Пояснительная записка.
Программа по родному (татарскому) языку на уровне среднего общего
образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в
создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на
современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
Изучение предмета «Родной (татарский) язык» играет важную роль в
реализации основных целевых установок среднего общего образования:
становлении
основ
гражданской
идентичности
и
мировоззрения,
формировании способности к организации своей деятельности, духовнонравственном развитии и воспитании обучающихся.
Татарский язык – национальный язык татарского народа, а также наряду с
русским языком является одним из государственных языков Республики
Татарстан. Можно выделить следующие функции татарского языка:
татарский язык является средством общения представителей татарского
народа и других национальностей, желающих на нём общаться;
обеспечивает
преемственность
культурных
традиций
народа,
возможность возникновения и развития национальной литературы;
выступает связующим звеном между поколениями, служит средством
передачи внеязыкового коллективного опыта татарского народа.
В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык» обучающиеся
научатся использовать татарский язык как средство общения, познания мира
и культуры татарского народа в сравнении с культурой других народов.
Сравнительное изучение культур, общепринятых человеческих и базовых
национальных ценностей будет способствовать формированию гражданской
идентичности,
чувства
патриотизма
и
гордости
за
свой
край
и
многонациональную страну, поможет лучше осознать свою этническую и
гражданскую принадлежность, воспитает уважительное отношение к другим
народам.
В содержании программы по родному (татарскому) языку выделяются
следующие содержательные линии: общие сведения о языке, язык и
культура, разделы науки о языке (фонетика, орфоэпия и графика, морфемика
и словообразование, лексикология и фразеология, морфология, синтаксис,
орфография и пунктуация, стилистика).
Изучение родного (татарского) языка направлено на достижение следующих
целей:
обеспечение языковой и культурной самоидентификации, осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного (татарского) языка на
основе изучения материалов по российской культуре, культуре татарского
народа, мировой культуре;
развитие татарской устной и письменной речи, способностей к
взаимопониманию в поликультурном обществе.
Достижение поставленных целей реализации программы по родному
(татарскому) языку предусматривает решение следующих задач:
достижение умения правильно анализировать речевые высказывания с
точки зрения их соответствия ситуации общения, оценивать собственную и
чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
формирование умений аргументировать своё мнение и оформлять его
словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развёрнутые
высказывания аналитического и интерпретирующего характера;
воспитание
интереса
и
любви
к
родному
татарскому
языку,
сознательного отношения к нему как к духовному наследию татарского
народа и средству общения, ответственности за языковую культуру как
национальную ценность татарского языка.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (татарского)
языка, – 34 часа: в 10 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю), в 11 классе –
17часов (0,5 часа в неделю).
Содержание обучения в 10 классе.
Разделы науки о языке.
Фонетика. Орфоэпия. Графика.
Повторение
и
совершенствование
материала,
пройденного
в
предыдущих классах.
Система
гласных
и
согласных
звуков
в
татарском
языке.
Сравнительный анализ системы гласных и согласных звуков в татарском и
русском языках.
Изменения гласных и согласных.
Транскрибирование слов.
Ударение. Интонация.
Орфоэпические нормы татарского языка.
Орфография и её принципы.
Лексикология.
Повторение и дополнение материала, пройденного в предыдущих
классах.
Лексическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и
переносное значение слов.
Тюрко-татарские и заимствованные слова.
Словарный состав татарского языка.
Лексика татарского языка с точки зрения сферы употребления.
Лексический анализ слова.
Особенности употребления фразеологизмов в речи. Увеличение
лексического и фразеологического состава татарского языка в условиях
двуязычия.
Пословицы, поговорки, крылатые выражения.
Лексикография.
Морфемика и словообразование.
Повторение
и
совершенствование
материала,
предыдущих классах.
Особенности морфемного строя татарского языка.
Способы словообразования.
Разбор слова по составу.
пройденного
в
Содержание обучения в 11 классе.
Общие сведения о языке.
Язык и речь.
История письменности татарского языка.
Роль языка в жизни человека и общества.
Литературный язык и диалект. Основные диалекты татарского языка.
Формы существования татарского языка.
Разделы науки о языке.
Морфология.
Повторение
и
совершенствование
материала,
пройденного
в
предыдущих классах.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация
частей речи. Взаимодействие частей речи.
Морфологический анализ слова.
Синтаксис.
Повторение и дополнение материала, пройденного в предыдущих
классах.
Основные синтаксические единицы (словосочетание и предложение).
Синтаксическая связь в предложении.
Главные и второстепенные члены предложения.
Виды простых предложений.
Виды сложных предложений.
Строение сложноподчинённых предложений в татарском и русском
языках.
Синтаксический анализ предложения.
Пунктуация.
Пунктуационная норма современного татарского языка. Постановка
знаков
препинания
в
сложных
предложениях,
при
однородных
и
обособленных членах предложений, обращениях, вводных и модальных
словах в татарском языке.
Стилистика.
