Пояснительная записка. В основе программы по родному (татарскому) языку лежит системно-деятельностный подход в соответствии с ФГОС НОО, ориентация на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Татарский язык, выступая как родной, является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Татарский язык является средством приобщения к духовному богатству народа – его культуре и литературе, а также одним из каналов социализации личности. Будучи основой развития мышления, предмет «Родной (татарский) язык» неразрывно связан с другими учебными предметами, в частности с предметом «Литературное чтение на родном (татарском) языке». У обучающегося последовательно формируются эмоционально-ценностное отношение к родному языку, интерес к его изучению, стремление пользоваться им в разных ситуациях общения, правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты. Через воспитание у обучающегося позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку закладываются основы гражданской культуры личности. В содержании программы по родному (татарскому) языку выделяются следующие содержательные линии: обучение грамоте, систематический курс и развитие речи. Изучение родного (татарского) языка направлено на достижение следующих целей: формирование коммуникативных навыков обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека, ознакомление обучающихся с основными положениями науки о татарском языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся. Достижение поставленных целей реализации программы по родному (татарскому) языку предусматривает решение следующих задач: обеспечение мотивации обучения родному (татарскому) языку; формирование базы первоначальных лингвистических знаний, накопление практики использования грамматических форм татарского языка, обогащение актуального и потенциального словарного запаса; овладение нормами татарского речевого этикета, в том числе и в ситуации межнационального общения; формирование на материале учебного предмета «Родной (татарский) язык» общей культуры, гражданских и патриотических качеств, основных умений учиться и способности к организации своей деятельности, развитие духовно-нравственной сферы личности обучающихся. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (татарского) языка, – 387 часов: в 1 классе – 33 час ( 1 часа в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 ичаса в неделю), в 3 классе – 34часа (1 часа в неделю, 34 учебные недели), в 4 классе – 17 часа (0,5часа в неделю). 2 1 класс Содержание Начальным этапом изучения родного (татарского) языка в 1 классе является учебный курс «Обучение грамоте», основная задача которого направлена на обучение чтению и письму на татарском языке. У обучающихся наряду с формированием первоначальных навыков чтения и письма развивается коммуникативная компетенция, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух. На учебный курс «Обучение грамоте» рекомендуется отводить 45 часов (3 часа в неделю: 2 часа учебного предмета «Родной (татарский) язык» и 1 час учебного предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке»). Продолжительность учебного курса «Обучение грамоте» зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться до 10 недель. Развитие речи. Понимание на слух аудиотекста, построенного на знакомом языковом материале и при самостоятельном чтении вслух. Чтение по слогам слов и предложений. Участие в диалоге. Фонетика. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Определение количества и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слова. Различение гласных и согласных звуков, гласных – твёрдых и мягких; согласных – звонких и глухих. Деление слов на слоги. Слого-звуковой разбор слова. Графика. Различение звуков и букв: буквы как знак звука. Владение позиционным способом обозначения звуков буквами. Выработка связного и ритмичного написания букв. Заглавные и строчные буквы. Правильное расположение букв и слов на строке. Основные элементы соединения букв в слове. Чтение. Гигиенические требования при чтении. Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение текстов на татарском языке про себя и вслух. Правильное чтение рукописных предложений. Письмо. Гигиенические требования при письме. Умение отличать буквы от знаков транскрипции. Списывание текста, восстановление пропущенного слова в соответствии с решаемой учебной задачей. Запись предложений после предварительного слого-звукового разбора каждого слова. Запись слов и предложений по памяти. Орфография и пунктуация. Прописная буква в начале предложения, в именах людей, кличках животных, названиях населенных пунктов. Знаки препинания в конце предложения. Систематический курс. Общие сведения о языке. Язык как основное средство человеческого общения. Речь. Устная речь и письменная речь. Фонетика. Гласные и согласные звуки татарского языка. Специфичные звуки татарского языка [ә], [ө], [ү], [w], [ғ], [қ], [җ], [ң], [һ]. Твёрдые и мягкие гласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Парные согласные звуки. