Д. М. Общая химия. Практикум L-микро. Руководство для
студентов. — М.: МГИУ, 2006. — 322с.
5.
Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней
школе/ Беспалов П. И. Дорофеев М.В., Жилин Д.М., Зимина А.И.,
Оржековский П.А. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 229 с.
6.
Леенсон И.А. 100 вопросов и ответов по химии: Материалы для
школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: Учебное
пособие. — М.: «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002.
— 347 с.
7.
Леенсон И. А. Химические реакции: Тепловой эффект, равновесие,
скорость. — М.: ООО «Издательство Астрель, 2002. — 192 с.
8.
Неорганическая химия: В 3 т./ Под ред. Ю. Д. Третьякова. Т. 1:
Физико-химические основы неорганической химии: Учебник для студ. высш.
учеб. заведений/М. Е. Тамм, . Ю. Д. Третьяков. — М.: Издательский центр
«Академия», 2004. —240 с.
9.
Петрянов И. В. Самое необыкновенное вещество в мире. — М.:
Педагогика, 1976. — 96 с.
10.
Стрельникова Л. Н. Из чего всё сделано? Рассказы о веществе. — М.:
Яуза-пресс. 2011. — 208 с.
11.
Сусленникова В.М, Киселева Е. К. Руководство по приготовлению
титрованных растворов. — Л.: Химия, 1967. — 139 с.

12.
Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия / Глав. ред.В. А. Володин,
вед. науч. ред. . И. Леенсон. — М.: Аванта +, 2003. — 640 с.
13. Чертков И.Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми
количествами реактивов. М.: Просвещение, 1989. — 191 с.
14. Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественнонаучной
грамотности.
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti
15. Сайт МГУ. Программа курса химии для учащихся 8—9 классов
общеобразовательной
школы.
http://www.chem.msu.su/rus/books/20012010/eremin-chemprog.
16. Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/catalog.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».