РП Литературное чтение на родном(татарском)языке 1-4 классы

Пояснительная записка.
Программа по литературному чтению на родном (татарском) языке на уровне
начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи
учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на
современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
Курс литературного чтения на родном (татарском) языке направлен на формирование у
обучающихся первоначальных знаний о татарской литературе, интереса к чтению,
культуры восприятия художественного текста; на воспитание нравственности, любви к
родному краю и государству через осознание своей национальной принадлежности.
В 1 классе литературное чтение на родном (татарском) языке начинается после
окончания курса «Обучение грамоте».
Учебный предмет обеспечивает реализацию межпредметных связей с другими
дисциплинами гуманитарного цикла, особенно с учебным предметом «Родной (татарский)
язык».
В содержании программы по литературному чтению на родном (татарском) языке
выделяются

следующие

содержательные линии:

виды

речевой

и

читательской

деятельности, работа с текстом художественного произведения, литературоведческая
пропедевтика, творческая деятельность обучающихся, круг детского чтения.
В программу по литературному чтению на родном (татарском) языке включены
лучшие образцы татарской

детской

литературы

и

татарского фольклора.

При

формировании содержания Программы учтены эстетическая и нравственная ценность
текстов, их жанровое и тематическое разнообразие, читательские предпочтения.
Произведения даны в рамках тематических разделов, обусловленных возрастом и
интересами обучающихся.
Содержание программы по литературному чтению на родном (татарском) языке
направлено на воспитание нравственно развитой и ответственной личности, на
формирование

патриотических

чувств

через

осознание

своей

национальной

принадлежности.
Изучение литературного чтения на родном (татарском) языке направлено на достижение
следующих целей:

2

воспитание ценностного отношения к татарской литературе как существенной
части родной культуры;
формирование грамотного читателя, который в будущем сможет самостоятельно
выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения
или исходя из поставленной учебной задачи, а также использовать свою читательскую
деятельность как средство для самообразования.
Достижение поставленных целей реализации программы по литературному чтению на
родном (татарском) языке предусматривает решение следующих задач:
воспитание интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора;
формирование и совершенствование техники чтения вслух и про себя, развитие
приёмов понимания (восприятия и осмысления) текста;
формирование коммуникативных умений обучающихся;
развитие устной и письменной речи обучающихся на родном (татарском) языке
(диалогической и монологической);
формирование нравственных и эстетических чувств обучающихся, обучение
пониманию духовной сущности произведений;
развитие способности к творческой деятельности на родном (татарском) языке.
Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на
родном (татарском) языке, – 112 часов: в 1 классе – 10 часов (1 час в неделю), во 2 классе
– 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 17 часов (0,5
час в неделю).

3

Содержание.

1 класс.
Учат в школе...
Произведения о школьной жизни, уроках, одноклассниках, праздниках в школе.
Произведения для чтения.
М. Джалиль, «Беренче дәрес» («Первый урок»). Б. Рахмет, «Рәсем ясыйбыз» («Мы
рисуем»). М. Магдеев, «Мәктәптә беренче көн» («Первый день в школе»). Дж. Дарзаман,
«Тискәре хәрефләр» («Непослушные буквы»). Х. Туфан, «Казан» («Казань»). Ш. Маннур,
«Яхшы бел» («Знай хорошо»).
Произведения русской литературы.
В. Голявкин, «Парта астында» («Как я под партой сидел»).
Моя семья.
Произведения о семье и её роли в жизни человека, о членах семьи, семейных традициях,
ситуациях общения в семье.
Произведения для чтения.
Г. Тукай «Безнең гаилә» («Наша семья»), Р. Валиев «Барысын да яратам» («Всех
люблю»), Ш. Галиев «Дәү әнигә күчтәнәч» («Гостинцы для бабушки»), Дж Дарзаман
«Исем таптым» («Придумала имя»).
Татарское устное народное творчество. Считалки, заклички.
Малые жанры татарского устного народного творчества, их место в нашей жизни,
ситуации использования.
Считалки.
Заклички.
Красивая природа.
Произведения о природе, о её красоте и важности её сохранения.
4

Произведения для чтения.
И. Туктар «Җем-җем!.. Чвик!», Ф. Садриев «Яңгыр, яу, яу, яу!» («Дождик, лей, лей,
лей!»), Ш. Галиев «Тәмле җәй» («Вкусное лето»).
Литературоведческая пропедевтика.
Считалка, закличка, рассказ, стихотворение, рифма.
2 класс.
Наступила золотая осень.
Произведения о красоте осенней природы, осеннего леса, о празднике 1 сентября.
Произведения для чтения.
Б. Рахмет «Сара мәктәпкә бара» («Сара идёт в школу»), Р. Валиева «Көз»
(«Осень»), Г. Хасанов «Көзге бакча» («Осенний сад»), Л. Лерон «Яфрак бәйрәме»
(«Праздник листьев»), Ф. Яруллин «Көзге табын» («Осенние яства»), И. Туктар «Урман
букеты» («Лесной букет»).
Фольклор. Татарское устное народное творчество. Пословицы и поговорки. Загадки.
Малые жанры устного народного творчества.
Пословицы и поговорки.
Тематика и проблематика. Значение пословиц. Ситуации использования в речи
пословиц и поговорок.
Загадки.
Смекалка и находчивость в решении загадок.
Как прекрасен этот мир!
Произведения, отражающие красоту внешнего и внутреннего мира, красоту
природы, труда, дружеских отношений.
Произведения для чтения.
Л. Лерон «И ямьле дә соң бу дөнья!» («Как прекрасен этот мир!»), Г. Тукай, «Эш
беткәч уйнарга ярый» («Закончил дело – гуляй смело»).
5

