Пояснительная записка. Программа по родному (татарскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету. Используемые учебные тексты, предлагаемая тематика речи на татарском языке имеют патриотическую, гражданственную, морально-этическую воспитательную направленность, вносят свой вклад в приобщение обучающихся к национальной культуре, что обеспечивает формирование личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. В содержании программы по родному (татарскому) языку выделяются следующие содержательные линии: «Общие сведения о языке», «Язык и культура», «Культура речи», «Текст», «Разделы науки о языке» (фонетика, орфоэпия, графика, морфемика, словообразование, лексикология, фразеология, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация, стилистика). Изучение родного (татарского) языка направлено на достижение следующих целей: развитие коммуникативных умений, способности и готовности использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей на татарском языке; воспитание и развитие личности, уважающей языковое наследие многонационального народа Российской Федерации. Цели обусловливают выполнение следующих задач: -овладение знаниями о татарском языке, его устройстве и функционировании, о стилистических ресурсах, основных нормах татарского литературного языка и речевого этикета; -обогащение словарного запаса и увеличение объёма используемых грамматических средств; -развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение татарским языком в разных ситуациях, готовности и способности к практическому речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; -формирование умений распознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекая и преобразовывая необходимую информацию из различных источников и текстов; -воспитание интереса и любви к родному татарскому языку, сознательного отношения к языку как к духовному наследию народа и средству общения, ответственности за языковую культуру как национальную ценность, осознание эстетической ценности татарского языка. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (татарского) языка, – 136 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 17 часов (0,5 часов в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 часа в неделю), в 8 классе –34 часа (1 часа в неделю), в 9 классе – 17 часа (0,5 часа в неделю). Содержание обучения в 5 классе. Язык и речь. Культура речи. Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая речь. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Текст. Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. Работа с текстами о татарском языке, его роли среди других языков. Разделы науки о языке. Фонетика. Графика. Закон сингармонизма. Органы речи. Согласные звуки. Гласные звуки. Слог. Типы слогов. Ударение. Интонация. Фонетический анализ. Орфоэпия. Понятие об орфоэпии татарского языка. Лексикология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Заимствованные слова. Профессиональная лексика. Устаревшие слова. Историзмы. Неологизмы. Фразеологизмы. Морфемика и словообразование. Корень слова. Аффиксы. Основа. Способы словообразования в татарском языке. Морфология. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Глагол. Изъявительное наклонение. Категория времени. Глаголы настоящего времени. Глаголы прошедшего времени. Глаголы будущего времени. Вспомогательные глаголы. Наречие. Послелоги и послеложные слова. Частицы. Союзы. Сочинительные союзы. Синтаксис. Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Распространенное и нераспространенное предложение. Содержание обучения в 6 классе. Язык и культура. Работа с текстами о взаимовлиянии языка и культуры, о языковых контактах, взаимовлиянии татарского и русского языков. Текст. Выявление структуры текста, особенности абзацного членения. Составление устного текста по картине с использованием своего плана. Составление письменного текста по картине. Информационная переработка текста: составление плана прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме. Разделы науки о языке. Фонетика. Система гласных звуков. Изменения в системе гласных звуков татарского языка. Система согласных звуков. Звук и фонема. Орфография. Правописание букв о, ө, ы, е. Правописание букв ң, җ, һ. Правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков. Правописание букв ъ и ь. Лексикология. Прямое и переносное значения слова. Исконные слова и заимствования в татарском языке. Синонимы, антонимы, омонимы. Диалектные слова. Термины и профессионализмы в татарском языке. Лексический анализ слова. Морфемика и словообразование. Корень слова. Однокоренные слова. Повторение основных способов образования слов. Морфология. Склонение существительных с окончанием принадлежности. Местоимение. Спрягаемые личные формы глагола. Изъявительное наклонение. Повелительное наклонение глагола. Желательное наклонение глагола. Условное наклонение глагола. Неспрягаемые неличные формы глагола. Инфинитив. Имя действия. Причастие. Наречие. Разряды наречий. Степени сравнения наречий. Служебные части речи. Союзы. Союзные слова. Послелоги и послеложные слова. Частицы. Звукоподражательные слова. Междометия. Модальные