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Буквы ь и ъ. Татарский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Интонация. Ударение. Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. 3 Графика. Звук и буква. Различение звуков и букв. Правописание специфичных согласных звуков [ғ], [қ], [w]. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного татарского литературного языка. Лексика. Слово как единица языка. Морфология. Слова, отвечающие на вопросы «кем?» («кто?»), «нәрсә?» («что?»), «нинди?» («какой?»), «нишли?» («что делает?») Особенности присоединения аффиксов в татарском языке. Синтаксис. Предложение как единица языка (ознакомление). Текст. Орфография и пунктуация. Перенос слов из строки в строку. Правописание слов с гласными о и ө. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Развитие речи. Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей). Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, на основе собственных игр, занятий. 2 класс Систематический курс. Фонетика, орфоэпия, графика. Различение звуков и букв. Система гласных звуков татарского языка: специфичные гласные звуки; твёрдые и мягкие гласные звуки; звуки [ō], [ы], [э], которые употребляются только в русских заимствованиях. Согласные звуки в татарском языке: специфичные согласные звуки [w], [ғ], [қ], [җ], [ң], [һ]. Краткая характеристика гласных и согласных звуков: гласный – согласный; гласный – твёрдый – мягкий; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Группирование звуков по заданным критериям. Татарский алфавит. Правописание букв татарского алфавита. Умение работать с толковым словарем татарского языка. Соблюдение правильного ударения в словах. Записывание слов в алфавитном порядке. Применение изученных правил правописания. Лексика. Слово, лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Выявление в тексте случаев употребления элементарных синонимов и антонимов. Осознание значения синонимов и антонимов в тексте и разговорной речи. Состав слова (морфемика). Присоединение аффиксов к существительным и глаголам. Морфология. Самостоятельные части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы «кем?» («кто?»), «нәрсә?» («что?»), употребление в речи. Имена собственные и нарицательные, категория числа существительных, употребление в речи существительных, имеющих в русском языке лишь форму множественного числа. Имя прилагательное: общее значение, вопрос «нинди?» («какой?»), употребление в речи. 4 Глагол: общее значение, вопрос «нишли?» («что делает?»), употребление в речи, грамматические признаки – время, лицо, число, настоящее время глагола изъявительного наклонения, спряжение глаголов в настоящем времени. . Синтаксис. Слово и предложение. Определение границы предложений в деформированном тексте. Составление предложения из заданных форм слов. Виды предложений по цели высказывания. Различение интонационных и смысловых особенностей повествовательных, побудительных, вопросительных, предложений. Орфография и пунктуация. Прописная буква в начале предложения и в именах собственных. Оформление предложения при письме, выбирая необходимые знаки препинания на конце предложения. Перенос слов со строки на строку. Развитие речи. Участие в диалогах-расспросах. Работа с рисунками по содержанию текста. Соблюдение норм татарского литературного языка в собственной речи и оценивание соблюдения этих норм в речи собеседников. Составление предложений для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Составление небольшого описания повествовательного характера по серии сюжетных картинок. Восприятие на слух аудиотекста. Пересказ прослушанного текста. Списывание (без пропусков и искажений букв) слов и предложений, текста объёмом не более 15 слов. 3 класс Систематический курс. Фонетика, орфоэпия, графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками. Правописание и чтение слов с буквами ъ и ь. Деление слов на слоги. Лексика. Особенности слова как единицы лексического уровня языка. Умение различать и употреблять в речи однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова. Употребление в речи синонимов, антонимов, омонимов. Подбор синонимов и антонимов к словам разных частей речи. Работа с пословицами, поговорками, скороговорками. Состав слова (морфемика). Способы словообразования в татарском языке. Определение сложных и парных слов. Выделение корня слова (простые случаи). Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Словообразующие аффиксы. Морфология. Имя существительное. Определение грамматических признаков имён существительных (число, падеж). Склонение имён существительных по падежам. Сложные имена существительные. Местоимения. Личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений по падежам. Использование личных местоимений для устранения повторов в тексте. Глагол. Грамматические признаки глагола настоящего времени изъявительного наклонения. Спряжение глаголов настоящего времени. Употребление имён существительных с глаголами 3 лица единственного и множественного чисел. Имя прилагательное. Сравнительная степень имён прилагательных. Синтаксис. 