РП Право 10-11 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа по праву составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования,
Примерной рабочей программа курса «Право», разработанной к учебнику «Право. 10—
11 классы» А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной.
Калуцкая Е. К. Право. Рабочая программа. 10—11 классы: учебно-методическое
пособие / Е. К. Калуцкая. — М.: Дрофа, 2017 г.
Цель изучения права в современной школе — образование, воспитание и
развитие школьника, способного осознать свой гражданско-правовой статус,
включающий конституционные права, свободы и обязанности; уважающего закон и
правопорядок, права других людей; готового руководствоваться нормами права в своей
повседневной деятельности.
Задачами изучения права с учетом преемственности с основной школой
являются:
 формирование представлений о правовой сфере как целостной системе,
понимания социальной ценности права, его связи с другими сторонами
общественной жизни;
 развитие правосознания и правовой культуры учащихся;
 формирование знаний базовых норм различных отраслей права в РФ, о человеке
как субъекте правоотношений;
 выработка умений получать правовую информацию из различных, в том числе
неадаптированных источников; преобразовывать еѐ и использовать для решения
учебных задач, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций; расширение
палитры
способов
познавательной,
коммуникативной,
практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и
государства;
 обогащение опыта старшеклассников по применению полученных знаний и
умений в различных областях общественной жизни: в гражданской и
общественной деятельности, в сферах межличностных отношений, отношений
между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейнобытовой сфере;

2

Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
 гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн);
 гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
 готовность к служению Отечеству, его защите;
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;







нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических
процессов
на
состояние
природной
среды;
приобретение
опыта
экологонаправленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы.




Регулятивные универсальные учебные действия:
самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;
постановка и формулирование собственных задач в образовательной
3






деятельности ижизненных ситуациях;
оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов,
необходимых длядостижения поставленной цели;
выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач,
оптимизируяматериальные и нематериальные затраты;
организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения
поставленнойцели;
сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее
целью.

Познавательные универсальные учебные действия:
 обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
 критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание
и фиксация противоречия в информационных источниках;
 использование различных модельно-схематических средств для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
 критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;
 целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
 индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
 способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так
и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т. д.);
 способность координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
 умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
 знание содержания различных теорий происхождения государства;
 сравнение различных форм государства;
 умение приводить примеры различных элементов государственного механизма
и их места вобщей структуре;
 соотношение основных черт гражданского общества и правового государства;
 применение знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях
права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом
материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов;
4

 оценка роли и значения права как важного социального регулятора и элемента
культуры общества;
 сравнение и выделение особенностей и достоинств различных правовых систем
(семей);
 умение проводить сравнительный анализ правовых норм с другими
социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
 характеристика особенностей системы российского права;
 различение форм реализации права;
 выявление зависимости уровня правосознания от уровня правовой культуры;
 оценка собственного возможного вклада в становление и развитие правопорядка
и законности в Российской Федерации;
 способность
различать
соответствующие
виды
правоотношений,
правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов
восстановления нарушенных прав;
 выявление общественной опасности коррупции для гражданина, общества и
государства;
 умение целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие
государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус
государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской
Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в
соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;
 сравнение воинской обязанности и альтернативной гражданской службы;
 оценка роли Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в
механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
 характеристика системы органов государственной власти Российской Федерации
в их единстве и системном взаимодействии;
 способность характеризовать правовой статус Президента Российской
Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и
внешнеполитическое значение;
 умение дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы
Российской Федерации;
 умение характеризовать Правительство Российской Федерации как главный
орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и
структуру Правительства Российской Федерации;
 способность характеризовать судебную систему и систему правоохранительных
органов Российской Федерации;
 характеристика этапов законодательного процесса и субъектов законодательной
инициативы;
 выделение особенностей избирательного процесса в Российской Федерации;
 характеристика системы органов местного самоуправления как одной из основ
конституционного строя Российской Федерации;
 определение места международного права в отраслевой системе права;
характеристика субъектов международного права;
 умение различать способы мирного разрешения споров;
 способность оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
 сравнение механизмов универсального и регионального сотрудничества и
контроля в области международной защиты прав человека;
 дифференцирование участников вооруженных конфликтов;
 различение защиты жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных
ценностей; умение называть виды запрещенных средств и методов ведения
военных действий;
5

 выделение структурных элементов системы российского законодательства;
 анализ различных гражданско-правовых явлений, юридических фактов и
правоотношений в сферегражданского права;





















 умение проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм
предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
 способность целостно описывать порядок заключения гражданско-правового
договора;
 умение различать формы наследования;
 различение видов и форм сделок в Российской Федерации;
 выявление способов защиты гражданских прав; характеристика особенностей
защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;
 анализ условий вступления в брак, характеристика порядка и условий
регистрации и расторжения брака;
 умение различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
 способность выделять права и обязанности членов семьи;
характеристика трудового права как одной из ведущих отраслей российского
права, определение правового статуса участников трудовых правоотношений;
проведение сравнительного анализа гражданско-правового и трудового договоров;
способность различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры
правовыми способами;
дифференцирование уголовных и административных правонарушений и наказаний
за них;
умение проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов
ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к
уголовной и административной ответственности несовершеннолетних;
целостное описание структуры банковской системы Российской Федерации;
в практических ситуациях определение применимости налогового права
Российской Федерации; выделение объектов и субъектов налоговых
правоотношений;
соотнесение видов налоговых правонарушений с ответственностью за их
совершение;
применение норм жилищного законодательства в процессе осуществления своего
права на жилище;
дифференцирование прав и обязанностей участников образовательного процесса;
проведение
сравнительного
анализа
конституционного,
гражданского,
арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства,
грамотное применение правовых норм для разрешения конфликтов правовыми
способами;
способность давать на примерах квалификацию возникающих в сфере
процессуального права правоотношений;
умение применять правовые знания для аргументации собственной позиции в
конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
возможность выявлять особенности и специфику различных юридических
профессий;
сравнительный анализ различных теорий государства и права;
дифференциация теорий сущности государства по источнику государственной
власти;
оценка тенденции развития государства и права на современном этапе;
понимание необходимости правового воспитания и противодействия правовому
нигилизму;
6

