РП Родная литература (татарская) 10-11 кл.

Пояснительная записка.
Программа по родной (татарской) литературе разработана с целью оказания
методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному
предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и
активные методики обучения.
В основу курса «Родная литература (татарская)» в 10–11 классах положены
принципы связи искусства с жизнью, единства формы и содержания,
традиций

и

новаторства,

осмысление

обучающимися

историко-

литературных сведений, нравственно-этических представлений, освоение
основных теоретико-литературных понятий, истории татарской литературы,
формирование

умений

и

навыков

анализировать,

оценивать

и

интерпретировать литературные произведения, овладение выразительными
средствами родного (татарского) языка.
В содержании программы по родной (татарской) литературе выделяются
следующие

содержательные

линии:

литература

татарского

народа,

проблемно-тематические блоки, теория литературы, которые ориентируются
на достижение метапредметных и предметных результатов и охватывают
формирование различных компетенций.
В основе содержания и структуры программы преподавания татарской
литературы в 10–11 классах лежит концепция модульного преподавания, где
выделяются

такие

проблемно-тематические

блоки

как

«Личность

и

общество», «Личность и история», «Личность и семейные ценности»,
«Личность и природа» и другие, что даёт возможность для формирования
восприятия литературы как самостоятельно развивающейся эстетической
системы,

основанной

на

раскрытии

взаимосвязей

литературных

произведений, в контексте их восприятия, общественной и культурноисторической значимости.
Изучение родной (татарской) литературы направлено на достижение
следующих целей:
формирование культуры читательского восприятия;

достижение

читательской

самостоятельности

обучающихся,

приобретённых на уроках при обучении литературе навыков анализа и
интерпретации литературных текстов.
Достижение

поставленных целей реализации программы по родной

(татарской) литературе предусматривает решение следующих задач:
формирование

ценностного

отношения

к

родной

(татарской)

литературе, осознание её роли как духовной и национальной культурной
ценности;
овладение навыком анализа текста художественного произведения
(умение

выделять

основные

темы

произведения,

его

проблематику,

определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения
автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и
речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста);
формирование умения анализировать в устной и письменной форме
самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты,
аспекты;
овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом,
позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и
письменной форме;
формирование умения самостоятельно создавать тексты различных
жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и другие);
овладение

умением

определять

стратегию

своего

чтения,

осуществление читательского выбора;
формирование умения использовать в читательской, учебной и
исследовательской деятельности ресурсы библиотек, музеев, архивов, в том
числе цифровых, виртуальных;
овладение
текстовой

различными

деятельности

формами

(проектные

литературе, искусстве и другие);

и

продуктивной

читательской

исследовательские

работы

и
о

использование изученных произведений литературы для повышения
речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной
речи.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (татарской)
литературы, – 34 часа: в 10 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю), в 11 классе
– 17 часа (0,5 часа в неделю).
Содержание обучения в 10 классе.
Человек как высшая ценность. Человек, нравственное начало в человеке,
проблема духовного потенциала личности и его реализация, своё «Я» в
человеке, индивидуальное в человеке, человек перед судом своей совести,
выражение отношения к другим людям, становление личности, личность и
мир, судьба человека.
Стихотворения Г. Тукая «Шагыйрь» («Поэт»), «Кыйтга» («Көчләремне
мин...») («Отрывок» («Силы я свои…»). Проблема жизни и смерти, смысла
жизни, миссии поэта. Философские размышления, наполненные тоской,
печалью. Неповторимость и ценность каждой личности, отражение его
нравственных позиций.
Повесть Г. Рахима «Идел» («Идель»). Поиски героем смысла жизни. Мотив
одиночества. Выражение душевных настроений, состояний человека через
описание картин природы. Роль перцептивного хронотопа в понимании
психологического состояния лирического героя. Нерасторжимость судьбы
человека с судьбой нации.
Стихотворение Р. Файзуллина «Җаныңның ваклыгын...» («Мелочность души
твоей...»). Проблема свободы личности и свободы мнений. Чувство
собственного достоинства лирического героя.
Стихотворение Р. Хариса «Алтын төрән» («Золотой лемех»). Страницы
истории. Символическое звучание образа Времени. Человек во Времени.
Способность Человека овладеть пространством Времени.
Поэма И. Юзеева «Өчәү чыктык ерак юлга» («Мы втроём отправились в
путь»). Проблема поиска человеком смысла жизни. Определение жизненных

целей. Миссия человека на этой земле. Символические образы в поэме.
Категории добра, красоты.
Стихотворения Зульфата «Кем әле син?» («А кто ты?»), «Дүрт җыр»
(«Четыре песни»). Смысл жизни, быстротечность жизни человека. Важность
совершения добрых дел.
Стихотворение Р. Аймата «Җәйнең соңгы җыры» («Последняя песня лета»).
Философские взгляды лирического героя. Образы уходящего лета и
наступающей осени.
Стихотворения Л. Гибадуллиной «Ә очасы килә...» («А хочется летать...»),
«...Җирдән – күккә, күктән җиргә кадәр...» («От земли – до неба, от неба до
земли»). Желания лирического героя и реальность. Мотив неосуществимой
мечты. Два образа окна: окно человеческой души и окно во Вселенную.
Человек и семья. Человек и семейные отношения. Место человека в семье.
Любовь в жизни человека. Доверие, уважение, верность – главные семейные
ценности. Роль родителей в семье. Проблема полноценности семьи.
Повесть

Г. Исхаки

«Остазбикә»

(«Наставница»).

