КВД Занимательная биология 6-7 кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Наследие»
(МБОУ ЦО «Наследие»)
ПРИНЯТО
педагогическим советом
МБОУ ЦО «Наследие»
(Протокол от 29. 05.2023 г
№24)

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ ЦО «Наследие»
__________Э.Г.Фархутдинов
от 29.05.2023г. №32-од.

Программа курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуальной направленности
«Занимательная биология»
6– 7 классы
(с использованием средств обучения и воспитания Центра «Точка роста»)

с. Акбаш
2023г

«Занимательная биология»
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление
обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и
осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования
в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе
учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной
программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной
одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной
воспитательной работы, организованной при кабинете биологии. Применение игровой
методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать
более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их
в интеллектуальных соревнованиях.
Программа курса внеурочной деятельности
естественно-научной направленности реализуется с использованием средств обучения
и воспитания Центра «Точка роста»

Актуальность программы
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому
человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет
нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс
познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри
биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации
внеурочной деятельности по предмету биология, т.к. биологическое образование
формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Внеурочная деятельность по биологии организуется для обучающихся 6-7
классов.
Среди отличительных особенностей данной программы можно назвать
следующие: охватывает большой круг естественно - научных исследований и является
дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании
различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биологоэкологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом
региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятия позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире
живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области
биологии и экологии, так как программа предусматривает участие школьников в
предметных олимпиадах и конкурсах.

Цель и задачи
Цель: формирование у учащихся интереса к изучению живых организмов, так как
много интересной информации остается за страницами учебника.
Задачи программы:
Образовательные
 Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
 Способствовать популяризации у обучающихся биологических знаний.
 Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
 Развитие навыков наблюдения за биологическими объектами, сравнения.
 Развитие навыков общение и коммуникации.
 Развитие творческих способностей ребенка.
 Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и
исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности,
проведения опытов.
Воспитательные
 Воспитывать интерес к миру живых существ.
 Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Отличительные особенности
Деятельность школьников при изучении курса «Занимательная биология» имеет
отличительные особенности:
 имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и
возрастные особенности детей;
 групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных
умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою
точку зрения и др.;
 работа с различными источниками информации обеспечивает формирование
информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой
информации;
 реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей
к различным видам деятельности.
Возраст обучающихся
Программа внеурочной деятельности «Занимательная биология» предназначена
для обучающихся 12-13 лет.
Сроки реализации
Программа рассчитана для обучающихся 6-7 классов, срок реализации: год:
68 часов в год (2 часа в неделю).
Формы занятий
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и
индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, выступление,
выставка, экскурсии, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. Данные формы работы
дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность,
творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Планируемые результаты
Личностные результаты:
 знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
 познавательный интерес к изучению живой природы;
 интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы).
Метапредметные результаты:
 Умение работать с разными источниками информации, анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
 Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
 Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и
бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение).
 Необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.
 Классификация - определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе.
 Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы.
 Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения.
 Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и
объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
 Знание основных правил поведения в природе.
 Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
 Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
 Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальной иглой, лупой, микроскопом).
4. В эстетической сфере:
 Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
Формы контроля
текущий контроль
зачетный практикум
обобщающий (итоговый) контроль в форме презентации результатов
проведенных исследований.
Возможные результаты:

1. составление памяток, листовок, буклетов, альбомов, газет, коллажа, коллекций,
макетов, моделей, плакатов, серий иллюстраций, фотоальбомов, рисунков.
2. грамоты, сертификаты, дипломы за участие в различных конкурсах, олимпиадах.

№занятия

Учебно-тематический план
Тема занятия Содержание
Количество
часов

Форма контроля

1-3
Вводное занятие

Правила поведения в
кабинете, правила работы с
лабораторнымоборудованием

1

Устный зачет

4-9
Я - натурали ст

Экскурсия «Живая и
неживаяприрода».

2

10-11
Я- исследователь,
открывающий
невидимое

Лабораторная работа
«Устройство микроскопа»

1

Творческий
отчет по
экскурсии
Устный зачет

12-16
Я -цитолог

Лабораторная работа
«Строение
растительных
клеток»
Лабораторные работы:
«Выращивание
плесени,
рассматривание её
под
микроскопом», «Влияние
различных факторов на
образование плесени».
Доклад
«Значение плесневых
грибов в природе и в
жизни человека»
Экскурсия « Изменение
состояниядеревьев на
экологической тропе»
Растения- рекордсмены

2

Создание модели
клетки из
пластилина

3

Презентация, доклад

2

Лекарственные растения и
правила
их сбора
Растения- символы

4

Творческий
отчет по
экскурсии
Альбом или
«Книжка раскладушка»
Буклет или листовка.
Памятка

3

Плакат

Исследовательская работа
«Опасные и полезные
растения школы»
Отчеты обучающихся

12

Исследовательская
работа

1

Защита творческих
работ

17-23
Я -миколог

24-32
Я -дендроло г
33-41
Я -ботаник
42-48
Я - ботаник
49-51
Я -натурали ст
52-67
Я-ботаник
68
Итоговое занятие

4

Содержание курса
Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли
ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии.
Ботаника - наука о растениях. Зоология - наука, предметом изучения которой
являются представители царства животных. Микробиология - наука о бактериях.
Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия - наука о химическом
составе клеток и организмов. Цитология - раздел биологии, изучающий клетки, их
строение, функции и процессы. Физиология - наука о жизненных процессах. Этология дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология - наука о
взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология - наука о
бактериях. Биогеография - наука изучает закономерности географического
распространения и распределения организмов. Дендрология - раздел ботаники,
предметом изучения которого являются деревья. Систематика - научная дисциплина, о
классификации живых организмов. Микология - наука о грибах. Морфология изучает
внешнее строение организма. Орнитология - раздел зоологии, посвященный изучению
птиц. Анатомия - наука о строении тела организмов и их частей.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Словесный;
Наглядный;
Практический;
Метод контроля;
Объяснительно-иллюстративный;
Исследовательский;
Творческий.
Формы подведения итогов
Участие в конкурсных мероприятиях;
Выступления детей на занятиях;
Контрольные занятия;
Создание различных творческих работ;
Защита исследовательских работ, проектов.
Техническое оснащение занятий
Для реализации программы имеется:
 Ноутбук
 мультимедийный проектор
 экран, микроскопы
 лупы
 комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ.

Список используемой учебно-методической литературы
1. Н.И. Шорина. Биология: Практикум по ботанике. 6-7 классы.- М: НЦ
ЭНАС, 2003.
2. В.П. Александрова, И.В. Болголова, Е.А. Нифантьева. Экология
живых организмов: Практикум с основами экологического
проектирования. 6-7 классы. – М.: Вако, 2014.
3. В.П. Александрова, И.В. Болголова. Культура здоровья
человека: Практикум сосновами экологического
проектирования. 8 класс. – М.: Вако, 2015.
4. М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина. Занимательные материалы и
факты по общейбиологии в вопросах и ответах; 5-11 классы.
Волгоград: Учитель, 2005г.
5. sites.google.com›a/sch87.ru/testova/biologia
window.edu.ru›resource/880/29880/files/ssu016.pd


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».