5 Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Однородные подлежащие. Составление предложений с однородными подлежащими и сказуемыми. . Орфография и пунктуация. Нахождение и исправление орфографических и пунктуационных ошибок по изученным правилам. Развитие речи. Составление устного диалогического и монологического высказывания (на заданную тему, по наблюдениям). Составление небольших письменных текстов. Составление плана текста. Пересказ текста по плану. Написание текста по заданному плану. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений. Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. 4 класс Систематический курс. Фонетика и графика. Специфичные звуки татарского языка. Закон сингармонизма в татарском языке. Виды сингармонизма: губная и нёбная гармония. Звуко-буквенный разбор слова. Орфоэпия. Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков. Ударение в словах в соответствии с нормами современного татарского литературного языка. Случаи, когда ударение не сохраняется в собственных и заимствованных словах татарского языка. Использование орфоэпического словаря татарского языка при определении правильного произношения слов. Лексика. Исконные слова в татарском языке. Русские и арабско-персидские заимствования в татарском языке. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Выявление в художественном тексте слов, употребленных в переносном значении. Использование в речи синонимов, антонимов, омонимов. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Состав слова (морфемика). Морфемный состав слова. Порядок присоединения аффиксов в татарском языке. Словообразующие и формообразующие аффиксы. Разбор слова по составу. Морфология. Устанавливание принадлежности слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков. Имя существительное. Повторение грамматических категорий имён существительных (число, падеж). Имя прилагательное. Значение и употребление в речи имён прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Использование в речи прилагательных синонимов и антонимов. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Склонение личных местоимений по падежам. Использование личных местоимений в речи для устранения повторов. Указательные и вопросительные местоимения. Числительное. Определение значения и употребления в речи числительных. Количественные и порядковые числительные. Глагол. Форма повелительного наклонения глагола. Основа глагола. 6 Определение категории времени глагола изъявительного наклонения: настоящее, прошедшее (определённое) и будущее (определённое). Отрицательный аспект глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени. Спряжение глаголов в настоящем (повторение), прошедшем и будущем временах. Употребление глаголов в речи. Синтаксис. Слово, словосочетание и предложение (осознание их сходства и различия). Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (повторение). Второстепенные члены предложения (ознакомление). Орфография и пунктуация. Повторение правил правописания, изученных в 1–3 классах. Использование орфографического словаря татарского языка для определения (уточнения) написания слова. Развитие речи. Соблюдение норм татарского литературного языка в собственной речи и оценивание соблюдения этих норм в речи собеседников. Составление диалогической и монологической речи с соблюдением орфоэпических и интонационных норм татарского языка. Составление небольшого описания предмета, картинки, персонажа. Владение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного, интерпретации и преобразования текстов. Описание картины в определённой последовательности. Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста). Сочинение как вид письменной работы. Планируемые результаты В результате изучения родного (татарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (татарского) языка, являющегося частью истории и культуры страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (татарского) языка в Российской Федерации и в субъекте; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами; уважение к своему и другим народам России; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами; 2) духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств); неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); 3) эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного языка как 7 средства общения и самовыражения; 4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета; 5) трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов); 6) экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; 7) ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (татарского) языка); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (татарского) языка). В результате изучения родного (татарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (татарского) языка с языковыми явлениями русского языка; объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы; находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); 8 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: словарь, справочник; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей, справочников); соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); подготавливать небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы); проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; 9 оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца. Предметные результаты в 1 классе обучающийся научится: понимать прочитанный текст; воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале; вести элементарный диалог, расспрашивая собеседника, отвечая на его вопросы; рассказывать о себе, друзьях; читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования; читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка; владеть начертанием письменных прописных и строчных букв; писать разборчиво буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм; осознавать единство звукового состава слова и его значения; определять количество и последовательность звуков в слове; различать звуки и буквы: буква как знак звука; проводить слого-звуковой разбор слова; вырабатывать связное и ритмичное написание букв; читать осознанно про себя и вслух слова, словосочетания, предложения и короткие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания; различать гласные и согласные звуки, гласные – твёрдые и мягкие, согласные – звонкие и глухие; правильно читать специфичные гласные звуки татарского языка [ә], [ө], [ү]; правильно читать специфичные согласные звуки татарского языка [w], [ғ], [қ], [җ], [ң], [һ]; употреблять при письме буквы, обозначающие специфичные звуки татарского языка; определять функции букв е, ё, ю, я; определять функции букв, не обозначающих звуки (ъ, ь); выделять в слове ударный слог и определять количество слогов; произносить звуки и сочетания звуков в словах в соответствии с нормами современного татарского литературного языка; правильно называть буквы татарского алфавита, их последовательность; сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками; различать слово и предложение; использовать при письме разделительный ъ и ь; составлять предложения из заданных форм слов; писать прописные буквы в начале предложения и в именах собственных; оформлять предложение при письме, выбирать знак конца предложения в соответствии со смыслом и интонацией предложения; понимать функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса; списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объёмом не более 10 слов; писать под диктовку слова, предложения из 3 слов, тексты объёмом не более 10 слов; определять особенности присоединения аффиксов в татарском языке; распознавать собственные имена существительные; различать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по вопросам «кем?» («кто?») и «нәрсә?» («что?»); определять значение слова по тексту; определять интонацию предложения; определять место в предложении слова, отвечающего на вопрос «нишли?» («что 10 делает?»); соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой); формулировать высказывание, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы татарского языка. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. 2 классе: участвовать в диалогах-расспросах; составлять небольшой текст повествовательного характера по серии сюжетных картинок; рассказывать о себе, друзьях, любимых животных, каникулах; участвовать в беседе по содержанию текста; пересказывать прослушанный текст; понимать на слух речь учителя и других обучающихся; выразительно читать текст вслух, соблюдая интонацию; списывать правильно (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 15 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 15 слов с учётом изученных правил правописания; писать изложение; характеризовать гласные и согласные звуки; правильно произносить их; группировать звуки по заданным критериям; различать специфичные звуки татарского языка; выявлять в тексте случаи употребления синонимов и антонимов; уточнять значение слова с помощью толкового словаря; распознавать самостоятельные части речи; распознавать имена существительные, определять их роль в речи; образовывать множественное число имён существительных; употреблять в речи имена существительные во множественном числе; выделять имена собственные и нарицательные; распознавать имена прилагательные, определять их роль в речи; распознавать глаголы, определять их роль в речи; соблюдать нормы татарского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников; строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения); различать образцы диалогической и монологической речи; анализировать уместность использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога; владеть нормами татарского речевого этикета. 