Проблемы

вечности

общечеловеческих ценностей. Человек, смысл жизни и семейное счастье.
Сила любви и преданности. Духовное самосознание героини. Жертвенность
во имя любви. Психологизм повести: внутренний конфликт Сагиды.
Рассказ А. Еники «Ана һәм кыз» («Мать и дочь»). Психологизм и лиризм в
изображении образов в произведении на военную тематику. Отображение
драматических и трагических моментов военной действительности в
характере и духовной стойкости человека. Теплота взаимоотношений матери
и дочери.
Поэма И. Юзеева «Гашыйклар тавы» («Гора влюблённых»). Оригинальность
сюжета, романтический пафос, раскрытие характеров в их духовном
противостоянии. Любовь как высшая ценность. Связь жизненной философии
с идеализацией любви. Проблемы верности, чести, уважения к чувствам
близких людей.

Драма Ш. Хусаинова «Әни килде» («Мама приехала»). Сущность семейных
отношений. Сложность во взаимоотношениях детей и родителей. Внимание к
общечеловеческим ценностям: сострадание, ответственность за жизнь
близкого человека, милосердие, любовь и уважение. Социально-этическая
проблема

в

драме.

Формирование

«критического

направления»

в

драматургии. Особенности жанра драмы.
Стихотворение Х. Туфана «Әйткән идең» («О сказанном тобой»). Выражение
в стихотворениях сокровенных чувств и переживаний лирического героя.
Размышления поэта о дружбе, любви, преданности и верности. Тонкий
лиризм стихотворений.
Стихотворение

М. Джалиля

«Ышанма»

(«Не

верь»).

Образ

автора,

изображение его духовной силы. Долг лирического героя перед родиной,
близкими людьми. Изображение патриотических чувств лирического героя.
Отождествление чувств верности и преданности перед своим народом и
любимой женщиной.
Рассказ

Р. Мухаметшина

«Тырыйк»

(«Прыгун»).

Осознание

общечеловеческих ценностей. Образ семьи в детском восприятии.
Дидактические наставления Р. Фахретдинова «Гаилә» («Семья»). Функция
каждого члена семьи, красота семейных взаимоотношений на примере
татарской семьи. Значение семьи в жизни человека и общества.
Человек и национальный характер. Человек и нация, судьба народа, родной
язык как духовная опора человека, тема бессмертия народа, нации,
национальные черты характера, своеобразие национального эстетического
идеала, человек как хранитель традиций своего народа.
Стихотворение М. Гафури «Үзем һәм халкым» («Я и мой народ»).
Обеспокоенность поэта за судьбу своей нации. Идея служения народу.
Миссия поэта в воплощении идеи его дальнейшего развития.
Стихотворение Р. Миннуллина «Туган телемә» («Родной язык»). Образ
родного языка, восхищение его красотой и выразительностью. Обращение
автора к нему. Долг поэта перед родным языком.

Стихотворение Р. Зайдуллы «Карап торам Казаныма» («Любуюсь Казанью»).
Образ Казани сквозь призму времени: прошлое, настоящее и будущее
татарского народа.
Стихотворение Р. Ахметзянова «И туган тел» («Мой родной язык»),
«Бергәләп җырлыйк» («Споём вместе»). Ценность и значимость родного
языка, его роли в жизни человека. Язык как символ единства нации.
Комедия Г. Исхаки «Җан Баевич». Потеря себя, своей национальной
сущности. Осмеяние низменных качеств человека. Утрата душевной связи
человека со своими корнями. Неразрывное единство действия и сатиры.
Мастерство автора в создании индивидуальных характеров.
Теория литературы.
Пафос, сентиментальный пафос, драматический пафос, романтический
пафос,

сатирический

пафос,

фарс,

контраст,

риторический

вопрос,

национальный характер.
Содержание обучения в 11 классе.
Человек и общество. Личность в социуме, влияние социальной среды на
личность человека, взаимоотношения человека и общества, человек и
государственная система, гражданственность и патриотизм, интересы
личности, интересы общества, интересы государства, жизнь и идеология.
Стихотворение Г. Тукая «Өзелгән өмид» («Разбитая надежда»). Выражение
утраченных надежд и веры в светлое будущее татарского народа.
Подавленное

состояние

героя.

Глубокий

психологизм,

трагические

переживания, мотивы ненависти к жестокой действительности.
Стихотворение С. Рамиева «Сүзем һәм үзем» («Я и моё слово»). Поиск
жизненного идеала. Духовный мир лирического героя. Определение новых
путей творческой деятельности поэта. Противопоставление его надежд и
реальной действительности.
Стихотворение Дардменда «Куанды ил, канат какты мәләкләр...» («Когда
страна возликовала...»). Смысл, вложенный поэтом в понятие мотива
Отчизны, родной земли. Чувство тоски, переходящее в глубокий драматизм