 классификация видов конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по
порядку принятия и изменения;
 толкование государственно-правовых явлений и процессов;
 сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых
систем других государств;
 умение различать принципы и виды правотворчества;
 способность описывать этапы становления парламентаризма в России;
 сравнение различных видов избирательных систем;
 анализ с точки зрения международного права проблем, возникающих в
современных международных отношениях;
 выделение основных международно-правовых актов, регулирующих отношения
государств в рамках международного гуманитарного права;
 оценка роли неправительственных организаций в деятельности по защите прав
человека в условиях военного времени;
 способность формулировать особенности страхования в Российской Федерации,
различать виды страхования;
 умение различать опеку и попечительство;
 умение характеризовать аудит как деятельность по
финансовой отчетности

проведению проверки

7

Содержание курса.
Тема 1. История и теория государства и права
Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории
происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная,
теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.
Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси
религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли.
Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственноправовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX — начале
XX в.
Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность
М.М.Сперанского.
Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и
Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы
местного самоуправления и судебная.
Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г.
Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы —
конституционные законы России.
Советское
право
1917—1953
гг.
Замена
права
«революционным
правосознанием».
Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936
г Советское право 1954—1991 гг. Критика Культа личности. Консервация
административно- командной системы управления. Рост правонарушений. Начало
правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г.
Кризис общества «развитого социализма».
Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить
Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у
населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение
приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского
кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.
Тема 2. Вопросы теории государства и права
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико- правовой»
подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства.
Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.
Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права.
Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права.
Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм
права.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и
правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.
Тема 3. Конституционное право
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и
источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.
Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской
Федерации и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона
России.
8

Основы конституционного строя. Содержание
вступительной
части
Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления. Социальное государство.
Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность.
Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти.
Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Федеративное устройство России.
Равенство субъектов федерации.
Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды
субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема
сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. I Гарант
Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ.
Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от
должности.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты I в европейской
политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания —
Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования.
Комитеты и комиссии 1 обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и
Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской
Федерации.
Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования.
Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ.
Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ.
Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели.
Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры.
Генеральный прокурор РФ.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная
собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий.
Структура и формирование местного самоуправления.
Тема 4. Права человека
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей
декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав
человека.
Международные договоры о правах человека: Содержание Международного
Билляо правах человека. Виды международных документов о правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет
рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности.
Правона свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных
собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной
непосредственно или через посредство избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом.
Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической,
социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право
на отдых.
Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни
общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
9

Тема 5. Избирательное право и избирательный процесс.
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное
избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное
законодательство.
Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная,
пропорциональная, смешанная.
Тема 6. Гражданское право
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его
содержаниеи особенности.
Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора.
Стороны договора. Виды договоров.
Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности.
Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права
собственности.
Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности.
Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина
недееспособным
или
ограниченно
дееспособным.
Гражданские
права
несовершеннолетних. Эмансипация.
Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.
Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.
Тема 7. Налоговое право
Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового
законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты
налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит.
Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоходный налог.
Налог на имущество. Декларация о доходах. Ответственность за уклонение от уплаты
налогов.
Административная и уголовная ответственность.
Тема 8. Семейное право
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ.
Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.
Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака.
Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и
обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.
Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав.
Алименты. Усыновление. Опека, попечительство.
Тема 9. Трудовое право
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые
правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.
Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора.
Коллективный договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора.
Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты
труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда.
Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда.
Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.
Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым
10

спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового
распорядка.
Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения
ущерба.
Тема 10. Административное право
Понятие и источники административного права. Административное правовое
регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об
административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и
виды административных правонарушений.
Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об
административных правонарушениях.
Тема 11. Уголовное право
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного
права. Уголовный кодекс РФ, его особенности. Понятие преступления. Состав
преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность
преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений. Уголовная
ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания основные и
дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Тема 12. Основы судопроизводства
Гражданское процессуальное право (гражданский процесс) Особенности уголовного
судопроизводства (уголовный процесс)
Тема 13. Правовая культура
Понятие
правовой
культуры.
Содержание
совершенствования правовой культуры.

правовой

культуры.

Пути

11

Тематическое планирование
по курсу «Право» к учебнику А.Ф.Никитина, Т.И.Никитиной 10 класс
№

Тема урока

Кол
часов

1

История и теория государства и права

9

2

Вопросы теории государства и права

6

3

Конституционное право

11

4

Права человека

8

11 класс
№

Тема урока

Кол
часов

2

Избирательное право
процесс.
Гражданское право

3

Налоговое право

4ч

4

Семейное право

4ч

5

Трудовое право

5ч

6

Административное право

2ч

7

Уголовное право

6ч

8

Основы судопроизводства

4ч

9

Правовая культура

2ч

1

и

избирательный

2ч
7ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».