Языковая норма. Функциональные стили татарского литературного
языка
(научный,
официально-деловой,
разговорный,
художественный,
публицистический). Их особенности.
Сфера применения научного стиля.
Языковые признаки художественного стиля.
Планируемые результаты освоения программы по родному (татарскому)
языку на уровне среднего общего образования.
В результате изучения родного (татарского) языка на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным,
религиозным,
расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному
наследию,
памятникам,
традициям
народов
России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам
семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том
числе словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по родному (татарскому) языку;
5) физического воспитания:
сформированность
здорового
и
безопасного
образа
жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного
(татарского) языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том
числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;
умение
совершать
осознанный
выбор
будущей
профессии
и
реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность
экологической
культуры,
понимание
влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по
родному (татарскому) языку, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы
по
совершенствуется
родному
(татарскому)
языку
эмоциональный
интеллект,
включающего
способность
у
обучающихся
предполагающий
сформированность:
самосознания,
понимать
своё
эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения
своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной
сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать,
понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при
осуществлении коммуникации;
социальных
навыков,
включающих
способность
выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и
разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского
опыта.
В результате изучения родного (татарского) языка на уровне среднего общего
образования
у
обучающегося
будут
сформированы
познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать
проблему,
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в
наблюдении;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие
результатов целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
учётом собственного речевого и читательского опыта.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
владеть
навыками
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов
познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового
знания его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;
владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией,
общенаучными ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать
новые
идеи,
оригинальные
подходы,
предлагать
альтернативные способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть
навыками
получения
информации,
в
том
числе
лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать
технологий
при
средства
решении
информационных
когнитивных,
и
коммуникационных
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
У
обучающегося
будут
сформированы
умения
общения
как
часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать свою
точку зрения с использованием языковых средств.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно
составлять
план
решения
проблемы
с
учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть
навыками
познавательной
рефлексии
как
осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и
результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других
людей как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать
и
координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды
в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
координировать
и
выполнять
работу
в
условиях
реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по родному (татарскому) языку;
проявлять
творческие
способности
и
воображение,
быть
инициативным.
Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу 10
класса обучающийся научится:
определять изменения в системе гласных и согласных звуков;
сопоставлять систему гласных и согласных звуков в татарском и
русском языках;
применять общие сведения о графике, орфографические принципы,
орфоэпические нормы татарского языка на практике;
толковать лексическое значение слова;
определять слова тюрко-татарского происхождения и заимствования;
распознавать однозначные и многозначные слова;
распознавать слова в прямом и переносном значении;
распознавать особенности употребления фразеологизмов в речи;
понимать смысл, заключенный в пословицах, поговорках, крылатых
выражениях;
пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов,
двуязычные, фразеологизмов);
определять морфему как минимальную значимую единицу языка;
характеризовать способы словообразования в татарском языке;
понимать детали несложных аудио- и видеотекстов различных жанров
монологического и диалогического характера;
использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
поисковое, просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;
инициировать, поддерживать и заканчивать беседу без подготовки;
совершенствовать
умение
формулировать
несложные
связные
высказывания в рамках изученных тем;
передавать основное содержание текстов;
составлять сообщения с использованием нелинейных текстов (таблицы,
диаграммы, расписания и другие);
составлять связные тексты в рамках изученной тематики;
описывать явления, события;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические,
стилистические,
орфографические
и
пунктуационные
нормы татарского литературного языка;
выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью
интонации.
Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу 11
класса обучающийся научится:
знать историю письменности татарского языка;
определять роль языка в жизни человека и общества;
распознавать литературный язык и диалект;
формулировать понятие о грамматике, разделах грамматики;
распознавать словосочетание и предложение;
определять
синтетические
и
аналитические
сложноподчинённые
предложения;
ставить знаки препинания в сложных предложениях;
знать и уметь применять языковые нормы;
определять функциональные стили татарского литературного языка;
совершенствовать умения чтения и понимать простые аутентичные
тексты
различных
жанров
(рассказов,
газетных
статей,
рекламных
объявлений, брошюр, проспектов);
отделять
в
прочитанных
текстах
главную
информацию
от
второстепенной, выявлять наиболее значимые факты, выражать своё
отношение к прочитанному;
совершенствовать
диалогическую
речь
в
рамках
изучаемого
предметного содержания речи в ситуациях официального и неофициального
общения;
выражать и аргументировать личную точку зрения, давать оценку;
употреблять
соответствии
с
в
речи
основные
коммуникативной
синтаксические
задачей;
конструкции
коммуникативные
в
типы
предложений, как сложных (сложносочинённых, сложноподчинённых), так и
простых;
распознавать в устной и письменной коммуникации различные части
речи;
писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно
излагать сведения о себе;
письменно выражать свою точку зрения в форме рассуждения, приводя
аргументы и примеры;
использовать языковые средства в соответствии с целями общения и
речевой ситуацией;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия
языковым нормам;
использовать в речи устойчивые выражения и фразы в рамках
изученной тематики;
Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение
каждой темы
Блок
Темы
Кол-во
часов
Характеристики основных видов
деятельности обучающихся
10 класс
«Мин» («Я»)
Орфография
3
Гласные и согласные звуки.