переживаний лирического героя. Боль поэта за судьбу народа. Переживания
по поводу потери связи с народом. Чувство отчуждения и связанные с ним
экзистенциальные страдания поэта.
К. Тинчурин. «Сүнгән йолдызлар» («Угасшие звезды»). Изображение Первой
мировой войны как причины всех бед, несчастной судьбы народа.
Метафоричность названия. Символические образы в произведении.
Драма Х. Такташа «Югалган матурлык» («Утраченная красота»). Социальнонравственная проблематика произведения. Обращение к проблемам любви и
создания семьи. Роль женщины в семье и обществе. Противостояние
господствующей в стране идеологии и реальной действительности.
Стихотворение Х. Аюпова «Әманәт» («Завещание»). Образ песни, как
завещание одного поколения другому. Восхваление нравственных качеств
человека: честь, достоинство, человеколюбие, патриотизм, солидарность.
Стихотворение Р. Валиева «Ватаным» («Отчизна моя»). Патриотический
настрой стихотворения. Образ народа-победителя. Чувство гордости за свою
родину, за свой народ.
Человек и история. Роль личности в истории, вечное и исторически
обусловленное в жизни человека и в культуре, свобода человека в условиях
абсолютной несвободы, человек в прошлом, настоящем и в будущем.
Стихотворение Дардменда «Без» («Мы»). Жизнь лирического героя,
размышления о ходе истории и судьбы человека. Вопросы жизни и смерти,
судьбы, бренности жизни. Экзистенциальный мотив.
Стихотворение Х. Туфана «Хәят» («Жизнь»). Возрождение веры в победу
добра, справедливости, в возможность счастья. Осознание лирическим
героем его необходимости обществу, государству.
Рассказ Р. Галиуллина «Боссоойко» («Боссоойко»). Образ Гиззатуллы
Рахматуллина. Смелость, мужество, глубокая вера в идею свободы.
Отображение в произведении связей якутского и татарского народов.
Повесть М. Магдеева «Кеше китә – җыры кала» («Человек уходит – песня
остаётся»). Своеобразие лирического повествования. Мастерство писателя в

создании индивидуальных характеров. Поиск духовных основ бытия.
Эстетические и нравственные проблемы, поднятые в повести. Мотив
прошлого – мотив ухода людей, традиций, обычаев.
Драма Т. Миннуллина «Шәҗәрә» («Родословная»). Философское осмысление
прошлого и настоящего народа. Своеобразие композиционной формы.
Театральный роман З. Хакима «Гасыр моңы» («Грусть века»). Стремление
осознать основ человечности, способных поддержать человека в периоды
исторических испытаний.
Человек и природа. Взаимосвязь человека и природы, участие природы в
судьбе человека, проблемы освоения и покорения природы, ответственность
человека перед природой, любовь человека к природе, её понимание,
сохранение.
Стихотворение К. Булатовой «Шушы яктан, шушы туфрактан без» («Отсюда
родом»).

Изображение

жизни

природы

и

жизни

человека

в

их

нерасторжимом единстве. Выражение переживаний и мироощущения
лирического героя.
Стихотворение Г. Зайнашевой «Таулар моңы» («Мелодия гор»). Прошлое и
настоящее. Невозвратное течение человеческой жизни. Образ родника.
Мотивы единства красоты человека, красоты природы, красоты жизни.
Повесть Ф. Байрамовой «Болын» («Луг»). Красота природы, страх о ее
потере.

Раскрытие

потребительского

отношения

людей

к

природе.

Предательство природы человеком. Превосходство внутреннего мира
личности

над

общественно-исторической

действительностью.

Психологический реализм.
Повесть Н. Гиматдиновой «Ак торна каргышы» («Заклинание белого
журавля»).

Мифологический

сюжет.

Мифологизмы

как

признаки

магического реализма. Единство человека и природы. Понимание проблемы
следования законам природы. Развитие отношений между людьми и
журавлями. Воплощение природы через ирреальность.
Теория литературы.

Героический пафос, авторский стиль, композиция, театральный роман,
экзистенциализм,

психологический

реализм,

мифологизм,

магический

реализм, ретроспекция.
Планируемые результаты освоения программы по родной (татарской)
литературе на уровне среднего общего образования.
В результате изучения родной (татарской) литературы на уровне среднего
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
принятие

традиционных

национальных,

общечеловеческих

гуманистических, демократических ценностей, семейных ценностей, в том
числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в
литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии,

дискриминации по социальным,

религиозным,

расовым,

национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
(татарского) языка и родной (татарской) литературы, истории, культуры

Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений
татарской литературы, а также русской литературы;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к
их воплощению в татарской литературе, а также к достижениям России в
науке,

искусстве,

спорте,

технологиях

и

труде,

отражённым

в

художественных произведениях;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу в том числе воспитанные на примерах из
литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя
поведение и поступки персонажей художественной литературы;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам
семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни в соответствии с традициями народов России и, в том числе с
использованием литературных произведений;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства в том числе литературы;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного
творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по родной (татарской) литературе;
5) физического воспитания:
сформированность

здорового

и

безопасного

образа

жизни,

ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью, в том числе с соответствующей
оценкой поведения и поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие в том
числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе
знакомства

с

профессиональной

деятельностью

героев

отдельных

литературных произведений;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать

осознанный

выбор

будущей

профессии

и

реализовывать

собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки
литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к
продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность

экологической

культуры,

понимание

влияния

социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды,

осознание

глобального

характера

представленных в татарской литературе;

