Пояснительная записка. Программа по родному (татарскому) языку на уровне среднего общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения. Изучение предмета «Родной (татарский) язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок среднего общего образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании способности к организации своей деятельности, духовнонравственном развитии и воспитании обучающихся. Татарский язык – национальный язык татарского народа, а также наряду с русским языком является одним из государственных языков Республики Татарстан. Можно выделить следующие функции татарского языка: татарский язык является средством общения представителей татарского народа и других национальностей, желающих на нём общаться; обеспечивает преемственность культурных традиций народа, возможность возникновения и развития национальной литературы; выступает связующим звеном между поколениями, служит средством передачи внеязыкового коллективного опыта татарского народа. В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык» обучающиеся научатся использовать татарский язык как средство общения, познания мира и культуры татарского народа в сравнении с культурой других народов. Сравнительное изучение культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей будет способствовать формированию гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой край и многонациональную страну, поможет лучше осознать свою этническую и гражданскую принадлежность, воспитает уважительное отношение к другим народам. В содержании программы по родному (татарскому) языку выделяются следующие содержательные линии: общие сведения о языке, язык и культура, разделы науки о языке (фонетика, орфоэпия и графика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, стилистика). Изучение родного (татарского) языка направлено на достижение следующих целей: обеспечение языковой и культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного (татарского) языка на основе изучения материалов по российской культуре, культуре татарского народа, мировой культуре; развитие татарской устной и письменной речи, способностей к взаимопониманию в поликультурном обществе. Достижение поставленных целей реализации программы по родному (татарскому) языку предусматривает решение следующих задач: достижение умения правильно анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения, оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; формирование умений аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера; воспитание интереса и любви к родному татарскому языку, сознательного отношения к нему как к духовному наследию татарского народа и средству общения, ответственности за языковую культуру как национальную ценность татарского языка. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (татарского) языка, – 34 часа: в 10 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю), в 11 классе – 17часов (0,5 часа в неделю). Содержание обучения в 10 классе. Разделы науки о языке. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Повторение и совершенствование материала, пройденного в предыдущих классах. Система гласных и согласных звуков в татарском языке. Сравнительный анализ системы гласных и согласных звуков в татарском и русском языках. Изменения гласных и согласных. Транскрибирование слов. Ударение. Интонация. Орфоэпические нормы татарского языка. Орфография и её принципы. Лексикология. Повторение и дополнение материала, пройденного в предыдущих классах. Лексическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слов. Тюрко-татарские и заимствованные слова. Словарный состав татарского языка. Лексика татарского языка с точки зрения сферы употребления. Лексический анализ слова. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Увеличение лексического и фразеологического состава татарского языка в условиях двуязычия. Пословицы, поговорки, крылатые выражения. Лексикография. Морфемика и словообразование. Повторение и совершенствование материала, предыдущих классах. Особенности морфемного строя татарского языка. Способы словообразования. Разбор слова по составу. пройденного в Содержание обучения в 11 классе. Общие сведения о языке. Язык и речь. История письменности татарского языка. Роль языка в жизни человека и общества. Литературный язык и диалект. Основные диалекты татарского языка. Формы существования татарского языка. Разделы науки о языке. Морфология. Повторение и совершенствование материала, пройденного в предыдущих классах. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи. Взаимодействие частей речи. Морфологический анализ слова. Синтаксис. Повторение и дополнение материала, пройденного в предыдущих классах. Основные синтаксические единицы (словосочетание и предложение). Синтаксическая связь в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Виды простых предложений. Виды сложных предложений. Строение сложноподчинённых предложений в татарском и русском языках. Синтаксический анализ предложения. Пунктуация. Пунктуационная норма современного татарского языка. Постановка знаков препинания в сложных предложениях, при однородных и обособленных членах предложений, обращениях, вводных и модальных словах в татарском языке. Стилистика. Языковая норма. Функциональные стили татарского литературного языка (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический). Их особенности. Сфера применения научного стиля. Языковые признаки художественного стиля. Планируемые результаты освоения программы по родному (татарскому) языку на уровне среднего общего образования. В результате изучения родного (татарского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности; 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу; 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному (татарскому) языку; 5) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью; 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (татарского) языка; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному (татарскому) языку, индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по совершенствуется родному (татарскому) языку эмоциональный интеллект, включающего способность у обучающихся предполагающий сформированность: самосознания, понимать своё эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта. В результате изучения родного (татарского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении; вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов; владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать технологий при средства решении информационных когнитивных, и коммуникационных коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора; оценивать приобретённый опыт; стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению. У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибку; развивать способность видеть мир с позиции другого человека. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родному (татарскому) языку; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу 10 класса обучающийся научится: определять изменения в системе гласных и согласных звуков; сопоставлять систему гласных и согласных звуков в татарском и русском языках; применять общие сведения о графике, орфографические принципы, орфоэпические нормы татарского языка на практике; толковать лексическое значение слова; определять слова тюрко-татарского происхождения и заимствования; распознавать однозначные и многозначные слова; распознавать слова в прямом и переносном значении; распознавать особенности употребления фразеологизмов в речи; понимать смысл, заключенный в пословицах, поговорках, крылатых выражениях; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, двуязычные, фразеологизмов); определять морфему как минимальную значимую единицу языка; характеризовать способы словообразования в татарском языке; понимать детали несложных аудио- и видеотекстов различных жанров монологического и диалогического характера; использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи; инициировать, поддерживать и заканчивать беседу без подготовки; совершенствовать умение формулировать несложные связные высказывания в рамках изученных тем; передавать основное содержание текстов; составлять сообщения с использованием нелинейных текстов (таблицы, диаграммы, расписания и другие); составлять связные тексты в рамках изученной тематики; описывать явления, события; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы татарского литературного языка; выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу 11 класса обучающийся научится: знать историю письменности татарского языка; определять роль языка в жизни человека и общества; распознавать литературный язык и диалект; формулировать понятие о грамматике, разделах грамматики; распознавать словосочетание и предложение; определять синтетические и аналитические сложноподчинённые предложения; ставить знаки препинания в сложных предложениях; знать и уметь применять языковые нормы; определять функциональные стили татарского литературного языка; совершенствовать умения чтения и понимать простые аутентичные тексты различных жанров (рассказов, газетных статей, рекламных объявлений, брошюр, проспектов); отделять в прочитанных текстах главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты, выражать своё отношение к прочитанному; совершенствовать диалогическую речь в рамках изучаемого предметного содержания речи в ситуациях официального и неофициального общения; выражать и аргументировать личную точку зрения, давать оценку; употреблять соответствии с в речи основные коммуникативной синтаксические задачей; конструкции коммуникативные в типы предложений, как сложных (сложносочинённых, сложноподчинённых), так и простых; распознавать в устной и письменной коммуникации различные части речи; писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе; письменно выражать свою точку зрения в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры; использовать языковые средства в соответствии с целями общения и речевой ситуацией; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; использовать в речи устойчивые выражения и фразы в рамках изученной тематики; Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы Блок Темы Кол-во часов Характеристики основных видов деятельности обучающихся 10 класс «Мин» («Я») Орфография 3 Гласные и согласные звуки. Ударение. Интонация 1 Орфографические принципы татарского языка 1 Формулировать представление о графике и орфографии. Применять орфографические принципы татарского языка на практике. Применять изученные орфографические правила в письменной речи. Орфоэпия Орфоэпия как раздел науки о языке. Понятие о нормах орфоэпии 1 «Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня») 2 Лексикология Фразеологизмы. 1 Особенности употребления фразеологизмов в речи Диктант Применять орфоэпические нормы татарского языка на практике. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы. Объяснять значение фразеологизмов. 1 Проводить параллель между фразеологизмами в татарском языке и в русском. Распознавать особенности употребления фразеологизмов в речи. «Туган җирем» («Моя Родина») Лексикология 7 Лексическое значение слова 1 Распознавать лексическое значение слова. Полисемия и система значений слова Слова тюркотатарского происхождения и заимствования 1 Распознавать однозначные и многозначные слова. 1 Распознавать слова с прямым и переносным значением. Изложение 1 Определять слова тюрко-татарского происхождения и заимствования. Словари различных типов и их использование 1 Иметь общее представление о лексикографии. Пословицы, поговорки, крылатые выражения 1 Лексический анализ слова. Тест 1 Пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов). Объяснять смысл, заключенный в пословицах, поговорках, крылатых выражениях. Проводить лексический анализ слова. «Татар дөньясы» («Мир татарского народа») Морфемика и словообразо вание Способы словообразования в татарском языке 5 1 Характеризовать способы словообразования в татарском языке. Образование новых слов при помощи аффиксов 1 Образовывать новые слова путем сложения основ, сокращения слов. Разбор слова по составу 1 Образовывать новые слова при помощи аффиксов. Составление текстаописания 1 Проводить разбор слова по составу. Эссе на тему «Кем я хочу быть?» 1 Итого: 17 11 класс Морфология «Мин» («Я») 5 Разделы грамматики: морфология, синтаксис 1 Дать понятие ограмматике, разделах грамматики. Самостоятельные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Глагол. Наречие 2 Служебные части речи 1 Морфологический разбор 1 Классифицировать части речи (самостоятельные и служебные части речи). Выявлять стилистическую окраску парных форм превосходной степени прилагательных. Составлять предложения с дробными числительными. Употреблять в роли послеложных слов имена, выражающие пространственные и временные отношения. Правильно употреблять в речи повторяющиеся союзы «ни … ни» («не … не»), «я … я» («или … или»), «әле ... әле» («то... то») и др. Проводить морфологический разбор частей речи. Синтаксис «Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня») 4 Словосочетание и предложение 1 Распознавать словосочетание и предложение. Главные и второстепенные члены предложения 1 Определять главные и второстепенные члены предложения. Виды простых предложений 1 Составлять двусоставные и односоставные назывные предложения. Сочинение 1 Определять распространенные и нераспростратенные, полные и неполные предложения. Проводить синтаксический разбор простого предложения. Синтаксис «Туган җирем» («Моя Родина») 5 Сложносочиненные предложения 1 Отличать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Союзные и бессоюзные предложения 1 Распознавать виды сложносочиненных предложений: союзные и бессоюзные. Стилистика Сложноподчиненные предложения. Синтетические сложноподчиненные предложения 1 Аналитические сложноподчиненные предложения 1 Знаки препинания в сложных предложениях. Тест 1 «Татар дөньясы» («Мир татарского народа») 3 Функциональные стили. Научный стиль. 1 Ставить знаки препинания в бессоюзных предложениях. Определять грамматические основы в сложных предложениях. Определять виды сложноподчиненных предложений по структуре. Преобразовывать синтетические предложения в аналитические. Ставить знаки препинания в сложных предложениях. Официально-деловой стиль Определять функциональные стили татарского литературного языка. Выявлять особенности стилей речи. Разговорный стиль . Художественный стиль. Публицистический стиль 1 Изложение 1 Определять сферу применения научного стиля. Преобладать официально-деловой лексикой. Определять черты разговорного стиля. Перечислять языковые признаки художественного стиля. Проводить разбор примеров публицистического стиля. Итого: 17