Зимушка-зима.
Произведения, раскрывающие образы зимней природы, красоту зимнего леса, тему
природы и человека. Праздник Новый год.
Произведения для чтения.
А. Еники «Кышкы урман» («Зимний лес»), А. Алиш «Январь», Б. Рахмет «Кыш һәм
кеше» («Зима и человек»), С. Урайский «Чыршы янында» («Вокруг ёлки»).
Произведения русской литературы.
К. Ушинский «Дүрт теләк» («Четыре желания»).
Родина моя, мой родной язык...
Произведения, раскрывающие образ Родины, ее значение в жизни человека,
рассказывающие о важности сохранения родного языка.
Произведения для чтения.
Г. Тукай «Туган тел» («Родной язык»), Р. Файзуллин «Синеке – илнеке» («Твоё –
родное»), Г. Баширов «Безнең Татарстан» («Наш Татарстан»)., А. Рашитов «Кояшлы ил –
бәхет иле» («Солнечная страна – страна счастья»).
Весна к нам пришла.
Произведения, раскрывающие образ весны в литературе. Описание весенних
месяцев, оживание природы, жизнь птиц и зверей.
Произведения для чтения.
Н. Мадьяров «Кар астыннан чыкты яз» («Весна выглянула из-под снега»),
Р. Миннуллин «Яз керде өебезгә» («Весна пришла к нам в дом»), А. Бикчантаева «Март
аенда» («В марте месяце»), Г. Баширов «Язгы авазлар» («Весенние звуки»).
Посмеёмся вместе.
Произведения о весёлых и смешных ситуациях в жизни школы, других
обучающихся, друзей.
Произведения для чтения.

6

Р. Миннуллин «Малайлар сөйләшә» («Мальчишки разговаривают»), Ш. Галиев
«Онытылган...» («Забыл...»), Р. Валиев «Бу класска ни булган?» («Что случилось с этим
классом?»).
Здравствуй, лето!
Произведения, отражающие красоту летней природы. Стихотворения о весёлом и
интересном проведении времени в летние каникулы.
Произведения для чтения.
Л. Лерон «Безне җәй көтә» («Ждёт нас лето»), Р. Валиева, «Исәнме, җәй!»
(«Здравствуй, лето!»).
Литературоведческая пропедевтика.
Пословица, поговорка, загадка, синоним, антоним.
3 класс.
Книга – кладезь знаний.
Произведения, отражающие ценность книги, роль чтения в жизни человека и
значимость книги в становлении личности.
Произведения для чтения.
М. Гафури «Китап һәм балалар» («Книга и дети»), Д. Тарджеманов «Якын дус»
(«Близкий друг»), З. Туфайлова «Безнең китапханәдә» («В нашей библиотеке»),
Х. Халиков «Китап докторы» («Книжный доктор»), В. Нуриев «Китап» («Книга»).
Устное народное творчество. Сказки.
Произведения народного творчества – сказки. Виды сказок, сказочные персонажи.
Победа добра над злом. Татарские народные сказки.
Произведения для чтения.
Татарские народные сказки «Гөлчәчәк» («Гульчачак»), «Шүрәле» («Шурале»).
Произведения русского фольклора.
Русская народная сказка «Казлар-аккошлар» («Гуси-лебеди»).
7

В стране сказок.
Авторские сказки, их отличие от народных сказок.
Произведения для чтения.
Г. Тукай «Су анасы» («Водяная»), А. Алиш «Сертотмас үрдәк» («Болтливая утка»).
Наши маленькие друзья.
Произведения, раскрывающие отношения человека и природы. Образы зверей и
птиц в произведениях.
Произведения для чтения.
Р. Миннуллин «Акбайга» («Акбаю»), Й. Миннуллина «Этем югалды бүген»
(«Потерялся сегодня мой щенок»), Л. Амирханова «Минем нәни дусларым» («Мои
маленькие

друзья»),

А. Бикчантаева

«Сөйкемсез

песи»

(«Некрасивая

кошка»),

Н. Каштанов «Йөнтәс песи» («Пушистый котёнок»), сказка «Кем нәрсә ярата» («Кому что
нравится»).
Волшебное слово.
Произведения, раскрывающие смысл нравственных понятий.
Произведения для чтения.
И. Туктар «Рәхмәт

һәркемгә рәхәт» («Доброе слово каждому приятно»),

Д. Гайнетдинова «Изге сүз» («Святое слово»), М. Галлямова «Дуслар» («Друзья»),
Р. Файзуллин «Ничек яхшы булырга?» («Как стать хорошим?»).
Спортом занимаемся – здорово живём.
Произведения о здоровом образе жизни, физкультуре и спорте.
Произведения для чтения.
Х. Халиков «Хәрәкәттә – бәрәкәт» («В движении – сила»), Й. Шарапова «Татарстан
– спорт иле» («Татарстан – страна спорта»), Д. Дарзаман «Бар да җитез» («Все мы
ловкие»), Ш. Галиев «Витаминлы хәрефләр» («Витаминные буквы»), С. Ахметзянова
«Үрнәк алабыз» («Берём пример»).
Литературоведческая пропедевтика.
8

Сказка, авторская сказка, олицетворение.
4 класс.
Красота рядом.
Произведения, раскрывающие красоту внешнего и внутреннего мира человека.
Произведения для чтения.
Р. Валиев

«Яшә,

көмеш

кыңгырау»

(«Звени,

серебряный

колокольчик»),

Г. Мухамметшин «Хыял» («Мечта»), В. Хайруллина «Хозурлык һәм горурлык» («Красота
и гордость»), Р. Миннуллин «Атказанган сандугач» («Заслуженный соловей»), Ш. Галиев
«Җирдә миңа ни кирәк?» («Что мне нужно на Земле?»).
Татарское устное народное творчество. Мэзэки.
Татарское

устное

народное

творчество.