экологических

проблем,

планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом
осмысления опыта литературных героев;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе показанных в литературных произведениях;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, в том
числе представленной в литературных произведениях;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира с использованием
изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
учебно-исследовательскую и проектную деятельность индивидуально и в
группе, в том числе на литературные темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы среднего общего образования, в том числе литературного
образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
самосознания,
эмоциональное

включающего

состояние,

способность

видеть направление

понимать

развития

своё

собственной

эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать,
понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при
осуществлении коммуникации;
социальных

навыков,

включающих

способность

выстраивать

отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и
разрешать конфликты с учётом собственного читательского опыта.
В результате изучения родной (татарской) литературы на уровне среднего
общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия,

регулятивные

универсальные

учебные

действия,

умения

совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно

формулировать

и

актуализировать

проблему,

рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения
литературных героев, художественных произведений и их фрагментов,
классификации и обобщения литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять

закономерности

и

противоречия

в

рассматриваемых

явлениях, в том числе при изучении литературных произведений;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие
результатов целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
учётом собственного читательского опыта.

У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности
на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с
использованием

художественных

произведений,

способностью

и

готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового
знания

по

родной

(татарской)

литературе,

его

интерпретации,

преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных проектов;
владеть

научной

терминологией,

общенаучными

ключевыми

понятиями и методами современного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского
опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения
и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать

новые

идеи,

оригинальные

альтернативные способы решения проблем.

подходы,

предлагать

У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть

навыками

литературоведческой,

из

получения
источников

информации,
разных

в

типов,

том

числе

самостоятельно

осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по
родной (татарской) литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах с учётом назначения
информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность литературной и другой информации, её
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
технологий

средства

при

информационных

решении

когнитивных,

и

коммуникационных

коммуникативных

и

организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
У

обучающегося

будут

сформированы

умения

общения

как

часть

коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни, в том числе на
уроке родной (татарской) литературы;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать в
процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с
использованием языковых средств.

У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении
родной (татарской) литературы с учётом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с
использованием читательского опыта;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний; в том числе в вопросах татарской литературы,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть

навыками

познавательной

рефлексии

как

осознания

совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и
результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других людей
как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности, в том числе в процессе чтения литературы и обсуждения
литературных

героев

и

проблем,

поставленных

в

художественных

произведениях;
признавать своё право и право других на ошибку в дискуссиях на
литературные темы;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека,
используя знания по литературе.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать

цели

совместной

деятельности,

организовывать

и

координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды
в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с
позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
координировать

и

выполнять

работу

в

условиях

реального,

виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по родной (татарской) литературе;
проявлять

творческие

способности

и

воображение,

быть

инициативным.
Предметные результаты изучения родной (татарской) литературы. К концу
обучения в 10 классе обучающийся научится:
демонстрировать знание произведений родной (татарской) литературы
в рамках программы данного класса;

выявлять жанрово-родовую специфику художественного произведения;
определять

тематику,

проблематику,

идейно-художественное

содержание литературного произведения;
использовать литературоведческие термины в процессе анализа и
интерпретации произведения;
определять

стили

художественных

произведений,

выявлять

принадлежность произведения к определённому литературному направлению
(течению);
давать

оценку

интерпретации

литературного

произведения

(в

живописи, театре, музыке);
выполнять творческие, проектные работы в сфере литературы и
искусства.
Предметные результаты изучения родной (татарской) литературы. К концу
обучения в 11 классе обучающийся научится:
понимать историко-культурное и нравственно-ценностное влияние
произведений

родной

(татарской)

литературы

на

формирование

национальной культуры;
аргументировать устно и письменно своё отношение к тематике,
проблематике

и

идейно-художественному

содержанию

литературного

произведения;
понимать художественную картину жизни, созданную в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
понимать

и

осмысленно

использовать

понятийный

аппарат

современного литературоведения в процессе анализа и интерпретации
художественных произведений;
определять индивидуальный стиль автора;
предлагать собственные обоснованные интерпретации литературных
произведений.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
10 класс
Блок
Человек
как
высшая
ценность

Тема

КолХарактеристики основных
во
видов деятельности
часов
обучающихся
Стихотворения
Г.
Тукая
1
Чтение с установкой на смысловое
«Шагыйрь» («Поэт») (для
восприятие текста.
заучивания
Работа с текстом: выявление
наизусть),«Кыйтга»
жанрово-видовой
специфики
(«Көчләремне
мин...»)
произведения,
определение
(«Отрывок»
(«Силы
я
тематики, проблематики, идейносвои…»).Проблема жизни и
художественного
содержания
смерти, смысла жизни, миссии
произведения.
поэта.
Философские
Ответы
на
вопросы
по
размышления, наполненные
содержанию
прочитанного
тоской,
печалью.
стихотворения.
Неповторимость и ценность
Составление вопросов по тексту.
каждой личности, отражение
Освоение литературоведческого
его нравственных позиций.
понятия.
Теория литературы: Пафос.
Выразительное чтение наизусть
произведения.
Повесть Г. Рахима «Идел»
1
Осмысленное, творческое чтение.
(«Идель»). Поиски героем
Прогнозирование
текста
по
смысла
жизни.
Мотив
заголовку,
иллюстрации,
одиночества.
Выражение
ключевым словам.
душевных
настроений,
Работа с текстом: выявление
состояний человека через
жанрово-видовой
специфики
описание картин природы.
произведения,
определение
Нерасторжимость
судьбы
тематики, проблематики, идейночеловека с судьбой нации.
художественного
содержания
произведения.
Теория
литературы:
Хронотоп.
Характеристика
героя
произведения, выражение своего
отношения к героям произведения.
Выборочный пересказ текста.
Использование
литературоведческих терминов в
процессе анализа произведения.
Стихотворение Р. Хариса
1
Выразительное
чтение
«Алтын төрән» («Золотой
стихотворения.
лемех»). Страницы истории.
Анализ
текста:
выявление
Символическое
звучание
жанрово-видовой
специфики
образа времени. Человек во
произведения,
определение
времени.
Способность
тематики, проблематики, идейночеловека
овладеть
художественного
содержания
пространством времени.
произведения.
Определение средств изображения

