Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Наследие» (МБОУ ЦО «Наследие») ПРИНЯТО педагогическим советом МБОУ ЦО «Наследие» (Протокол от 29. 05.2023 г №24) УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ ЦО «Наследие» __________Э.Г.Фархутдинов от 29.05.2023г. №32-од. Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная биология» 6– 7 классы (с использованием средств обучения и воспитания Центра «Точка роста») с. Акбаш 2023г «Занимательная биология» Пояснительная записка Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях. Программа курса внеурочной деятельности естественно-научной направленности реализуется с использованием средств обучения и воспитания Центра «Точка роста» Актуальность программы Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации внеурочной деятельности по предмету биология, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Внеурочная деятельность по биологии организуется для обучающихся 6-7 классов. Среди отличительных особенностей данной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно - научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы. Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биологоэкологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Занятия позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии и экологии, так как программа предусматривает участие школьников в предметных олимпиадах и конкурсах. Цель и задачи Цель: формирование у учащихся интереса к изучению живых организмов, так как много интересной информации остается за страницами учебника. Задачи программы: Образовательные Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека. Способствовать популяризации у обучающихся биологических знаний. Знакомить с биологическими специальностями. Развивающие Развитие навыков наблюдения за биологическими объектами, сравнения. Развитие навыков общение и коммуникации. Развитие творческих способностей ребенка. Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов. Воспитательные Воспитывать интерес к миру живых существ. Воспитывать ответственное отношение к порученному делу. Отличительные особенности Деятельность школьников при изучении курса «Занимательная биология» имеет отличительные особенности: имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности. Возраст обучающихся Программа внеурочной деятельности «Занимательная биология» предназначена для обучающихся 12-13 лет. Сроки реализации Программа рассчитана для обучающихся 6-7 классов, срок реализации: год: 68 часов в год (2 часа в неделю). Формы занятий Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, выступление, выставка, экскурсии, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие. Планируемые результаты Личностные результаты: знания основных принципов и правил отношения к живой природе; познавательный интерес к изучению живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы). Метапредметные результаты: Умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение). Необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами. Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 2. В ценностно-ориентационной сфере: Знание основных правил поведения в природе. Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. 3. В сфере трудовой деятельности: Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии. Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальной иглой, лупой, микроскопом). 4. В эстетической сфере: Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Формы контроля текущий контроль зачетный практикум обобщающий (итоговый) контроль в форме презентации результатов проведенных исследований. Возможные результаты: 1. составление памяток, листовок, буклетов, альбомов, газет, коллажа, коллекций, макетов, моделей, плакатов, серий иллюстраций, фотоальбомов, рисунков. 2. грамоты, сертификаты, дипломы за участие в различных конкурсах, олимпиадах. №занятия Учебно-тематический план Тема занятия Содержание Количество часов Форма контроля 1-3 Вводное занятие Правила поведения в кабинете, правила работы с лабораторнымоборудованием 1 Устный зачет 4-9 Я - натурали ст Экскурсия «Живая и неживаяприрода». 2 10-11 Я- исследователь, открывающий невидимое Лабораторная работа «Устройство микроскопа» 1 Творческий отчет по экскурсии Устный зачет 12-16 Я -цитолог Лабораторная работа «Строение растительных клеток» Лабораторные работы: «Выращивание плесени, рассматривание её под микроскопом», «Влияние различных факторов на образование плесени». Доклад «Значение плесневых грибов в природе и в жизни человека» Экскурсия « Изменение состояниядеревьев на экологической тропе» Растения- рекордсмены 2 Создание модели клетки из пластилина 3 Презентация, доклад 2 Лекарственные растения и правила их сбора Растения- символы 4 Творческий отчет по экскурсии Альбом или «Книжка раскладушка» Буклет или листовка. Памятка 3 Плакат Исследовательская работа «Опасные и полезные растения школы» Отчеты обучающихся 12 Исследовательская работа 1 Защита творческих работ 17-23 Я -миколог 24-32 Я -дендроло г 33-41 Я -ботаник 42-48 Я - ботаник 49-51 Я -натурали ст 52-67 Я-ботаник 68 Итоговое занятие 4 Содержание курса Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии. Ботаника - наука о растениях. Зоология - наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микробиология - наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия - наука о химическом составе клеток и организмов. Цитология - раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы. Физиология - наука о жизненных процессах. Этология дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология - наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология - наука о бактериях. Биогеография - наука изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Дендрология - раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика - научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология - наука о грибах. Морфология изучает внешнее строение организма. Орнитология - раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Анатомия - наука о строении тела организмов и их частей. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса Словесный; Наглядный; Практический; Метод контроля; Объяснительно-иллюстративный; Исследовательский; Творческий. Формы подведения итогов Участие в конкурсных мероприятиях; Выступления детей на занятиях; Контрольные занятия; Создание различных творческих работ; Защита исследовательских работ, проектов. Техническое оснащение занятий Для реализации программы имеется: Ноутбук мультимедийный проектор экран, микроскопы лупы комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Список используемой учебно-методической литературы 1. Н.И. Шорина. Биология: Практикум по ботанике. 6-7 классы.- М: НЦ ЭНАС, 2003. 2. В.П. Александрова, И.В. Болголова, Е.А. Нифантьева. Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования. 6-7 классы. – М.: Вако, 2014. 3. В.П. Александрова, И.В. Болголова. Культура здоровья человека: Практикум сосновами экологического проектирования. 8 класс. – М.: Вако, 2015. 4. М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина. Занимательные материалы и факты по общейбиологии в вопросах и ответах; 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2005г. 5. sites.google.com›a/sch87.ru/testova/biologia window.edu.ru›resource/880/29880/files/ssu016.pd