Народная

мудрость,

идеалы

и

представления в фольклорных произведениях.
Мэзэки как жанр устного народного творчества.
Дружба.
Произведения о дружбе, о взаимовыручке, о согласии и единстве.
Произведения для чтения.
Б. Рахмет «Минем дусларым» («Мои друзья»), Р. Мингалим «Дусларың гына
булсын» («Пусть будут друзья»), Х. Халиков «Яңа дус таптым» («Я нашёл нового друга»),
Д. Аппакова «Шыгырдавыклы башмаклар» («Скрипучие башмаки»).
Произведения русской литературы.
Н. Сладков. «Дуслар-ахирәтләр» («Друзья-товарищи»).
Книга природы.
Произведения о красоте природы родного края, об ответственности за мир
природы.
Произведения для чтения.

9

З. Туфайлова «Без утырткан урман» («Лес, посаженный нами»), Дж. Тарджеманов
«Тукран малае Шуктуган» («Шуктуган»), З. Ахмеров «Агачлар да авырый» («Деревья
тоже болеют»), А. Баян «Яхшылык кире кайта» («Добро возвращается обратно»),
Ш. Галиев «Курыкма, тимим» («Не бойся, не трону»).
Весёлые праздники.
Произведения о календарных, народных праздниках. Народные обычаи и традиции.
Произведения для чтения.
Н. Гайсин «Бүген бәйрәм» («Сегодня праздник»), Р. Хафизова «Нәүрүз килә»
(«Навруз

идёт»),

Р. Миннуллин

Р. Зайдулла

«Әйлән-бәйлән»

«Сабантуй

аланында»

(«Хоровод»),

(«На

С. Сулейманова

поляне
«Әниләр

Сабантуя»),
бәйрәме»

(«Праздник мам»).
День Победы.
Изображение в произведениях праздника Дня Победы. Дань погибшим, уважение к
ветеранам, рассказы фронтовиков.
Произведения для чтения.
Р. Миннуллин «Май килә» («Приближается май»), В. Хайруллина «Билгесез
солдат» («Неизвестный солдат»), М. Маликова «Һәйкәл янында» («У обелиска»),
Р. Курбан «Җиңү бәйрәме» («Праздник Победы»).
Литературоведческая пропедевтика.
Мэзэк, сравнение.

Планируемые результаты.
В результате изучения литературного чтения на родном (татарском) языке на
уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:

10

становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через
изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры
страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе
восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе
при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с
использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение
накопления

и

своего

видения

систематизации

мира,

индивидуальной

литературных

позиции

впечатлений,

посредством

разнообразных

по

эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

11

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной
информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (татарском) языке;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через
примеры из художественных произведений).
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных
произведений;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного
образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность

в

самостоятельной

читательской

деятельности,

саморазвитии

средствами татарской литературы, развитие познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений
фольклора и художественной литературы.
В результате изучения литературного чтения на родном (татарском) языке на
уровне

начального

общего

образования

у обучающегося

будут

сформированы

познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные

действия,

регулятивные

универсальные

учебные

действия,

совместная

деятельность.
12

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить
произведение

и

его

автора,

устанавливать

основания

для

сравнения

текстов,

устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять

существенный

признак

для

классификации,

классифицировать

произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать

нарушенную

последовательность

событий

(сюжета),

составлять

аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать

причинно-следственные

связи

в

сюжете

фольклорного

и

художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
13

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей,
справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию
в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно
создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
У

обучающегося

будут

сформированы

умения

общения

как

часть

коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать

устные

(описание,

рассуждение,

повествование)

и

письменные

(повествование) тексты;
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.

14

У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её
достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном
(татарском) языке с использованием предложенного образца.
Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (татарском)
языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
читать вслух (владеть техникой слогового плавного, осознанного и правильного
чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей, с переходом на чтение словами без
пропусков и перестановок букв и слогов), осознанно выбирать интонацию, темп чтения и
необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
определять (с помощью учителя) тему и главную мысль прочитанного или
прослушанного текста;
15

характеризовать литературного героя;
читать наизусть 1–2 стихотворения разных авторов;
различать отдельные жанры фольклора (считалки, заклички) и художественной
литературы (рассказы, стихотворения);
отличать прозаическое произведение от стихотворного, выделять особенности
стихотворного произведения (рифма);
находить средства художественной выразительности в тексте (уменьшительноласкательная форма слов);
составлять устное высказывание (2–3 предложения) на заданную тему по образцу
(на основе прочитанного или прослушанного произведения)
Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (татарском)
языке». К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
читать вслух (владеть техникой осознанного и правильного чтения вслух целыми
словами без пропусков и перестановок букв и слогов, с соблюдением при чтении
орфоэпических интонационных норм), уметь переходить от чтения вслух к чтению про
себя;
задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе
по прочитанному тексту;
самостоятельно определять тему и выделять главную мысль произведения;
определять хронологическую последовательность событий в произведении;
сопоставлять название произведения с его темой (о природе, о сверстниках, о
добре, зле);
строить короткое монологическое высказывание (краткий и развернутый ответ на
вопрос учителя);
характеризовать литературного героя, давать оценку его поступкам;
читать наизусть 2–3 стихотворения разных авторов;
ориентироваться в книге, учебнике, опираясь на её аппарат (обложку, оглавление,
иллюстрации);
16