Человек и
семья

Поэма И. Юзеева «Өчәү
чыктык ерак юлга» («Мы
втроем
отправились
в
путь»).Проблема
поиска
человеком смысла жизни.
Определение
жизненных
целей. Миссия человека на
этой земле.

1

Стихотворения
Л.
Гибадуллиной
«Ә
очасы
килә...»
(«А
хочется
летать...»), «...Җирдән – күккә,
күктән җиргә кадәр...» («От
земли – до неба, от неба до
земли»). Желания лирического
героя и реальность. Мотив
неосуществимой мечты. Два
образа
окна:
окно
человеческой души и окно во
Вселенную.
Теория
литературы:
Лирический герой.
Повесть
Г.
Исхаки
«Остазбикә» («Наставница»).
Проблемы
вечности
общечеловеческих ценностей.
Человек, смысл жизни и
семейное счастье. Сила любви
и преданности. Психологизм
повести:
внутренний
конфликт Сагиды.
Теория
литературы:
Психологизм.

1

1

и выражения чувств лирического
героя.
Характеристика
эмоциональной
составляющей стихотворения.
Осмысленное, творческое чтение
произведения.
Работа с текстом: выявление
жанрово-видовой
специфики
произведения,
определение
тематики, проблематики, идейнохудожественного
содержания
произведения.
Интерпретация
литературного
текста.
Поиск ответов на вопросы по
содержанию прочитанного текста.
Составление вопросов по тексту.
Характеристика
героя
произведения.
Выборочный пересказ текста по
плану.
Выразительное
чтение
стихотворений.
Анализ
текста:
выявление
жанрово-видовой
специфики
произведения,
определение
тематики, проблематики, идейнохудожественного
содержания
произведения.
Поиск в тексте и понимание
значения
и
роли
средств
художественной выразительности.
Характеристика
эмоциональной
составляющей стихотворений.
Осмысленное, творческое чтение.
Развернутый ответ на вопросы о
произведении.
Анализ
текста:
выявление
жанрово-видовой
специфики
произведения,
определение
тематики, проблематики, идейнохудожественного
содержания
произведения,
определение
авторской позиции.
Характеристика
героя
произведения, выражение своего
отношения к нему.
Выборочный пересказ текста.
Использование
литературоведческих терминов в
процессе анализа произведения.

Рассказ А. Еники «Ана һәм
кыз»
(«Мать
и
дочь»).
Отображение драматических и
трагических
моментов
военной действительности в
характере
и
духовной
стойкости человека. Теплота
взаимоотношений
между
матерью и дочерью.
Теория
литературы:
Сентиментальный пафос.

1

Драма Ш. Хусаинова «Әни
килде»
(«Мама
приехала»).Сущность
семейных
отношений.
Сложность
во
взаимоотношениях детей и
родителей.
Внимание
к
общечеловеческим ценностям:
сострадание, ответственность
за жизнь близкого человека,
милосердие,
любовь
и
уважение.
Теория
литературы:
Драматический пафос.

1

Поэма И. Юзеева «Гашыйклар
тавы» («Гора влюбленных»).
Любовь как высшая ценность.
Связь жизненной философии с
идеализацией
любви.
Проблемы верности, чести,
уважения к чувствам близких
людей.
Теория
литературы:
Романтический пафос.

1

Стихотворения Х. Туфана
«Әйткән идең» («О сказанном
тобой».
Выражение
в
стихотворении сокровенных
чувств
и
переживаний
лирического

1

Осмысленное, творческое чтение.
Анализ литературного текста.
Характеристика
героя
произведения, выражение своего
отношения к героям произведения.
Определение
темы
и
идеи
произведения.
Понимание
и
объяснение
заголовка произведения.
Выбор
и
использование
интонационных
средств
выразительности.
Осмысленное, творческое чтение.
Чтение по ролям.
Работа с текстом: выявление
жанрово-видовой
специфики
произведения,
определение
тематики, проблематики, идейнохудожественного
содержания
произведения.
Понимание
и
объяснение
заголовка произведения.
Характеристика
героя
произведения, выражение своего
отношения к героям произведения.
Выборочный пересказ текста.
Использование
литературоведческих терминов в
процессе анализа произведения.
Выразительное чтение поэмы.
Развернутый ответ на вопросы о
произведении.
Анализ литературного текста:
выявление
жанрово-видовой
специфики
произведения,
определение
тематики,
проблематики,
идейнохудожественного
содержания
произведения.
Определение средств изображения
и выражения чувств лирического
героя.
Характеристика
эмоциональной
составляющей произведения.
Выразительное
чтение
стихотворений.
Развернутый ответ на вопросы о
произведении.
Определение средств изображения
и выражения чувств лирического