3 классе обучающийся научится: строить устное диалогическое и монологическое высказывания ; разыгрывать готовые диалоги на изученные темы; создавать небольшие устные и письменные тексты (5–10 предложений); рассматривать и описывать картину в определённой последовательности; читать про себя и понимать основное содержание небольшого текста, построенного на знакомом языковом материале; находить в тексте нужную информацию; списывать правильно слова, предложения, текст объёмом не более 20 слов; писать под диктовку текст объёмом не более 20 слов с учётом изученных правил правописания; 11 составлять текст из разрозненных предложений, частей текста; использовать алфавит для упорядочения списка слов и при работе со словарями и справочниками; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки по изученным правилам; называть основные способы словообразования в татарском языке; различать в предложении сложные слова; понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка; различать однозначные и многозначные слова; определять синонимы, антонимы и омонимы в речи; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи; определять слова, употребляемые в прямом и переносном значении; выделять корень слова (простые случаи); различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; характеризовать морфемный состав слова; распознавать имена существительные, прилагательные, глаголы, определять их грамматические признаки; изменять имена существительные по числам, падежам; определять падеж, в котором употреблено имя существительное; распознавать сложные имена существительные; образовывать сравнительную степень имён прилагательных; различать личные местоимения, использовать личные местоимения для устранения повторов в тексте; распознавать личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа; склонять личные местоимения по падежам; употреблять имена существительные с глаголами 3 лица единственного и множественного чисел; находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое; распознавать однородные подлежащие; правильно составлять предложения; корректировать тексты с нарушенным порядком предложений; определять последовательность предложений в тексте; воспроизводить текст в соответствии с предложенным заданием: подробно или выборочно; создавать собственный текст по предложенному плану; выражать собственное мнение, аргументируя его с учетом ситуации общения; соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. 4 классе обучающийся научится: разыгрывать готовые диалоги на изученные темы; составлять диалоги и монологи, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы татарского языка; составлять описание предмета, картинки, персонажа; владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного, интерпретации и преобразования текстов; списывать правильно текст объёмом не более 25 слов; писать под диктовку тексты объёмом не более 25 слов с учётом изученных правил правописания; применять в речи закон сингармонизма; проводить фонетический анализ слова; распознавать русские и арабско-персидские заимствования в татарском языке; определять лексическое значение слова; 12 определять словообразующие и формообразующие аффиксы; проводить разбор слова по составу; устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков; образовывать степени сравнения прилагательных; распознавать указательные и вопросительные местоимения; определять значение и употребление в речи числительных; распознавать количественные и порядковые числительные; распознавать форму повелительного наклонения глагола; определять категорию времени глагола изъявительного наклонения: настоящее, прошедшее и будущее; спрягать глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени; определять способы выражения прошедшего и будущего времени глагола; распознавать отрицательный аспект глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени; определять основу глагола; различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; использовать образцы татарского речевого этикета; понимать содержание прочитанного текста; владеть техникой выступления перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями. 13 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ колво часов 1 класс «Мин» («Я») 17 1 Виды речевой Беседа на тему деятельности «Белем бәйрәме» («День знаний») Правила гигиены чтения и 2 письма Блок Обучение грамоте (фонетика, графика, чтение, письмо) Развитие речи Темы Буквы и звуки татарского алфавита Чтение слов по слогам Выработка связного и ритмичного написания букв Слова, которые пишутся с заглавной буквы Повторение 3 Диалог на тему «Мин мәктәптә һәм өйдә» («Я в школе и дома») Урок-игра 1 2 4 2 1 1 Характеристики