различать отдельные жанры фольклора (пословицы и поговорки, загадки);
находить

в тексте средства художественной выразительности (синонимы,

антонимы);
читать художественное произведение по ролям;
писать короткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям.
Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (татарском)
языке». К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
читать вслух (владеть техникой осознанного чтения про себя и вслух целыми
словами с переходом на чтение группами слов без пропусков и перестановок букв и
слогов, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм);
в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее,
выборочное, ознакомительное);
задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного
характера, участвовать в беседе по прочитанному тексту;
определять позицию автора (вместе с учителем);
строить устное диалогическое и монологическое высказывания с соблюдением
норм татарского литературного языка;
составлять

план

текста

(вопросный,

номинативный);

пересказывать

текст

(подробно, выборочно, сжато);
читать наизусть 3–4 стихотворения разных авторов;
находить и различать средства художественной выразительности (олицетворение) в
произведениях устного народного творчества и в авторской литературе;
придумывать продолжение прочитанного произведения, сочинять произведения по
аналогии с прочитанным.
Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (татарском)
языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
читать про себя (используя технику автоматизированного чтения) и вслух
группами слов с соблюдением орфоэпических и интонационных норм;
17

иметь представление о содержании изученных литературных произведений,
указывать их авторов и названия;
делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для
пересказа;
самостоятельно характеризовать героев произведений, устанавливать взаимосвязь
между поступками, мыслями, чувствами героев; высказывать оценочные суждения о
героях прочитанных произведений;
читать наизусть 4–5 стихотворений разных авторов;
самостоятельно находить в тексте средства художественной выразительности
(сравнения), понимать их роль в произведении;
создавать собственный текст на основе художественного произведения, по
иллюстрациям, на основе личного опыта;
выполнять проектные задания с использованием различных источников и способов
переработки информации.

18

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
1 класс
Кол-во Характеристики основных видов
часов
деятельности обучающихся
5
Знакомиться с учебником, с
условными обозначениями.
Читать с установкой на смысловое
восприятие текста.
Понимать общее содержание
произведения.
Отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного текста.
Участвовать в беседе.
Рассматривать иллюстрации.
Характеризовать героя произведения,
давать оценку его поступкам.
Пересказывать текст по опорным
словам.
Работать в паре, составлять диалог по
образцу.
Читать выразительно наизусть
стихотворение.
Выполнять письменные упражнения в
рабочей тетради.

Тема

Содержание

Укыталар
мәктәпләр
дә...
(Учат в
школе...)

Рассказ М. Магдеева
«Мәктәптә беренче көн»
(«Первый день в школе»),
стихотворения М. Джалиля
«Беренче дәрес» («Первый
урок»), Дж. Дарзамана
«Тискәре хәрефләр»
(«Непослушные буквы») Б.
Рахмета «Рәсем ясыйбыз»
(«Рисуем»),(«Посчитаю»),
Детский журнал
«Сабантуй» о школе.
Школьная жизнь, уроки,
одноклассники. Праздники
в школе. Роль школы в
жизни человека.
Для заучивания наизусть:
Ш. Маннур «Яхшы бел»
(«Хорошо знай»).

Минем
гаилә
(Моя
семья)

Стихотворения Г. Тукая
5
«Безнең гаилә» («Наша
семья»), К. Булатовой
«Унга кадәр» («До
десяти»),Р. Валиева
«Барысын да яратам»
(«Всех люблю»), Ш.
Галиева «Дәү әнигә
күчтәнәч» («Гостинцы для
бабушки»), Роль семьи в
жизни человека. Члены
семьи, семейные традиции.
Ситуации общения в семье.
Внеклассное чтение: А.
Ахметгалиева «Безнең
өйдә» («В нашем доме»).
Литературоведческая
пропедевтика: рифма,
стихотворение.
Малые жанры татарского
2
устного народного
творчества: считалки,
заклички. Их место в нашей
жизни. Ситуации

Татар
халык
иҗаты.
Санамыш
лар,

Читать с установкой на смысловое
восприятие теста.
Отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного стихотворения.
Подтверждать свой ответ примерами
из текста.
Определять тему и главную мысль
прочитанного текста.
Характеризовать героя произведения.
Работать в паре, составлять диалог по
образцу.
Читать выразительно наизусть
стихотворение.
Выполнять письменные упражнения в
рабочей тетради.

Различать малые жанры фольклора.
Воспринимать на слух звучащую речь.
Отвечать на вопросы в устной форме.
Объяснять значения слов, обращаясь к
толковому словарю.
19

эндәшләр.
(Татарско
е устное
народное
творчеств
о.
Считалки,
заклички)
Ямьле
табигать
(Красивая
природа)

Итого

использования.
Творческая
работа:сочинение
считалок, закличек.
Литературоведческая
пропедевтика: считалка,
закличка.
Рассказы И. Туктара «Җемҗем!.. Чвик!», Ш. Галиева
«Тәмле җәй» («Вкусное
лето»). Умение видеть
красоту природы,
понимание важности ее
сохранения.
Внеклассное чтение: Р.
Валиева «Кыңгырау чәчәк»
(«Колокольчик»).
Проектная
работа:составление
книжки-малышки о буквах
«Күңелле Әлифба» («Наша
веселая Азбука»).
Литературоведческая
пропедевтика: рассказ.
Контрольная работа.