Ударение. Интонация
1
Орфографические
принципы татарского языка
1
Формулировать представление о
графике и орфографии.
Применять орфографические принципы
татарского языка на практике.
Применять изученные орфографические
правила в письменной речи.
Орфоэпия
Орфоэпия как раздел науки
о языке. Понятие о нормах
орфоэпии
1
«Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня»)
2
Лексикология
Фразеологизмы.
1
Особенности
употребления
фразеологизмов в речи
Диктант
Применять орфоэпические нормы
татарского языка на практике.
Различать свободные сочетания слов и
фразеологизмы.
Объяснять значение фразеологизмов.
1
Проводить параллель между
фразеологизмами в татарском языке и в
русском.
Распознавать особенности употребления
фразеологизмов в речи.
«Туган җирем» («Моя Родина»)
Лексикология
7
Лексическое значение
слова
1
Распознавать лексическое значение
слова.
Полисемия и система
значений слова
Слова тюркотатарского
происхождения и
заимствования
1
Распознавать однозначные и
многозначные слова.
1
Распознавать слова с прямым и
переносным значением.
Изложение
1
Определять слова тюрко-татарского
происхождения и заимствования.
Словари различных типов
и их использование
1
Иметь общее представление о
лексикографии.
Пословицы, поговорки,
крылатые выражения
1
Лексический анализ
слова. Тест
1
Пользоваться различными видами
словарей (синонимов, антонимов,
иностранных слов, фразеологизмов).
Объяснять смысл, заключенный в
пословицах, поговорках, крылатых
выражениях.
Проводить лексический анализ слова.
«Татар дөньясы» («Мир татарского
народа»)
Морфемика
и
словообразо
вание
Способы
словообразования в
татарском языке
5
1
Характеризовать способы
словообразования в татарском языке.
Образование новых слов
при помощи аффиксов
1
Образовывать новые слова путем
сложения основ, сокращения слов.
Разбор слова по составу
1
Образовывать новые слова при помощи
аффиксов.
Составление текстаописания
1
Проводить разбор слова по составу.
Эссе на тему «Кем я хочу
быть?»
1
Итого:
17
11 класс
Морфология
«Мин» («Я»)
5
Разделы грамматики:
морфология, синтаксис
1
Дать понятие ограмматике, разделах
грамматики.
Самостоятельные части
речи. Имя
существительное. Имя
прилагательное.
Местоимение. Имя
числительное. Глагол.
Наречие
2
Служебные части речи
1
Морфологический разбор
1
Классифицировать части речи
(самостоятельные и служебные части
речи).
Выявлять стилистическую окраску
парных форм превосходной степени
прилагательных.
Составлять предложения с дробными
числительными.
Употреблять в роли послеложных слов
имена, выражающие пространственные
и временные отношения.
Правильно употреблять в речи
повторяющиеся союзы «ни … ни» («не …
не»), «я … я» («или … или»), «әле ... әле»
(«то... то») и др.
Проводить морфологический разбор
частей речи.
Синтаксис
«Тирә-як, көнкүреш»
(«Мир вокруг меня»)
4
Словосочетание и
предложение
1
Распознавать словосочетание и
предложение.
Главные и второстепенные
члены предложения
1
Определять главные и второстепенные
члены предложения.
Виды простых
предложений
1
Составлять двусоставные и
односоставные назывные предложения.
Сочинение
1
Определять распространенные и
нераспростратенные, полные и
неполные предложения.
Проводить синтаксический разбор
простого предложения.
Синтаксис
«Туган җирем» («Моя
Родина»)
5
Сложносочиненные
предложения
1
Отличать сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения.
Союзные и бессоюзные
предложения
1
Распознавать виды сложносочиненных
предложений: союзные и бессоюзные.
Стилистика
Сложноподчиненные
предложения.
Синтетические
сложноподчиненные
предложения
1
Аналитические
сложноподчиненные
предложения
1
Знаки препинания в
сложных предложениях.
Тест
1
«Татар дөньясы» («Мир
татарского народа»)
3
Функциональные стили.
Научный стиль.
1
Ставить знаки препинания в бессоюзных
предложениях.
Определять грамматические основы в
сложных предложениях.
Определять виды сложноподчиненных
предложений по структуре.
Преобразовывать синтетические
предложения в аналитические.
Ставить знаки препинания в сложных
предложениях.
Официально-деловой
стиль
Определять функциональные стили
татарского литературного языка.
Выявлять особенности стилей речи.
Разговорный стиль .
Художественный стиль.
Публицистический стиль
1
Изложение
1
Определять сферу применения научного
стиля.
Преобладать официально-деловой
лексикой.
Определять черты разговорного стиля.
Перечислять языковые признаки
художественного стиля.
Проводить разбор примеров
публицистического стиля.
Итого:
17