основных видов деятельности обучающихся Вести диалог, расспрашивая собеседника, отвечая на его вопросы. Владеть основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Соблюдать гигиенические требования при чтении и письме. Произносить и различать на слух гласные и согласные звуки татарского языка. Определять количество и последовательность звуков в слове. Правильно читать буквы и слова по слогам. Различать гласные и согласные звуки: гласные – ударные и безударные, твердые и мягкие; согласные – звонкие и глухие. Различать звуки и буквы: буква как знак звука. Писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм. Писать прописные и строчные буквы. Оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения. Рассказывать о себе, друзьях и т.д. Составлять устную и письменную речь с соблюдением орфоэпических и интонационных норм татарского языка. 14 Принимать участие в коллективной игре. Повторять гласные и согласные звуки татарского языка. Правильно произносить скороговорки. «Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня») Виды речевой деятельности Обучение грамоте (фонетика, графика, чтение, письмо) Развитие речи 13 1 Рассказ на тему «Минем яраткан уенчыкларым» («Мои любимые игрушки») Чтение по слогам слов и 1 предложений Основные элементы соединения букв в слове Слог. Запись слов по слогам Запись слов и предложений по памяти Запись предложений после предварительного слогозвукового разбора каждого слова Татарский алфавит Контрольное списывание 2 Работа с прослушанным текстом 2 «Туган җирем» («Моя Родина») Систематический Речь. Устная речь и письменная речь курс (фонетика и Слово и предложение орфоэпия, Текст графика, Перенос слов из строки в орфография) строку Ударение. Ударный слог Повторение Соблюдать правила речевого этикета. Составлять небольшой рассказ о своих любимых игрушках. Задавать и отвечать на вопросы. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Записывать слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм. Определять количество слогов. Писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных. Вырабатывать связное и ритмичное написание букв. Различать звуки и буквы. Проводить слого-звуковой разбор слова. Знать алфавит: правильно называть буквы, их последовательность. Использовать алфавит для упорядочения списка слов. Правильно списывать слова и предложения. Воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале. Отвечать на вопросы по тексту. Проводить беседу по содержанию текста. Пересказывать прослушанный текст. 1 1 2 2 1 12 2 1 2 2 2 1 Распознавать устную и письменную речь. Различать слово, предложение и текст. Правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения. Использовать прописную букву в 15 Правописание слов с гласными о и ө Правописание специфичных согласных звуков татарского языка «Татар дөньясы» («Мир татарского народа») Систематический Гласные звуки татарского языка курс (фонетика и Согласные звуки татарского языка орфоэпия, морфология, Звуковое значение букв е, ё, орфография, ю, я морфемика) Устный опрос Слова, отвечающие на вопросы «кем?» («кто?») и «нәрсә?» («что?») Особенности присоединения аффиксов в татарском языке Контрольный диктант Развитие речи Работа с текстом начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных). Определять место в предложении слова, отвечающего на вопрос «нишли?» («что делает?»). Применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении, перенос слов на следующую строку. Правильно писать и читать слова с буквами ъ и ь. Переносить слова с буквами ъ и ь по слогам. Выделять в слове ударение. Владеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного. Правильно читать специфичные согласные звуки татарского языка [w], [ғ], [қ], [җ], [ң], [һ]. Правильно писать слова с гласными о и ө. Правильно употреблять при письме буквы, обозначающие специфичные звуки татарского языка. 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Распознавать парные и непарные гласные и согласные звуки. Правильно читать специфичные гласные звуки татарского языка [ә], [ө], [ү]. Знать функции букв е, ё, ю, я. Различать слова, отвечающие на вопросы «Кем?» («Кто?») и «Нәрсә?» («Что?»). Устно отвечать на вопросы. Правильно присоединять к слову твердый или мягкий вариант аффиксов. Писать под диктовку слова, тексты объемом не более 8 слов. Читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Выполнять тестовые задания и отвечать на вопросы по тексту. Работать с рисунками по 16 содержанию текста. Итого: 33 2 класс «Мин» («Я») 8 Работа с текстом 1 Виды речевой деятельности 1 Повторение материала, изученного в 1 классе Систематический Система гласных звуков курс татарского языка (фонетика и Повторение орфоэпия, Согласные звуки в графика) татарском языке Повторение Развитие речи Урок-игра «Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня») Систематический Лексическое значение курс (лексика) слова Синонимы. Антонимы Диктант Повторение Развитие речи Работа с текстом 1 1 2 1 1 Систематический курс (морфология) Участвовать в игре. Понимать на слух речь учителя и одноклассников. Выполнять задания для повторения согласных и гласных звуков. 