Сочинять считалки, заклички по
образцу.
Выполнять творческую работу.

5

Читать с установкой на смысловое
восприятие текста.
Участвовать в беседе по прочитанному
тексту.
Отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного произведения.
Составлять устное высказывание на
заданную тему по образцу.
Участвовать в создании проекта:
создавать книгу-малышку о буквах.

17 ч.

2 класс
Блок

Тема

Алтын көз
җитте
(Наступил
а золотая
осень)

Стихотворения Б. Рахмета
«Сара мәктәпкә бара»
(«Сара идет в школу»), Р.
Валиевой «Көз» («Осень»),
Г. Хасанова «Көзге бакча»
(«Осенний сад»), Ф.
Яруллина «Көзге табын»
(«Осенние яства»),рассказ
И. Туктара «Урман букеты»
(«Лесной букет»). Красота
осеннего леса, образы
природы, богатый урожай.
Праздник 1 сентября.
Тематический тест.
Литературоведческая
пропедевтика: синоним.

Татар

Малые жанры устного

Кол-во Характеристики основных видов
часов
деятельности обучающихся
5
Читать с установкой на смысловое
восприятие текста.
Работать с текстом художественного
произведения.
Участвовать в беседе по прочитанному
тексту.
Понимать смысл прочитанного
произведения.
Отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного текста.
Составлять вопросы по тексту.
Пересказывать текст по опорным
словам.
Строить короткое монологическое
высказывание.
Находить в тексте средства
художественной выразительности.
Рисовать иллюстрации к тексту.
Выполнять тестовые задания.
2
Различать малые жанры фольклора.
20

халык
авыз
иҗаты.
Мәкальәйтемнәр.
Табышма
клар
(Татарско
е устное
народное
творчеств
о.
Пословиц
ыи
поговорки
. Загадки)
И ямьле дә
соң бу
дөнья!
(Как
прекрасен
этот мир!)

Ап-ак
кыш
килде
(Зимушказима)

народного творчества:
пословицы и поговорки,
загадки. Тематика и
проблематика. Значение
пословиц. Смекалка и
находчивость в решении
загадок. Ситуации их
использования.
Литературоведческая
пропедевтика: пословица,
поговорка, загадка.

Воспринимать на слух звучащую речь.
Объяснять значения слов с помощью
толкового словаря.
Находить в тексте средства
художественной выразительности.

Рассказ Л. Лерона «И
4
ямьле дә соң бу дөнья»
(«Как прекрасен этот мир»),
стихотворения Г. Тукая
«Эш беткәч уйнарга ярый»
(«Кончил дело – гуляй
смело»), Р. Гаташа «Зәңгәр
ил – балачак иле»
(«Голубая страна – страна
детства»). Красота
внешнего и внутреннего
мира, красота природы,
труда, дружеских
отношений. Ситуации
общения по теме.
Внеклассное чтение: Э.
Шарифуллина. «Алтын
балык» («Золотая рыбка»).
Рассказы А. Еники «Кышкы 4
урман» («Зимний лес»), А.
Алиша «Январь»,
стихотворенияБ. Рахмета
«Кыш һәм кеше» («Зима и
человек»).
Образы зимней природы.
Красота зимнего леса.
Природа и человек.
Праздник Новый год.
Для заучивания наизусть:С.
Урайский «Чыршы
янында» («Вокруг ёлки»).
Творческая работа:рассказописание о зимней природе.

Читать с установкой на смысловое
восприятие текста.
Переходить от чтения вслух к чтению
про себя.
Работать с текстом художественного
произведения, определять главную
мысль произведения.
Отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного произведения.
Соотносить пословицу с главной
мыслью произведения.
Составлять вопросы по тексту.
Сравнивать произведения разных
поэтов на одну тему.
Рисовать иллюстрации к тексту.

Читать с установкой на смысловое
восприятие произведения.
Переходить от чтения вслух к чтению
про себя.
Работать с текстом художественного
произведения, определять тему
прочитанного произведения.
Отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного текста.
Строить короткое монологическое
высказывание.
Находить в тексте средства
художественной выразительности.
Рисовать иллюстрации к тексту.
Читать выразительно наизусть
стихотворение.
Выполнять творческую работу:
составить рассказ-описание
21

Туган
илем,
туган
телем...
(Родина
моя, мой
родной
язык...)

Яз керде
өебезгә
(Весна к
нам
пришла)

Көлке
көлә килә
(Посмеемс
я вместе)

Стихотворения Р.
6
Файзуллина «Синеке –
минеке» («Твое – родное»),
Э. Мукминовой «Туган
телем» («Мой родной
язык»), рассказ Г. Баширова
«Безнең Татарстан» («Наш
Татарстан»). Образ Родины,
ее значение в жизни
человека. Важность
сохранения родного языка.
Для заучивания наизусть:Г.
Тукай «Туган тел»
(«Родной язык»).
Внеклассное чтение:Г.
Мурат. «Татар космонавты»
(«Татарский космонавт»),
А. Синагул. «Татарстан
җирләре» («Татарстанские
земли»).
Тематический тест.
Литературоведческая
пропедевтика: антоним.
Стихотворения Н.
4
Мадьярова «Кар астыннан
чыкты яз» («Весна
выглянула из-под снега»),
Р. Миннуллина «Яз керде
өебезгә» («Весна пришла к
нам в дом»), Ф. Яруллина
«Композитор чыпчыклар»
(«Воробьи композиторы»),
А. Бикчантаевой «Март
аенда» («В марте месяце»).
Образ весны в литературе.
Весенние месяцы,
оживление природы, птицы
и звери.
Проектная работа:«Яз
килә» («Наступает весна»).
Стихотворения Р.
5
Миннуллина «Малайлар
сөйләшә» («Мальчишки
разговаривают»), Ш.
Галиева «Онытылган...»
(«Забыл...»), Р. Валиевой
«Бу класска ни булган?»
(«Что случилось с этим
классом?»), З. Гумеровой
«Кайда булсын – кесәмдә»
(«Как где? В кармане»).
Внеклассное чтение: М.