героя.Размышления поэта о
дружбе, любви, преданности и
верности.
Стихотворение М. Джалиля
«Ышанма» («Не верь») (для
заучивания наизусть).Образ
автора,
изображение
его
духовной
силы.
Долг
лирического
героя
перед
родиной, близкими людьми.
Изображение патриотических
чувств лирического героя.
Рассказ
Р.
Мухаметшина
«Тырыйк»
(«Прыгун»).
Осознание общечеловеческих
ценностей. Образ семьи в
детском восприятии.

Человек и
националь
ный
характер

героя.
Характеристика
эмоциональной
составляющей стихотворений.
Выразительное чтение наизусть
произведения.

1

Дидактические наставления Р.
Фахретдинова
«Гаилә»
(«Семья»). Функция каждого
члена
семьи,
красота
семейных взаимоотношений
на примере татарской семьи.
Значение семьи в жизни
человека и общества.
Теория
литературы:
Дидактизм литературы.

1

Стихотворение М. Гафури
«Үзем һәм халкым» («Я и мой
народ»).
Обеспокоенность
поэта за судьбу своей нации.
Идея
служения
народу.
Миссия поэта в воплощении
идеи
его
дальнейшего
развития.

1

Стихотворение Р. Зайдуллы
«Карап торам Казаныма»
(«Любуюсь Казанью»). Образ
Казани
сквозь
призму
времени: прошлое, настоящее
и
будущее
татарского
народа.Проблемы

1

Осмысленное, творческое чтение
произведения.
Работа с текстом: выявление
жанрово-видовой
специфики
произведения,
определение
тематики, проблематики, идейнохудожественного
содержания
произведения.
Ответы
на
вопросы
по
содержанию прочитанного текста.
Рассказывание.
Выборочный пересказ текста по
плану.
Осмысленное, творческое чтение.
Работа с текстом: определение
проблематики,
идейнохудожественного
содержания
произведения.
Поиск ответов на вопросы по
содержанию прочитанного текста.
Составление вопросов по тексту.
Использование
литературоведческих терминов в
процессе анализа произведения.
Осмысленное, творческое чтение
произведения.
Определение
тематики
и
проблематики произведения.
Интерпретация художественного
текста.
Поиск в тексте и понимание
значения
и
роли
средств
художественной выразительности.
Выразительное чтение.
Развернутый ответ на вопросы о
произведении.
Участие в беседе.
Определение
идейноэмоционального
содержания
произведения.

возрождения и сохранения
нации. Стихотворение «Хәтер
көне»
(«День
памяти»).
Историческая
память
татарского народа.
Татарская
литература
зарубежья:
Г.
Исхаки
«Татарның кызы» («Татарка»).
Национальный характер и
ментальность.
Теория
литературы:
Контраст.

Комедия Г. Исхаки «Җан
Баевич». Потеря себя, своей
национальной
сущности.
Осмеяние низменных качеств
человека. Утрата душевной
связи человека со своими
корнями.
Неразрывное
единство действия и сатиры.
Мастерство автора в создании
индивидуальных характеров.
Теория
литературы:Сатирический
пафос.Фарс.
Повторение.
Контрольная работа.

Всего

1

1

1

Поиск в тексте и понимание
значения
и
роли
средств
художественной выразительности.
Определение средств изображения
и выражения чувств героя.
Осмысленное, творческое чтение
произведения.
Участие в беседе, решение
проблемного вопроса.
Определение
тематики
и
проблематики, выявление главной
мысли произведения.
Интерпретация художественного
текста.
Использование
литературоведческих терминов в
процессе анализа произведения.
Осмысленное, творческое чтение
произведения.
Чтение по ролям.
Участие в беседе, решение
проблемного вопроса.
Определение
тематики
и
проблематики, выявление главной
мысли произведения.
Использование
литературоведческих терминов в
процессе анализа произведения.
Комплексное повторение.
Выполнение
контрольных
тестовых заданий.
Ответы на вопросы.
Обобщение материала.

17 ч.

11 класс
Блок

Тема

Человек и
общество

Стихотворение
Г.
Тукая
«Өзелгән өмид» («Разбитая
надежда»).
Выражение
утраченных надежд и веры в
свелое будущее татарского
народа.
Подавленное
состояние героя. Глубокий
психологизм,
трагические
переживания,
мотивы
ненависти
к
жестокой
действительности.