7 Использовать различные словари татарского языка. Определять лексическое значение слова с помощью словаря. Выявлять в тексте случаи употребления элементарных синонимов и антонимов. Подбирать синонимы и антонимы. Находить в тексте нужную информацию. Отвечать на вопросы по тексту. Разыгрывать готовые диалоги на изученные темы. 1 3 1 1 \1 «Туган җирем» («Моя Родина») Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол Имясуществительное Имя прилагательное Глагол Повторение. Словарный диктант. Выразительно читать текст вслух, соблюдая правильную интонацию. Строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Наблюдать над слоговой структурой различных слов. Повторить гласные и согласные звуки, правильно произносить их. Находить в тексте слова с заданным звуком. Повторить специфичные звуки татарского языка. 11 1 1 1 1 1 Распознавать самостоятельные части речи. Выделять среди имен существительных собственные и нарицательные. Определять число имен существительных. Изменять форму числа имен 17 Виды речевой деятельности Развитие речи Контрольное списывание 1 Изложение 1 Составление рассказа по картине Работа с аудиотекстом 1 1 Диалог на тему «Бездә яши 1 торган хайваннар» («Животные моего края») Монолог на тему 1 «Табигатькә ничек ярдәм итеп була?» («Как можем помочь природе?») «Татар дөньясы» («Мир татарского народа») Систематический Настоящее время глагола курс Предложение (морфология, Повторение синтаксис) Контрольный диктант Повторение изученного во 2 классе Развитие речи существительных. Различать имена существительные одушевленные и неодушевленные по вопросам «кем?» («кто?») и «нәрсә» («что?»). Распознавать имена прилагательные. Определять их роль в речи. Наблюдать за употреблением имен прилагательных в текстах. Различать глаголы среди других слов и в тексте. Правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, объемом не более 10 слов. Составлять план текста для подготовки к изложению. Составлять текст-описание картины. Воспринимать на слух аудиотекст. Выполнять дотекстовые и послетекстовые задания. Составлять предложения для решения определенной речевой задачи. Рассказывать о друзьях, любимых животных, каникулах и т. д. Анализировать уместность использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога. 8 1 1 1 1 1 Работа в парах на тему 1 «Татар милли бәйрәмнәре» («Татарские национальные праздники») Распознавать глаголы настоящего времени. Работать с предложением: составлять предложения из заданных форм слов. Уметь различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, предложений. Правильно употреблять их в речевой практике. Писать под диктовку текст, объемом не более 12 слов. Соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Применять правила правописания 18 Проектная работа Сочинение Итого и теоретический материал, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. 1 1 34 3 класс «Мин» («Я») Систематический Повторение материала, курс изученного во 2 классе (фонетика, Правописание и чтение морфемика) слов с буквами ъ и ь Слог Ударение Сложные слова Парные слова Повторение. Словарный диктант Изложение 10 1 1 1 1 1 1 1 1 Виды речевой деятельности Работа с текстом 1 Развитие речи Урок-игра 1 «Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня») 9 Работа с текстом 1 Виды речевой деятельности Систематический курс (лексика) Лексическое значение слова Повторение Диктант Проектная работа 5 1 1 1 Обобщать знания, полученные в процессе изучения отдельных тем, устанавливать связь между ними. Использовать на письме разделительные ъ и ь знаки. Определять количество слогов в слове. Выделять в слове ударный слог. Распознавать сложные и парные слова. Составлять план текста для подготовки к изложению. Строить устное диалогическое и монологическое высказывание. Соблюдать нормы татарского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Делить текст на смысловые части. Принимать участие в дидактической игре. Выполнять задания для повторения парных и сложных слов. Читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования. Устанавливать последовательность событий в тексте. Понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка. Наблюдать за употреблением синонимов, антонимов и 19 «Туган җирем» («Моя Родина») Систематический Корень слова Аффиксы курс (морфемика, Повторение морфология) Контрольный диктант Имя существительное Личные местоимения Спряжение глаголов настоящего времени Проектная работа Контрольное изложение Виды речевой деятельности Развитие речи омонимов в речи. Подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи. Уметь различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова. Определять слова, употребленные в прямом и переносном значении (простые случаи). Писать под диктовку текст объемом не более 15 слов с учетом изученных правил правописания. 