слова. Морфологический анализ частей речи. Синтаксис. Пунктуация. Грамматическая основа предложения. Выражение сказуемого различными частями речи. Выражение подлежащего различными частями речи. Второстепенные члены предложения. Предложения с обращениями и вводными словами. Синтаксический анализ простого предложения. Содержание обучения в 7 классе. Общие сведения о языке. Понятие о литературном языке. Определение места татарского языка среди других языков. Язык и культура. Язык как зеркало культуры. Эссе «Родной (татарский) язык». Разделы науки о языке. Фонетика. Гласные звуки в татарском и русском языках. Взаимодействие соседних гласных и согласных звуков. Согласные звуки в татарском и русском языках. Ударение. Случаи, когда ударение не сохраняется в собственных и заимствованных словах татарского языка. Орфография. Орфографический словарь татарского языка. Лексикология. Основные способы толкования лексического значения слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Синонимы, антонимы и омонимы родного языка. Ономастика и её разделы. Гидронимы, ойконимы Республики Татарстан. Морфология. Неспрягаемые неличные формы глагола. Причастие, его грамматические признаки. Синтаксическая функция причастия. Деепричастие, его грамматические признаки. Отрицательная форма деепричастий. Наречие и его виды. Морфологический анализ наречия. Синтаксис. Пунктуация. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата как способ передачи чужой речи. Преобразование прямой речи в косвенную речь. Понятие о сложных предложениях. Сложносочинённое предложение. Союзная и бессоюзная связь частей. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Содержание обучения в 8 классе. Язык и культура. Взаимосвязь языка и культуры. Языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах. Чтение текстов с фразеологизмами. Выявление особенностей употребления фразеологизмов в текстах. Текст. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение). Составление собственных текстов заданного типа. Составление собственных текстов по заданным заглавиям. Работа с текстами о языках России. Разделы науки о языке. Орфоэпия. Нарушение орфоэпических норм. Подвижное татарское ударение. Орфография. Сложные случаи орфографии. Правила правописания сложных слов. Правила правописания парных слов. Присоединение окончаний к заимствованиям. Лексикология. Активная и пассивная лексика. Топонимика. Виды топонимов. Ойконимы. Гидронимы. Морфология. Имя прилагательное. Субстантивация прилагательных. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Инфинитив. Причастие. Деепричастие. Выражение степени совершения действия в татарском языке. Имя действия и его грамматические признаки. Субстантивация имени действия. Служебные части речи. Послелоги. Союзы. Модальные части речи. Морфологический анализ самостоятельных частей речи. Синтаксис. Пунктуация. Виды сложных предложений: сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Сопоставление сложноподчинённых предложений татарского и русского языков. Виды сложноподчинённых предложений. Синтетическое сложноподчинённое предложение. Аналитическое сложноподчинённое предложение. Виды придаточных частей сложноподчинённого предложения: подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные, времени, места, образа действия, меры и степени, цели, причины, условия, уступки. Синтаксический разбор сложного предложения. Содержание обучения в 9 классе. Текст. Осуществление информационной обработки текстов (создание тезисов, конспектов, рефератов, рецензий). Общая информация о стилях речи, их особенностях. Разделы науки о языке. Фонетика (повторение изученного материала в 5–8 классах). Предмет изучения фонетики. Способы образования звуков. Гласные и согласные звуки. Изменения в системе гласных звуков татарского языка. Изменения в системе согласных звуков татарского языка. Позиционные изменения звуков. Лексикология. Слово – основная единица языка. Диалектизмы. Профессионализмы. Устаревшие слова. Неологизмы. Лексический анализ слова. Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный анализ слов. Морфология (повторение изученного материала в 5–8 классах). Самостоятельные части речи. Имя существительное. Категория падежа. Категория принадлежности. Склонение существительных с окончанием принадлежности по падежам. Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных. Субстантивация прилагательных. Местоимение. Имя числительное. Разряды числительных. Наречие. Разряды наречий. Звукоподражательные слова. Выражение степени совершения действия в татарском языке. Предикативные слова. Модальные части речи. Служебные части речи: послелоги и союзы. Союзные слова. Морфологический анализ. Синтаксис. Сложносочинённые предложения. Сложноподчинённые предложения. Виды сложноподчинённых предложений. Синтаксический анализ предложения. Стилистика. Употребление стилистически окрашенной лексики и фразеологии. Использование языковых средств. Синонимия словосочетаний. Синонимия предложений. Научный стиль. Разговорный стиль. Официально-деловой стиль. Художественный стиль. Публицистический стиль. Планируемые результаты освоения программы по родному (татарскому) языку на уровне основного общего образования. В результате изучения родного (татарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном (татарском) языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (татарском) языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство); 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (татарского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (татарского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (татарскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (татарском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. В результате изучения родного (татарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделённых критериев. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (татарском) языке; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; проводить выбор и брать ответственность за решение. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций; осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится: владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; составлять собственные тексты, используя материал урока, образец, ключевые слова, вопросы или план; понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи; правильно бегло, осознанно и выразительно читать тексты на татарском языке; читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым); письменно выполнять языковые (фонетические, лексические и грамматические) упражнения; излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, соответствие теме, связность); владеть видами устной и письменной речи; различать понятия «язык» и «речь», виды речи и формы речи: диалог и монолог; иметь представление о законах сингармонизма: различать нёбную и губную гармонию; распознавать гласные и согласные звуки; понимать смыслоразличительную функцию звука; анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции отдельные звуки речи; иметь представление об особенностях произношения и написания слов; понимать устройство речевого аппарата; правильно употреблять звуки [э] [ц], [щ], буквы, обозначающие их при письме; иметь представление о правописании букв, обозначающих сочетание двух звуков: е, ё, ю, я; определять открытый и закрытый слог; различать ударный слог, логическое ударение; правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией знак препинания; распознавать повелительные и побудительные предложения; проводить фонетический анализ слова; определять лексическое значение слова по контексту; выявлять профессиональную лексику; использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы; распознавать в речи фразеологизмы, определять их значение; распознавать устаревшие слова, историзмы, неологизмы (простейшие случаи); различать слова общетюркского происхождения и заимствования; выделять в заимствованных словах корень, аффикс, основу; различать формообразующие и словообразующие аффиксы; иметь представление о способах словообразования в татарском языке; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; определять части речи: самостоятельные и служебные; определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи; распознавать корневые, производные, сложные, парные и составные имена существительные; иметь представление о категориях принадлежности в именах существительных; определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи; образовывать сравнительную, превосходную, уменьшительную степень имён прилагательных; распознавать корневые, производные, сложные, парные и составные имена прилагательные; определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции местоимения; различать значение и употребление в речи личных местоимений; склонять указательные местоимения по падежам; определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции количественных, порядковых числительных; иметь общее представление о склонении количественных числительных по падежам; соблюдать правила правописания и способы образования (корневые, сложные, парные и составные) числительных; определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола в изъявительном наклонении, объяснять его роль в речи; образовывать временные формы глагола; различать спряжение глаголов настоящего, прошедшего (определённого и неопределённого) и будущего (определённого и неопределённого) времени в положительном и отрицательном аспектах; правильно употреблять в речи вспомогательные глаголы; определять общее грамматическое значение наречий; объяснять употребление их в речи; распознавать разряды наречий (места, времени); проводить морфологический анализ изученных частей речи; различать послелоги и послеложные слова; понимать особенности употребления послелогов со словами в различных падежных формах; распознавать частицы; соблюдать правила правописания частиц; распознавать союзы; составлять предложения с союзами; различать главные и второстепенные члены предложения; находить и самостоятельно составлять предложения с однородными членами; использовать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами; распознавать распространённые и нераспространённые предложения; понимать выражение главных членов предложения; определять орфографические ошибки и исправлять их; формулировать понятия о культуре речи; речевом этикете татарского языка; соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; соблюдать интонацию, осуществлять выбор и организацию языковых средств, и самоконтроль своей речи. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится: участвовать в диалогах, беседах, дискуссиях на различные темы; подробно и сжато передавать содержание прочитанных текстов; воспринимать на слух и понимать основное содержание аудио- и видеотекстов; читать и находить нужную (интересующую) информацию в текстах; определять тему и основную мысль текста; корректировать заданные тексты с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи; писать тексты с использованием картины, произведения искусства; составлять план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; различать гласные переднего и заднего ряда; огублённые и неогублённые; давать полную характеристику гласным звукам; определять комбинаторные и позиционные изменения гласных (в рамках изученного); различать звук и фонему; распознавать виды гармонии гласных; различать виды редукции гласных; правильно употреблять звук [ʼ] (гамза); определять место образования согласных звуков; определять качественные характеристики согласных звуков; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов; понимать ассимиляцию согласных; соблюдать правила правописания букв, обозначающих сочетание двух звуков; букв ъ и ь; различать слова тюркского происхождения, арабско-персидские, европейские, русские заимствованния; использовать словарь синонимов и антонимов; выявлять диалектные слова; определять термины и профессионализмы в татарском языке; проводить лексический анализ слова; образовывать однокоренные слова; склонять существительные с окончанием принадлежности по падежам; распознавать личные, указательные, вопросительные, притяжательные, неопределённые, определительные и отрицательные местоимения; определять общее значение, употребление в речи повелительного, условного наклонения глагола; распознавать спрягаемые личные формы глагола (изъявительное, повелительное, условное и желательное наклонение); различать неспрягаемые неличные формы глагола (инфинитив, имя действия, причастие); образовывать разряды наречий, степени сравнения наречий; употреблять в речи звукоподражательные слова, междометия, модальные слова и частицы; определять служебные части речи; определять грамматическую основу предложения; распознавать выражение сказуемого и подлежащего различными частями речи; находить второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство); находить вводные слова; обращения; определять употребление их в речи; проводить синтаксический анализ простого предложения; ставить знаки препинания в простом предложении; развивать речевую и мыслительную деятельность, а также коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие владение татарским языком в разных ситуациях; соблюдать при речевом общении основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы татарского литературного языка. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится: передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; понимать текст как речевое произведение, выявлять его структуру, особенности абзацного членения; давать развернутые ответы на вопросы; владеть правилами орфографии при написании часто употребляемых слов; проводить сопоставительный анализ гласных звуков татарского и русского языков; проводить сопоставительный анализ согласных звуков татарского и русского языков; правильно ставить ударение в заимствованных словах; работать с толковым словарём татарского языка; понимать ономастику и её разделы; выявлять топонимы; выявлять синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов; определять неспрягаемые формы глагола (причастие прошедшего, настоящего и будущего времени, деепричастие); понимать синтаксическую функцию причастия и деепричастия; определять разряды наречий (наречия образа действия, меры и степени, сравнения, места, времени, цели), образование наречий; выявлять синтаксическую роль наречий в предложении; определять способы передачи чужой речи; распознавать прямую и косвенную речь; определять строение предложений с прямой речью; воспринимать цитаты как способ передачи чужой речи; выделять цитаты знаками препинания; преобразовывать прямую речь в косвенную; иметь представление о сложном предложении; различать и правильно строить простое и сложное предложение с сочинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; уместно использовать необщеупотребительную лексику (сленг, диалектную, профессиональную лексику) в соответствии с ситуацией общения; развивать речевую и мыслительную деятельность, а также коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие владение татарским языком в разных ситуациях. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: кратко высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения; определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение) и создавать собственные тексты заданного типа; работать с книгой, статьями из газет и журналов, интернет-ресурсами; писать собственные тексты по заданным заглавиям; проводить краткие выписки из текста для использования их в собственных высказываниях; использовать орфоэпический словарь татарского языка при определении правильного произношения слов; использовать подвижное татарское ударение; определять ударения в сложных, парных словах; присоединять окончания к заимствованиям; различать активную и пассивную лексику; отличать различные виды топонимов, в частности ойконимы и гидронимы; понимать выражение степени протекания действия в татарском языке; распознавать случаи субстантивации имени действия; понимать субстантивацию прилагательных; изменять имена прилагательные по падежам; определять понятие о сложносочинённом предложении; выделять главную и придаточную части сложноподчинённого предложения; понимать смысловые отношения между частями сложноподчинённого предложения; выявлять виды сложноподчинённых предложений (подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные, времени, места, образа действия, меры и степени, цели, причины, условные, уступительные); определять синтетическое сложноподчинённое предложение, синтетические средства связи; распознавать аналитическое сложноподчинённое предложение, аналитические средства связи; ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях; распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, полные и неполные предложения (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения); проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике; представлять родную страну и культуру на татарском языке; понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится: извлекать информацию из различных источников, пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; осуществлять информационную обработку текстов (создавать тезисы, конспект, реферат, рецензию); наблюдать за использованием слов в художественной и разговорной речи, публицистических и учебно-научных текстах; сопоставлять сложноподчинённые предложения татарского и русского языков; определять основные нормы современного татарского литературного языка; определять стили речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический); осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. 1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс Блок Темы Кол– во часов Характеристики основных видов деятельности обучающихся 5 класс Речевая деятельность и культура речи Устная и письменная речь Диалогическая и монологическая речь 1 1 Понимать отличия устной и письменной речи. Формулировать понятие о языке и речи, видах речи и формах речи: речи; речевом этикете татарского языка. Составлять различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений). Формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них. Составлять собственные тексты, пользуясь материалом урока, образцом, ключевыми словами, вопросами или планом. Понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи. Правильно бегло, осознанно и выразительно читать тексты на татарском языке. Письменно выполнять языковые (фонетические, лексические и грамматические) упражнения. Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, соответствие теме, связность). Соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Соблюдать интонацию, осуществлять адекватный выбор и организацию языковых средств, и самоконтроль своей речи. «Мин» («Я») Закон сингармонизма Фонетика, графика Органы речи Согласные звуки Гласные звуки Изложение Слог. Типы слогов Ударение. Интонация Фонетический анализ 9 1 1 1 1 1 1 1 1 Знать закон сингармонизма: различать небную и губную гармонию. Понимать устройство речевого аппарата. Распознавать гласные и согласные звуки. Понимать смыслоразличительную функцию звука. Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции: отдельные звуки речи. Правильно употреблять звуки [э] [ц], [щ], буквы, обозначающие их на письме. Правильно писать буквы, обозначающие сочетание двух звуков: е, ё, ю, я. Определять открытый и закрытый слог. Определять ударный слог, логическое ударение. Читать различные предложения с правильной интонацией. Распознавать повелительные и побудительные предложения. Проводить фонетический анализ слова. Орфоэпия Понятие об орфоэпии татарского языка 1 «Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня») Лексикология Лексическое значение слова Синонимы. Антонимы. Омонимы Заимствованные слова Неологизмы Фразеологизмы 8 Морфемика и словообразова ние Корень слова. Аффиксы. Основа Способы словообразования в татарском языке Изложение «Туган җирем» («Моя Родина») Морфология Части речи Имя существительное Имя прилагательное Местоимение Имя числительное Глагол. Категория времени Контрольный диктант Глаголы настоящего времени Глаголы прошедшего времени Глаголы будущего времени Вспомогательные глаголы Наречие Сочинение 1 1 1 1 1 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Правильно писать и произносить слова. Произносить звуки и сочетания звуков, ставить ударение в словах в соответствии с нормами современного татарского литературного языка. Определять лексическое значение слова. Распознавать профессиональную лексику. Использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы. Определять лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы). Распознавать устаревшие слова, историзмы, неологизмы (простейшие случаи). Различать заимствования и слова общетюркского происхождения. Распознавать в речи фразеологизмы, выявлять их значение. Выделять в словах корень, аффикс, основу. Различать формообразующие и словообразующие аффиксы. Различать способы словообразования в татарском языке. Проводить морфемный и словообразовательный анализ слов. Определять части речи: самостоятельные и служебные. Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи. Распознавать корневые, производные, сложные, парные и составные имена существительные. Определять категорию принадлежности в именах существительных. Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи. Образовывать сравнительную, превосходную, уменьшительную степень имен прилагательных. Узнавать корневые, производные, сложные, парные и составные имена прилагательные. Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции местоимения. Различать значение и употребление в речи личных местоимений. Склонять личные и указательные местоимения по падежам. Распознавать указательные местоимения. Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции количественных, порядковых числительных. Склонять количественные числительные по падежам. Правильно писать и образовывать (корневые, сложные, парные и составные) числительные. Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола в изъявительном наклонении, объяснять его роль в речи. Образовывать временные формы глагола. Спрягать глаголы настоящего, прошедшего (определенного и неопределенного) и будущего (определенного и неопределенного) времени в положительном и отрицательном аспектах. Правильно употреблять в речи вспомогательные глаголы. Определять общее грамматическое значение наречий. Объяснять употребление их в речи. Распознавать разряды наречий (места, времени). «Татар дөньясы» («Мир татарского народа») Частицы Союзы 3 1 1 Сочинительные союзы Итого: 1 Распознавать частицы. Правильно писать частицы. Распознавать союзы. Составлять предложения с союзами. Проводить морфологический анализ изученных частей речи. 34 6 класс «Мин» («Я») Фонетика Система гласных Звуков Звук и фонема Система согласных звуков Орфография 3 1 Правописание букв о, ө, ы, е Правописание букв ң, җ, һ 1 «Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня») Лексикология Заимствования в татарском языке Синонимы, антонимы Диалектные слова 4 Корень слова. Однокоренные слова 1 Морфемика и словообразова ние «Туган җирем» («Моя Родина») Местоимение 1 1 1 1 9 1 Различать гласные переднего и заднего ряда; огубленные и неогубленные. Давать полную характеристику гласным звукам. Определять комбинаторные и позиционные изменения гласных (в рамках изученного). Распознавать виды гармонии гласных. Использовать знания по фонетике и графике в практике правописания слов. Правильно писать буквы, обозначающие сочетание двух звуков; букв о, ө, җ, ң, һ, ъ и ь. Правильно писать буквы, обозначающие сочетание двух звуков; ъ и ь. Различать арабско-персидские, европейские, русские заимствования, слова тюркского происхождения. Составлять предложения с заимстованными словами. Использовать словарь синонимов и антонимов. Выявлять диалектные слова. Определять термины и профессионализмы в татарском языке. Проводить лексический анализ слова. Находить корень слова. Образовывать новые слова путем присоединения аффиксов, сложения слов. Образовывать однокоренные слова. наклонение Повелительное наклонение глагола. Желательное наклонение глагола Условное наклонение глагола Неспрягаемые формы глагола. Инфинитив Причастие Разряды наречий. Степени сравнения наречий Частицы Звукоподражательные слова Междометия. Модальные слова «Татар дөньясы» («Мир татарского народа») Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 условного наклонения глагола. Распознавать спрягаемые личные формы глагола (изъявительное, повелительное, условное и желательное наклонение). Использовать в речи аналитические формы желательного наклонения. Различать неспрягаемые неличные формы глагола (инфинитив, имя действия, причастие). Образовывать разряды наречий. Различать степени сравнения наречий. Употреблять в речи частицы, звукоподражательные слова, междометия, модальные слова. Определять союзы, союзные слова, послелоги и послеложные слова. Проводить морфологический анализ. 