1

Характеристики основных
видов
деятельности обучающихся
Осмысленное, творческое чтение.
Развернутый ответ на вопросы о
произведении.
Анализ
стихотворений:
определение сюжета, тематики,
проблематики,
идейноэмоционального
содержания
произведения,
устное
и
письменное
аргументирование
своего к ним отношения.
Определение средств изображения

Стихотворение
Дардменда
«Куанды ил, канат какты
мәләкләр... » («Когда страна
возликовала...»).
Смысл,
вложенный поэтом в понятие
мотива
Отчизны,
родной
земли.
Чувство
тоски,
переходящее
в
глубокий
драматизм
переживаний
лирического героя. Боль поэта
за
судьбу
народа.
Переживания, связанные с
потерей связи с народом.
Чувство
отчуждения
и
связанные
с
ним
экзистенциальные страдания
поэта.
Теория
литературы:
Экзистенциализм.
Музыкальная драма К.
Тинчурина «Зәңгәр шәл»
(«Голубая
шаль»).
Своеобразие
народного
характера.
Социальные
мотивы в драме. Идея свободы
личности.
Теория
литературы:
Музыкальная драма.

Драма Х. Такташа «Югалган
матурлык»
(«Утраченная
красота»).Обращение
к
проблемам любви и создания
семьи. Роль женщины в семье
и обществе.Противостояние
господствующей в стране
идеологии
и
реальной
действительности.

и выражения чувств героя.
Поиск в тексте и понимание
значения
и
роли
средств
художественной выразительности.
Осмысленное
использование
понятийного
аппарата
современного литературоведения
в процессе анализа произведения.

1

1

Осмысленное, творческое чтение.
Чтение по ролям.
Анализ
текста:
выявление
жанрово-видовой
специфики
произведения,
определение
тематики, проблематики, идейнохудожественного
содержания
произведения,
устное
и
письменное
аргументирование
своего к ним отношения.
Понимание
художественной
картины жизни, созданной в
произведении.
Характеристика
героя
произведения, выражение своего
отношения к героям произведения.
Оценивание
интерпретации
литературного произведения в
театральном искусстве.
Использование
литературоведческих терминов в
процессе анализа произведения.
Осмысленное, творческое чтение.
Чтение по ролям.
Анализ произведения.
Решение проблемных вопросов.
Характеристика
героя
произведения, выражение своего
отношения к героям произведения.
Понимание
и
объяснение
заголовка произведения.
Выборочный пересказ текста.

Человек и
история

Стихотворение Х. Аюпова
«Әманәт»
(«Завещание»).
Образ песни, как завещание
одного поколения другому.
Восхваление
нравственных
качеств
человека:
честь,
достоинство, человеколюбие,
патриотизм, солидарность.
Стихотворение Р. Валиева
«Ватаным» («Отчизна моя»)
(для
заучивания
наизусть).Патриотический
настрой стихотворения. Образ
народа-победителя. Чувство
гордости за свою родину, за
свой народ.
Теория
литературы:
Героический пафос.
Стихотворение
Дардменда
«Без»
(«Мы»).
Жизнь
лирического
героя,
размышления о ходе истории
и судьбы человека. Вопросы
жизни и смерти, судьбы,
бренности жизни.
Стихотворение Х. Туфана
«Хәят»
(«Жизнь») (для
заучивания
наизусть).
Возрождение веры в победу
добра,
справедливости,
в
возможность
счастья.
Осознание лирическим героем
его необходимости обществу,
государству.
Повесть А. Гилязова «Ягез,
бер
дога»
(«Давайте
помолимся»).
Автобиографический характер
повести. Проблема человека в
тоталитарной
системе.
Осуждение культа личности.
Богатство
национальной
жизни, истории, особенности
национального характера.
Теория
литературы:
Национальный характер.

1

Выразительное чтение.
Анализ
текста:
выявление
жанрово-видовой
специфики
произведения,
определение
тематики, проблематики, идейнохудожественного
содержания
произведения,
устное
аргументирование своего к ним
отношения.
Определение средств изображения
и выражения чувств лирического
героя.
Использование
литературоведческих терминов в
процессе анализа произведения.

1

Выразительное чтение.
Развернутый ответ на вопросы о
произведении.
Анализ и интерпретация текста.
Определение
идейноэмоционального
содержания
произведения,
устное
и
письменное
аргументирование
своего к нему отношения.
Определение средств изображения
и выражения чувств героя.
Выразительное чтение наизусть
произведения.
Определение
стиля
художественного произведения.

1

Повесть М. Магдеева «Кеше
китә – җыры кала» («Человек
уходит – песня остается»)
(отрывок
для
заучивани

3

Осмысленное, творческое чтение.
Анализ
текста:
выявление
жанрово-видовой
специфики
произведения,
определение
тематики, проблематики, идейнохудожественного
содержания
произведения.
Участие в беседе.
Определение средств изображения
и выражения чувств героя.
Осмысленное
использование
понятийного
аппарата
современного литературоведения
в процессе анализа произведения.
Осмысленное, творческое чтение.
Анализ
текста:
выявление
жанрово-видовой
специфики
произведения,
определение

наизусть).
Своеобразие
лирического повествования.
Поиск духовных основ бытия.
Эстетические и нравственные
проблемы,
поднятые
в
повести. Мотив прошлого –
мотив ухода людей, традиций,
обычаев.
Теория
литературы:Авторский
стиль.

Драма
Т.
Миннуллина
«Шәҗәрә»
(«Родословная»).Философское
осмысление
прошлого
и
настоящего
народа.
Своеобразие композиционной
формы.
Теория
литературы:
Композиция.

1

Театральный роман З. Хакима
«Гасыр
моңы»
(«Грусть
века»). Стремление осознать
основы
человечности,
способных
поддержать
человека
в
периоды
исторических испытаний.
Теория
литературы:
Театральный роман.