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с текстом 1 Беседа на тему «Сәяхәттә» 1 («В путешествии») Творческая работа 1 Выделять корень слова (простые случаи). Знать образование новых слов при помощи аффиксов. Определять грамматические признаки имен существительных (число, падеж). Изменять имена существительные по числам и падежам. Наблюдать за употреблением личных местоимений в речи. Распознавать местоимения в тексте. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Наблюдать за особенностями глагола как части речи. Знать спряжение глаголов в форме настоящего времени. Воспринимать на слух текст и полностью понимать содержащуюся в нем информацию. Отвечать на вопросы по тексту. Формулировать вопросы по тексту. Озаглавливать текст. Выражать собственное мнение, аргументируя его с учетом ситуации общения. Составлять план путешествия, употребляя географические термины, названия объектов на татарском языке. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Задавать учителю и 20 «Татар дөньясы» («Мир татарского народа») Систематический Имя прилагательное курс Повторение (морфология) самостоятельных частей речи Виды речевой деятельности Работа с текстом. Контрольное списывание одноклассникам вопросы. Обосновывать собственное мнение. Составлять устный рассказ по картинкам. Соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. 5 Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Наблюдать за ролью имен прилагательных в тексте – описании. Называть самостоятельные части речи. Кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному). Правильно списывать слова, предложения, текст объемом не более 15 слов. Отвечать на вопросы по тексту. Формулировать вопросы по тексту. Озаглавливать текст. Находить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Правильно составлять предложения. Корректировать тексты с нарушенным порядком предложений. Составлять план текста, текст по заданному плану. Писать сочинение по картине, используя выразительные средства татарского языка. Понимать социокультурные реалии при чтении и слушании в рамках изученного материала. Готовить выставку, посвященную национальной одежде народов России. Выражать собственное мнение, аргументируя его с учетом ситуации общения. 1 1 1 Главные члены 1 Систематический предложения курс (синтаксис) Повторение изученного в 3 1 классе Итого: 34 21 4 класс «Мин» («Я») 4 Систематический Повторение пройденного курс (фонетика) материала в 1, 2, 3 классах Ударение и его виды Транскрипция Порядок фонетического разбора 1 1 1 1 «Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня») 3 1 Систематический Словарный состав татарского языка курс Слово. Лексическое 1 (лексика, значение слова морфемика, морфология) Корень и окончание 1 «Туган җирем» («Моя Родина») Имя существительное Имя прилагательное Местоимение Имя числительное Диктант Глагол. Повелительное наклонение Актуализировать знания о фонетике, лексике, грамматике татарского языка. Применять закон сингармонизма в татарском языке. Записывать произношение слов (транскрипция). Проводить фонетический разбор слова. Понимать цель письменного пересказа текста. Составлять план текста, текст по плану. Определять словарный состав татарского языка с точки зрения его происхождения. Уметь распознавать русские заимствования в татарском языке. Знать порядок присоединения аффиксов в татарском языке. Определять словообразующие и формообразующие аффиксы. Образовывать новые слова при помощи аффиксов. Выделять в словах корень и окончание. 7 1 1 1 1 1 1 существительные. Образовывать степени сравнения прилагательных. Использовать в речи указательные и вопросительные местоимения «кем» («кто»), «нәрсә» («что»), «кайда» («где»), «күпме» («сколько»), «бу» («это»), «теге» («тот»). Определять значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных. Распознавать форму повелительного наклонения 22 Развитие речи Работа с текстом. Контрольное списывание «Татар дөньясы» («Мир татарского народа») Систематический Глагол курс Главные члены предложения (морфология, синтаксис) Второстепенные члены предложения Итого глагола. Составлять план текста, текст по плану. Читать про себя и полностью понимать содержание небольших текстов. Составлять текст из разрозненных предложений, частей текста. Определять значение незнакомых слов по контексту. Правильно списывать текст объемом не более 20 слов. 1 3 Определять категорию времени глагола: настоящее, прошедшее и будущее. Образовывать отрицательный аспект глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени. Повторить главные члены предложения. Определять второстепенные члены предложения. Использовать социокультурные реалии при создании письменных высказываний. 1 1 1 17 23 24 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)