Читать с установкой на смысловое
восприятие текста.
Читать выразительно текст.
Работать с текстом художественного
произведения, определять тему и
главную мысль прочитанного
произведения.
Участвовать в беседе по прочитанному
тексту.
Отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного.
Соотносить пословицу с главной
мыслью произведения.
Читать выразительно наизусть
стихотворение.
Выполнять тестовые задания.

Читать с установкой на смысловое
восприятие текста.
Читать выразительно текст.
Работать с текстом художественного
произведения, определять тему
прочитанного произведения.
Отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного произведения.
Строить короткое монологическое
высказывание.
Составлять рассказ на основе
собственных наблюдений.
Находить в тексте и понимать
значение и роль средств
художественной выразительности.
Принимать участие в создании
проектной работы.
Читать выразительнотекст.
Читать по ролям.
Прогнозировать содержание
произведения по заголовку,
иллюстрациям, ключевым словам.
Соотносить заглавие с содержанием.
Отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного текста.
Характеризовать героя произведения,
давать оценку его поступкам.
Пересказывать текст с изменением
лица рассказчика.
22

Магдеев «Чисталык өчен
көрәш» («Борьба за
чистоту»), А. Ахметгалиева
«Әби, Илнур һәм
шигырь...» («Бабушка,
Илнур и стихотворение...»).
Рассказ Ш. Камала «Җәйге
Исәнме,
иртә» («Летнее утро»),
җәй
(Здравству стихотворения Р. Валиевой
«Исәнме, җәй»
й, лето)
(«Здравствуй, лето»), Л.
Лерона «Безне җәй көтә»
(«Ждет нас лето»).
Внеклассное чтение: В.
Нуриев. «Җәйге кар»
(«Летний снег»).
Контрольная работа.

Итого

Участвовать в беседе.

4

34 ч.

Читать с установкой на смысловое
восприятие текста.
Отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного.
Характеристизоватьлирического героя
произведения.
Находить в тексте средства
художественной выразительности.
Рассказывать по рисункам и
иллюстрациям.
Выполнятьконтрольные тестовые
задания.
Выбирать книги на основе
рекомендованного списка.

3 класс
Колич
ество
часов
5

Блок

Тема

Китап –
белем
чишмәсе
(Книга –
кладезь
знаний)

Стихотворения М. Гафури
«Китап һәм балалар»
(«Книга и дети»), З.
Туфайловой «Безнең
китапханәдә» («В нашей
библиотеке»), Х. Халикова
«Китап докторы»
(«Книжный доктор»),
рассказ В. Нуриева «Китап»
(«Книга»).
Для заучивания наизусть:
Дж. Тарджеманов «Якын
дус» («Близкий друг»).
Внеклассное чтение: Х.
Шабанов. «Кадерлә син
китапны» («Береги книгу»).
Тематический тест.
Произведения устного
5
народного творчества:
сказки. Татарские народные
сказки: «Гөлчәчәк»
(«Гульчачак»), «Шүрәле»
(«Шурале»).
Виды сказок, сказочные
персонажи. Победа добра
над злом.

Халык
авыз
иҗаты.
Әкиятләр
(Устное
народное
творчеств
о. Сказки)

Характеристики основных видов
деятельности обучающихся
Ориентироваться в учебнике по его
элементам.
Читать с установкой на смысловое
восприятие текста.
Работать с текстом художественного
произведения, самостоятельно
определять тему и главную мысль
прочитанного произведения.
Отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного произведения.
Отвечать на вопросы в устной и
письменной форме.
Читать выразительно наизусть
стихотворение.
Выполнять тестовые задания.
Различать жанры фольклора.
Определять образную систему текста.
Понимать звуковую и смысловую
стороны слова.
Выделять главное в содержании
текста.
Читать по ролям.
Находить в тексте портретные
характеристики персонажей,
23

Әкиятләр
илендә
(В стране
сказок)

Безнең
нәни
дусларыб
ыз (Наши
маленькие
друзья)

Внеклассное чтение:
татарская народная сказка
«Бүре, кәҗә һәм кәбестә»
(«Волк, коза и капуста»).
Проектная
работа:«Әкияттә кунакта»
(«В гостях у сказки»).
Литературоведческая
пропедевтика: сказка.
Сказки А. Алиша
«Сертотмас үрдәк»
(«Болтливая утка»), Г.
Тукая «Су анасы»
(«Водяная»).
Авторские сказки, их
отличие от народных
сказок.
Творческая
работа:сочинение сказки.
Литературоведческая
пропедевтика: авторская
сказка.