1 17 7 класс Речевая деятельность и культура речи Язык как зеркало Культуры. Эссе «Родной (татарский) язык» «Мин» («Я») Фонетика Гласные звуки в татарском и русском языках 1 5 1 Определять место татарского языка среди других языков. Писать творческую работу. Передавать содержание текста с изменением лица рассказчика. Понимать текст как речевое произведение, выявлять его структуру, особенности абзацного членения. Давать развернутые ответы на вопросы. Использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте. Уместно использовать необщеупотребительную лексику (сленг, диалектную, профессиональную лексику) в соответствии с ситуацией общения. Развивать речевую и мыслительную деятельность, а также коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение татарским языком в разных ситуациях. Делать сопоставительный анализ гласных звуков татарского и русского Орфография Согласные звуки в татарском и русском языках Ударение. Случаи, когда ударение не сохраняется в собственных и заимствованных словах татарского языка 1 Орфографический 1 1 языков. Правильно произносить гласные звуки в заимствованных словах. Выявлять аккомодацию. Определять особенности аккомодации в татарском языке. Делать сопоставительный анализ согласных звуков татарского и русского языков. Выявлять сходства и различия звуковых систем татарского и русского языков. Ставить ударение в заимствованных словах. Правильно ставить ударение в глаголах. Владеть правилами орфографии при словарь татарского языка. Изложение «Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня») Лексикология Основные способы толкования лексического значения слова Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значения слова Диктант Синонимы, антонимы и омонимы родного языка Сочинение 1 6 1 1 1 1 1 1 «Туган җирем» («Моя Родина») Морфология Неспрягаемые неличные формы глагола Причастие, его грамматические признаки Синтаксическая функция причастия Творческая работа Сочинение Деепричастие, его грамматические признаки Отрицательная форма деепричастий Наречие и его виды Морфологический анализ наречия Изложение 10 1 «Татар дөньясы» («Мир татарского народа») Синтаксис. Способы передачи Пунктуация чужой речи 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 написании часто употребляемых слов. Работать с орфографическим словарем татарского языка. Работать с толковым словарем татарского языка. Повторить однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов. Распознавать разделы ономастики. Выявлять виды топонимов. Составлять текст, используя карту Республики Татарстан. Правильно произносить и писать названия водных объектов и населенных пунктов Республики Татарстан. Выявлять синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов. Определять неспрягаемые формы глагола (причастие прошедшего, настоящего и будущего времени, деепричастие). Образовывать причастия настоящего, прошедшего и будущего времени. Правильно использовать причастия в речи. Выявлять синтаксическую функцию причастия и деепричастия. Образовывать формы деепричастий. Использовать в речи отрицательные формы деепричастий. Составлять предложения с деепричастиями. Определять разряды наречий (наречия образа действия, меры и степени, сравнения, места, времени, цели). образование наречий. Выявлять синтаксическую роль наречий в предложении. Определять способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь Диалог Цитата как способ передачи чужой речи Преобразование прямой речи в косвенную речь Понятие о сложных предложениях. Сложносочиненное предложение Контрольный диктант Союзное сложносочиненное предложение Бессоюзное сложносочиненное предложение Знаки препинания в сложносочиненных предложениях Тест Итого: 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Распознавать прямую и косвенную речь. Составлять предложения с прямой речью. Использовать цитаты для передачи чужой речи. Выделять цитаты знаками препинания. Преобразовывать прямую речь в косвенную речь. Формировать понятие о сложном предложении. Определять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в татарском языке. Указывать тип сложного предложения (союзное, бессоюзное). Определять средство связи в бессоюзных сложносочиненных предложениях. Различать и правильно строить простое и сложное предложение с сочинительными союзами. Использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте. 34 8 класс Речевая деятельность и культура речи Взаимосвязь языка и Культуры. Особенности употребления фразеологизмов в речи 1 Находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах. Выявлять особенности употребления фразеологизмов в текстах. Кратко высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения. Определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение) и создавать собственные тексты заданного типа. Работать с книгой, статьями из газет и журналов, Интернет ресурсами. Писать собственные тексты по заданным заглавиям. Делать краткие выписки из текста для использования их в собственных высказываниях. Представлять родную страну и культуру на татарском языке. Использовать мимику и жесты в разговорной речи. «Мин» («Я») Орфоэпия Нарушение орфоэпических норм Орфография 6 1 Сложные случаи орфографии. Изложение Правила правописания сложных слов Правила правописания парных слов Диктант «Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня») Лексикология Активная и пассивная лексика Изложение Топонимика. Виды топонимов 1 «Туган җирем» («Моя Родина») Морфология Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола Инфинитив Причастие. Деепричастие Имя действия и его грамматические признаки 9 1 1 1 Использовать орфоэпический словарь татарского языка при определении правильного произношения слов. Определять ударения в сложных, парных словах. Правильно определять словесное ударение в татарском языке. Находить в словах изученные орфограммы. Правильно писать сложные и парные слова. Присоединять окончания к заимствованиям. 