1

Рассказ
Р.
Галиуллина
«Боссоойко» («Боссоойко»).
Образ
Гиззатуллы
Рахматуллина.
Смелость,
мужество, глубокая вера в
идею свободы. Отображение в
произведении
связей

1

тематики, проблематики, идейнохудожественного
содержания
произведения,
устное
аргументирование
своего
отношения к ним.
Размышление
над
названием
произведения.
Выражение своего отношения к
героям произведения.
Выборочный пересказ текста.
Выразительное чтение наизусть
произведения.
Определение
индивидуального
стиля автора.
Осмысленное, творческое чтение.
Чтение по ролям.
Анализ
текста:
выявление
жанрово-видовой
специфики
произведения,
определение
тематики, проблематики, идейнохудожественного
содержания
произведения.
Характеристика
героя
произведения.
Выборочный пересказ текста.
Использование
литературоведческих терминов в
процессе анализа произведения.
Осмысленное, творческое чтение.
Чтение по ролям.
Анализ
текста:
выявление
жанрово-видовой
специфики
произведения,
определение
тематики, проблематики, идейнохудожественного
содержания
произведения.
Определение последовательности
событий.
Характеристика
героя
произведения.
Выборочный пересказ текста.
Осмысленное
использование
понятийного
аппарата
современного литературоведения
в процессе анализа произведения.
Осмысленное, творческое чтение.
Работа с текстом: выявление
жанрово-видовой
специфики
произведения,
определение
тематики, проблематики, идейнохудожественного
содержания
произведения.

якутского
народов.
Человек и
природа

и

татарского

Стихотворение К. Булатовой
«Шушы
яктан,
шушы
туфрактан без» («Отсюда
родом»)
(для
заучивания
наизусть).
Изображение
жизни природы и жизни
человека в их нерасторжимом
единстве.
Выражение
переживаний
и
мироощущения лирического
героя.
Стихотворение Г. Зайнашевой
«Таулар моңы» («Мелодия
гор»). Прошлое и настоящее.
Невозвратное
течение
человеческой жизни. Образ
родника. Мотивы единства
красоты человека красоты
природы, красоты жизни.
Повесть
Ф.
Байрамовой
«Болын» («Луг»). Красота
природы, страх о ее потере.
Раскрытие потребительского
отношения людей к природе.
Предательство
природы
человеком.
Превосходство
внутреннего мира личности
над
обществненноисторической
действительностью.
Теория
литературы:
Психологический реализм.

1

Повесть Н. Гиматдиновой «Ак
торна каргышы» («Заклинание
белого
журавля»).Мифологический
сюжет. Мифологизмы, как
признаки
магического
реализма. Единство человека и
природы.
Понимание
проблемы следования законам
природы. Развитие отношений
между людьми и журавлями.
Воплощение природы через
ирреальность.
Теория
литературы:
Мифологизм.
Магический
реализм.

1

1

Характеристика
героев
произведения, выражение своего
отношения к героям произведения.
Выразительное чтение.
Развернутый ответ на вопросы о
произведении.
Участие в беседе.
Определение
идейноэмоционального
содержания
произведения.
Определение средств изображения
и выражения чувств героя.
Поиск в тексте и понимание
значения
и
роли
средств
художественной выразительности.
Оценивание
интерпретации
стихотворения в музыке.
Выразительное чтение наизусть
произведения.

Осмысленное, творческое чтение.
Работа с текстом: выявление
жанрово-видовой
специфики
произведения,
определение
тематики, проблематики, идейнохудожественного
содержания
произведения.
Характеристика
героев
произведения, выражение своего
отношения к героям произведения.
Осмысленное
использование
понятийного
аппарата
современного литературоведения
в процессе анализа произведения.
Осмысленное, творческое чтение.
Прогнозирование
текста
по
заголовку, ключевым словам.
Работа с текстом: выявление
жанрово-видовой
специфики
произведения,
определение
тематики, проблематики, идейнохудожественного
содержания
произведения,
устное
и
письменное
аргументирование
своего к ним отношения.
Характеристика
героя
произведения, выражение своего
отношения к нему.
Выбор
и
использование
интонационных
средств

Внеклассное чтение: поэма А.
Баяна
«Сәяхәтнамә»
(«Путешествие»).
Эмоционально-ценностное
отношение к природе. Прием
ретроспекции: ностальгия по
прошлому.
Последствия
вторжения
человека
в
природу. Потеря духовных
ценностей и национальных
традиций.
Проблема
сохранения природы.
Теория
литературы:
Ретроспекция.
Контрольная работа.

Всего

1

1

17 ч.

выразительности.
Осмысленное
использование
понятийного
аппарата
современного литературоведения
в процессе анализа произведения.
Чтение произведения.
Развернутый ответ на вопросы о
произведении.
Решение проблемных вопросов.
Определение средств изображения
и выражения чувств лирического
героя.
Составление тезисного плана
устного высказывания.
Рассказывание.
Осмысленное
использование
понятийного
аппарата
современного литературоведения
в процессе анализа произведения.
Комплексное повторение.
Выполнение
контрольных
тестовых заданий.
Ответы на вопросы.
Обобщение материала.
Подведение итогов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».