Стихотворения Й.
Миннуллиной «Этем
югалды бүген» («Потерялся
сегодня мой щенок»), Л.
Амирхановой «Минем нәни
дусларым» («Мои
маленькие друзья»), Р.
Миннуллина «Акбайга»
(«Акбаю»), рассказы Л.
Лерона «Хыялый Акбай»
(«Акбай-мечтатель»), Г.
Баширова «Песинең ял
көне» («Выходной для
кошки»), Н. Каштанова
«Йөнтәс песи» («Пушистый
котенок»), сказка «Кем
нәрсә ярата» («Кому что
нравится»). Братья наши
меньшие. Отношения
человека и природы.
Образы зверей и птиц.
Для заучивания
наизусть:М. Джалиль
«Карак песи» «Вороватый
котенок».
Внеклассное чтение:Н.

устанавливать взаимосвязь между
характером героя и его поступками.
Отвечать на вопросы по содержанию
произведения.
Подтверждать свой ответ примерами
из текста.
Принимать участие в инсценировке.
Выполнять проектную работу.
5

8

Читать с установкой на смысловое
восприятие текста.
Отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного текста.
Подтверждать свой отчет примерами
из текста.
Составлять вопросы по тексту.
Самостоятельно определять тему и
главную мысль произведения.
Определять последовательность
событий.
Составлять план текста.
Сравнивать героев сказок.
Пересказывать текст выборочно.
Придумывать возможный вариант
развития сюжета сказки.
Выполнять творческую работу.
Выразительно читать текст.
Читать по ролям.
Прогнозировать текст по заголовку,
иллюстрациям, ключевым словам.
Определять основную мысль
произведения.
Отвечать на вопросы в устной и
письменной форме.
Подтверждать свой ответ примерами
из текста.
Строить устное диалогическое и
монологическое высказывание.
Отвечать на вопросы в устной и
письменной форме.
Читать выразительно наизусть
стихотворение.

24

Гиматдинова «Сертотмас
кәҗә» («Болтливая коза»).
Литературоведческая
пропедевтика:
олицетворение.
Рассказы И. Туктара
Изге сүз
(Волшебно «Рәхмәт һәркемгә рәхәт»
(«Доброе слово каждому
е слово)
приятно»), Д.
Гайнетдиновой «Изге сүз»
(«Святое слово»), М.
Галлямовой «Дуслар»
(«Друзья»).
Для заучивания наизусть:Р.
Файзуллин «Ничек яхшы
булырга?» («Как стать
хорошим?»).
Внеклассное чтение:А.
Алиш «Утлы йомырка»
(«Огненное яичко»).
Творческая работа:минисочинение «Яхшылык
җирдә ятмый» («Делай
добро»).
Сәламәт
яшибез,
спорт
белән
шөгыльлә
нәбез
(Спортом
занимаемс
я–
здорово
живем)

Итого

5

Стихотворения Й.
6
Шараповой «Татарстан –
спорт иле» («Татарстан –
страна спорта»), Х.
Халикова «Хәрәкәттә –
бәрәкәт» («В движении –
сила»), Г. Мурата
«Физкультура», Дж.
Дарзамана «Бар да җитез»
(«Все мы ловкие»), Ш.
Галиева «Витаминлы
хәрефләр» («Витаминные
буквы»), С. Ахметзяновой
«Үрнәк алабыз» («Берем
пример»).Спорт в жизни
человека. Уроки
физкультуры.
Внеклассное чтение:Ф.
Яруллин «Озын куллы кыз»
(«Девочка с длинными
руками»).
Тематический тест.
Контрольная работа.
34 ч.

Читать с установкой на смысловое
восприятие текста.
Работать с текстом художественного
произведения, определять главную
мысль произведения.
Задавать вопросы по тексту, в том
числе и проблемного характера.
Характеризовать героя произведения,
давать оценку его поступкам.
Определять позицию автора.
Пересказывать текст по плану.
Определять средства изображения и
выражения чувств героя.
Словесно рисовать по эпизодам и
фрагментам прочитанного текста.
Читать выразительно наизусть
стихотворение.
Отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного стихотворения.
Писать мини-сочинение.
Читать выразительно.
Характеризовать героя произведения.
Определять средства изображения и
выражения чувств героя.
Участвовать в беседе.
Строить устно диалогические и
монологические высказывания с
соблюдением норм литературного
языка.
Отвечать на вопросы в устной и
письменной форме.
Самостоятельно находить
произведения по теме и сопоставлять
их с произведениями, прочитанными в
классе.
Выполнять контрольные тестовые
задания.