1 1 3 1 1 1 1 1 1 Различать активную и пассивную лексику. Находить в отрывках из художественных произведений пассивную лексику. Отличать различные виды топонимов, в частности ойконимы и гидронимы. Составлять текст, используя карту Российской Федерации. Правильно произносить и писать на татарском языке названия географических объектов и населенных пунктов России. Повторять спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Правильно использовать в речи формы инфинитива, причастия и деепричастия. Выделять причастия и деепричастия в тексте. Образовывать формы выражения степени протекания действия. Использовать в речи формы, обозначающие начало, продолжение и завершения действия. Субстантивация имени действия Служебные части речи. Послелоги Союзы Модальные части речи Сочинение «Татар дөньясы» («Мир татарского народа») Синтаксис. Виды сложных Пунктуация предложений: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения Сопоставление сложноподчиненных предложений татарского и русского языков Виды сложноподчиненных предложений Синтетическое сложноподчиненное предложение Аналитическое сложноподчиненное предложение Подлежащные придаточные предложения Сказуемные придаточные предложения Сочинение Синтаксический разбор предложения Контрольный диктант Тест 1 1 1 1 1 Определять вспомогательные глаголы при образовании форм выражения степени протекания действия. Распознавать случаи субстантивации имени действия. Различать субстантивированные прилагательные. Изменять имена прилагательные по падежам. Составлять предложения с послелогами, союзами и модальными частями речи. 15 1 1 3 2 2 1 1 1 1 1 1 Определять сложносочиненные предложения. Выделять главную и придаточную части сложноподчиненного предложения. Выявлять смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения. Различать виды сложноподчиненных предложений (подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные, времени, места, образа действия, цели, меры и степени, цели, причины, условные, уступительные). Составлять синтетические сложноподчиненные предложения. Определять синтетические средства связи. Распознавать аналитические сложноподчиненные предложения, аналитические средства связи. Ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения). Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений. Применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике. Итого: 34 9 класс Речевая деятельность и культура речи Работа с текстом. Стили речи и их особенности 1 «Мин» («Я») Фонетика Предмет изучения (повторение фонетики изученного Гласные и согласные материала в 5звуки 8 классах) Изменения в системе гласных и согласных звуков татарского языка Сочинение 4 1 «Тирә-як, көнкүреш» («Мир вокруг меня») Лексикология Слово – основная единица языка Профессионализмы Изложение Лексический анализ слова 6 1 1 1 1 1 1 1 Формировать умения пользоваться мелодикой, динамикой, темпом, тембром как средствами выражения эмоций в определенных речевых ситуациях. Извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой. Осуществлять информационную обработку текстов (создавать тезисы, конспект, реферат, рецензия). Использовать основные понятия фонетики. Понимать устройство речевого аппарата, способы образования звуков языка. Выделять в слове звуки и характеризовать их. Различать комбинаторные и позиционные изменения звуков. Определять редукцию гласных, ассимиляцию гласных и согласных звуков. Определять случаи добавления гласных звуков в заимствованных словах. Проводить фонетический анализ. Понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка. Использовать в речи диалектизмы. Определять профессиональную лексику. Правильно употреблять в речи устаревшие слова, жаргонизмы и неологизмы. Выявлять со словарем значения исторических слов. Неологизмы 1 Проводить лексический анализ. Морфемный и Морфемика и словообразован словообразовательны й анализ слов ие «Туган җирем» («Моя Родина») Самостоятельные Морфология части речи (повторение изученного Имя прилагательное. материала в 5- Степени сравнения 8 классах) прилагательных Изложение 1 Проводить морфемный и словообразовательный анализ слов. «Татар дөньясы» («Мир татарского народа») Проектная работа Синтаксический анализ предложению Тест 3 3 1 1 1 1 1 1 17 Группировать части речи по заданным морфологическим признакам. Определять значение и употребление в речи имен существительных. Выделять имена существительные собственные и нарицательные. Изменять имена существительные по падежам. Присоединять окончания принадлежности. Склонять существительные с окончанием принадлежности по падежам. Определять значение и употребление в речи имен прилагательных. Образовывать степени сравнения прилагательных. Формулировать общее представление о разрядах числительных. Определять значение и употребление в речи личных местоимений. Определять значение и употребление в речи вспомогательных глаголов. Использовать формы выражения степени протекания действия в речи. Давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи Использовать предикативные слова. Определять звукоподражательные слова.