4 класс
25

Блок

Тема

Кол-во Характеристики основных видов
часов
деятельности обучающихся
5
Читатьпро себя.
Матурлык Стихотворения М.
Аглямова «Матурлык
Работать с текстом художественного
минем
минем белән» («Красота
произведения, самостоятельно
белән
всегда со мной»), Н.
определять тему и главную мысль
(Красота
Исанбета «Иң матур сүз»
произведения.
рядом)
(«Самое красивое слово»),
Понимать вопросы, поставленные в
Р. Валиева «Яшә, көмеш
произведении.
кыңгырау» («Звени,
Отвечать на вопросы по содержанию
серебряный колокольчик»),
прочитанного стихотворения.
Г. Мухамметшина «Хыял»
Обосновывать свое мнение о
(«Мечта»), В. Хайруллиной
литературном герое, подтверждать его
«Хозурлык һәм горурлык»
фрагментами или отдельными
(«Красота и гордость»), Р.
строчками из произведения.
Миннуллина «Атказанган
Делить текст на смысловые части,
сандугач» («Заслуженный
составлять план текста и использовать
соловей»), Р. Курбана
его для пересказа.
«Матур көн» («Прекрасный
Определять средства изображения и
день»), Ф. Зиятдинова «Бик
выражения чувств героя.
ярата мине эш» («Очень
Читать выразительно наизусть
любит меня работа»).
стихотворение.
Для заучивания
Выполнять тестовые задания.
наизусть:Ш. Галиев
«Җирдә миңа ни кирәк?»
(«Что мне нужно на
Земле?»).
Внеклассное чтение:Ф.
Садриев «Алдау»
(«Обман»).
Тематический тест.
Литературоведческая
пропедевтика: сравнение.
Татарское устное народное 2
Различать жанры фольклора.
Татар
творчество. Мэзэки
Читать по ролям.
халык
(татарские народные
Отвечать на вопросы по содержанию
авыз
шутки) как жанр устного
текста.
иҗаты.
народного творчества
Определять основную мысль
Мәзәкләр
произведений.
(Татарско Народная психология,
идеалы и представления в
Высказывать оценочные суждения о
е устное
фольклорных
героях.
народное
Самостоятельно работать с разными
творчеств произведениях.
источниками информации.
о. Мэзэки) Проектная
работа:«Мәзәкләр
Сочинять мэзэки по образцу.
дөньясында» («В мире
Выполнять проектные задания по
мэзэков»).
заданной теме.
Литературоведческая
пропедевтика: мэзэк.
Стихотворения Б. Рахмета
3
Выразительное чтение текста.
Дуслык
«Минем дусларым» («Мои
Чтение по ролям.
(Дружба)
друзья»), Р. Мингалима
Работать с текстом художественного
«Дусларың гына булсын»
произведения, определять главную
26

Табигать
китабы
(Книга
природы)

Күңелле
бәйрәмнәр
(Веселые
праздники
)

(«Пусть будут друзья»), Х.
Халикова «Яңа дус
таптым» («Я нашел нового
друга»), рассказы М.
Галлямовой «Чын дус»
(«Настоящий друг»), Д.
Аппаковой
«Шыгырдавыклы
башмаклар» («Скрипучие
башмаки»).
Творческая работа:«Чын
дуслык нинди була?»
(«Дружба крепкая....)».
Стихотворения З.
Туфайловой «Без утырткан
урман» («Лес, посаженный
нами»), Р. Курбана
«Календарь», рассказы Дж.
Тарджеманова «Тукран
малае Шуктуган»
(«Шуктуган»), З. Ахмерова
«Агачлар да авырый»
(«Деревья тоже болеют»),
А. Баяна «Яхшылык кире
кайта» («Добро
возвращается обратно»).
Для заучивания
наизусть:Ш. Галиев
«Курыкма, тимим» («Не
бойся, не трону»).
Внеклассное чтение:А.
Алиш «Нечкәбил»
(«Нечкэбил»), Р.
Миннуллин «Җәяү йөрүче
машина турында
кечкенәкият» («Маленькая
сказка о машине и
маленьком цветочке»).
Стихотворения Р. Курбана
«Бәйрәм бүген» («Сегодня
праздник»), Р. Хафизовой
«Нәүрүз килә» («Навруз
идет»), Р. Миннуллина
«Әйлән-бәйлән»
(«Хоровод»), Р. Зайдуллы
«Сабантуй аланында» («На
поляне Сабантуя»).
Для заучивания наизусть:С.
Сулейманова «Әниләр
бәйрәме» («Праздник
мам»).

мысль произведения.
Отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного текста.
Задавать вопросы по тексту, в том
числе и проблемного характера.
Характеризовать героя произведения,
давать оценку его поступкам.
Определять последовательность
событий.
Пересказывать текст по плану.
Выборочно пересказыватьтекст.
Писать мини-сочинение.
4

Выразительно читать текст.
Прогнозировать текст по заголовку,
иллюстрациям, ключевым словам.
Характеризовать героя произведения,
давать оценку его поступкам.
Пересказывать текст по плану.
Определять средства изображения и
выражения чувств героя.
Придумывать возможный
вариантразвития сюжета рассказа.
Читать выразительно наизусть
стихотворение.
Выполнять тестовые задания.

2

Читать выразительно.
Работать с текстом художественного
произведения, самостоятельно
определять главную мысль в
произведении.
Отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного текста.
Характеризовать героя произведения.
Пересказывать текст по плану.
Находить в тексте средства
художественной выразительности.
Строить устное диалогическое и
монологическое высказывания.
27

Җиңү
бәйрәме
(День
Победы)

Итого

Внеклассное чтение:Р.
Мухаммадиев «Яңа елга
күчтәнәч» («Подарок на
Новый год»).
Проектная работа:«Безнең
бәйрәмнәребез» («Наши
праздники»)
Стихотворения В.
1
Хайруллиной «Билгесез
солдат» («Неизвестный
солдат»), рассказ М.
Маликовой «Һәйкәл
янында» («У обелиска»).
Для заучивания наизусть:Р.
Курбан «Җиңү бәйрәме»
(«Праздник Победы»).
Внеклассное чтение:Ф.
Хусни «Малай һәм солдат»
(«Солдат и мальчик»).
Итоговая контрольная
работа.
17ч.

Использовать в речи выразительные
средства языка.
Читать выразительно наизусть
стихотворение.
Принимать участие в создании
проектной работы.
Читать выразительно.
Работать с текстом художественного
произведения, самостоятельно
определять главную мысль
произведения.
Отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного стихотворения.
Определять средства изображения и
выражения чувств героя.
Перечислять названия одного-двух
детских журналов, пересказывая их
содержание на основе рубрик.
Выполнять контрольные тестовые
задания.

28

29

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».